Глава 3. образ я как педагогическая проблема
Разработка проблемы развития образа Я личности в педагогике получила свое развитие сравнительно недавно. Ей посвящены работы таких исследователей, как И. Б. Котоваи Е. Н. Ши-янов. Обращаясь к сущностному смыслу Я, они апеллируют к таким понятиям, как "самость", "социумность" (Котова, Шия-нов, 1997.). Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюса направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно — две стороны самосозидания.
Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.
Социумность отражает внешний план развития личности и прежде всего социальный. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее Я, которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.
В современной науке набирает силу тенденция рассмотрения человека как неотъемлемой части в единой системе мироздания, природно-социальной эволюции. Человек выступает как сложная система, открытая внешним воздействиям, постоянно развивающаяся, осуществляющая непрерывный диалог с окружающим миром, оказывающая в ходе своего общественно-исторического становления и деятельности обратные воздействия на мир вокруг. Эта тенденция своими корнями уходит в естественнонаучные традиции В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и др., основывается на трудах таких представителей отечественного человекознания, как Л. Н. Гумилев, В. А. Лекторский, Б. Г. Ананьев и др. Исследования в данном направлении активно развиваются в рамках синергетической концепции, которая становится одной из ведущих в современном естествознании.
С позиции синергетики человек рассматривается как сложная самрорганизующаяся открытая система, которая обладает уникальными возможностями для самораскрытия личности и ее творческого потенциала (С. В. Кульневич. 1999).
В контексте данной концепции Г. В. Королевой и Г. Н. Сериковым разработана модель соотношения сфер жизнедеятельности и сфер знаний человека. В данной модели в центре находится сам человек с его внутренним миром, чувствами, эмоциями, мыслями, интересами, склонностями и т. д. Рассматривая сферы жизнедеятельности человека, авторы выделяют внутреннюю сферу, которая находится в окружении внешней сферы.
Внутренняя сфера (эндосфера) деятельности человека связана с познанием человеком самого себя, своего внутреннего мира. В ней выделяются следующие направления развития личности: духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое. Эндосфера находится в окружении двойственной по природе экзосферы: 1) природосфера — среда обитания человека; 2) социосфера — сфера, организованная самим человеком. Эти сферы связаны между собой сферой деятельности человека, которая направлена на приобретение и обогащение знаний человека не только об окружающем, но и прежде всего о самом индивиде, его возможностях, потребностях. Приобретаемая таким образом информация направлена на самопознание личности, служит источником развития образа Я человека.
В исследовании В. А. Вединяпиной1 отмечается актуальность и малоисследованность внутренней сущностной силы человека. Автор считает значимым определение фундамента, на котором интегрируются основные модальности человека (индивида, субъекта, личности, индивидуальности). Особое значение в становлении человека субъектом, отмечает автор, имеет выражение "Я". Я рассматривается как всеобщность, свойственная всем, каждому Я, которая своим объектом имеет это частное, мое Я.
Процесс становления субъекта Я определяется В. А. Вединяпиной как произвольная активность человека в деятельности посредством труда, преодоления трудностей, самоорганизации, самоосуществления, проявления, развития и формирования самости2.
1 Вединяпина В. А. Субъект-Я как педагогическая проблема: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.
2 Там же. С. 180.
В работах К. И. Непомнящей образ ». рассматривается через призму ценностности личности. Ценностность имеет две стороны: 1) значимость для субъекта определенных сторон действительности: 2) представление о себе — образ Я. Образ Я выделяется в процессе "долевых" действий субъекта. Содержание образа Я включает два существенных момента: Я как носитель "роли" другого (не— Я), и Я как источник действий, соответствующих "роли". Восприятие себя изначально действенно. . Образ Я, подчеркивает К. И. Непомнящая, связан как с эмоциональным состоянием субъекта, так и с его деятельностной активностью. Образ Я опредмечивается в становлении ценностности путем перехода первоначального выделения себя как носителя "роли" в развивающееся представление о себе как субъекте внутренних переживаний. На основе выделения себя как источника действий развивается представление о своем Я как субъекте активности. В таком понимании, полагает К. И. Непомнящая, смысл Я носит оценочный характер.
Ролевой интерпретации образа Я посвящены работы, выполненные Н. Р. Милютиной1 и Т. А. Ольховой2.
В работе Н. Р. Милютиной формирование образа Я студента рассматривается в контексте присвоения им культурных ценностей российского народа и отмечается влияние национальной культуры и менталитета на гармоничность и целостность развивающейся личности педагога дошкольного учреждения, в частности его образа Я.
Т. А. Ольховой исследуется становление образа "Я — будущий педагог" у студентов педагогического университета. Автор доказывает, что эффективность этого процесса находится в непосредственной зависимости от включения в его содержание культурно-педагогических ценностей, которыми овладевает студент в вузе.
Изучению образа Я дошкольника в определенной мере посвящена работа С. А. Козловой "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". Автор описывает методические приемы, направленные на исследование ребенком себя в контексте социальной действительности.
! Милютина Н. Р. Боепитание личности дощкольного раоотника как процесс культурной идентификации: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
2 Ольховая Т. А. Становление образа "Я — будущий педагог" студента университета: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
Одной из главных задач является ознакомление дошкольника с собственным организмом, функциями его отдельных органов. Значимость проведения работы в этом направлении обосновывается необходимостью воспитания потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье.
С. А. Козлова считает, что "познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье, и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью"1.
Эти работы еще раз подчеркивают невозможность однозначности трактовок образа Я, а также малоисследованность данной проблемы в педагогической науке.
Итак, генезис взглядов, анализ теоретических позиций отечественных и зарубежных ученых позволяют резюмировать, что образ Я — это представления человека о себе, формирующиеся в процессе взаимодействия с окружающим миром и самопознания. Основные компоненты образа Я — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой). Целостность образа Я обеспечивается за счет гармоничного развития этих компонентов.
Контрольные вопросы и задания
1) Как вы понимаете смысл понятий "самость" и "социум-ность"?
2) Как соотносится категория субъектности с категорией образа Я в современных педагогических технологиях?
3) В каком направлении, на ваш взгляд, должны развиваться современные педагогические теории формирования образа Я личности?
Литература для самообразования
Королева Г. В., Сериков Г. Н. Сферы жизнедеятельности человека. Проектирование национально-регионального компонента
1 Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998. С. 87.
государственного образовательного стандарта // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов. Вып. 1. Челябинск, 1995. С. 23.
Непомнящая Н, И„ Каневская М- Е., Пахомова О. Н., Бар-цалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как центральный компонент психической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 20—30.
Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д, 1998.
Милютина Н. Р. Воспитание личности дошкольного работника как процесс культурной идентификации: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
Ольховая Т. А. Становление образа "Я — будущий педагог" студента университета: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
Вединяпина В. А. Субъект-Я как педагогическая проблема: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.