Концепции рефлексивного сознания
Значение рефлексивного сознания в развитии образа Я человека исследует В. И. Слободчиков. Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания он считает самосознание, или сознание самости. "Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности" (Слободчиков, 1995).
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание, как указывается в исследованиях В. И. Сло-бодчикова, Е. И. Исаева (1995), может осуществляться в следующих формах:
— Анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами.
— Осознание отношения других ко мне (оценки результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности).
— Самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, анализе мотивов поступков и т. п.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, со-
стояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта самооценка. Установлено, что самооценка может быть адекватной и неадекватной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, который рассматривается как реализация самооценки в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе, или образа Я. Образ Я определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
Положение о том, что в становлении образа Я человека существенное место занимает самоотношение, нашло свое развитие также в трудах А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. "В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе"1.
Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически, замечает А. В. Петровский, психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов. Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности.
Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я. А. В. Петровский называет его еще текущим Я субъекта. Когда человек в какой-то момент говорит или думает: "Я презираю себя", то это не означает, что данная самооценка должна восприниматься как стабильная характери-
• Петровский В. А. Психология неадаптивной активности... С. 137.
1 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М-, 1999.
стика. Через некоторое время это представление о себе может смениться на другое, противоположное.
Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта :— то, каким ок должен бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.
А. В. Петровский указывает еще на один вариант возникновения Я-образа — фантастическое Я, то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа Я очень велико, особенно в подростковом возрасте, в связи со склонно-• стью старшеклассников строить планы на будущее.
Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности. Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная сторона самосознания личности.
Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что делает он, с тем, что от него ожидают окружающие. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский подчеркивают, что человек все, что делает для себя, делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит наоборот.
Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности.
Завышенная самооценка приводит к переоценке себя человеком в ситуациях, которые не дают для этого повода. Чрезмерно низкая самооценка влечет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, тревожности.
Развитие образа Я человека осуществляется во временном аспекте. "Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем" (Петровский, Ярошевский, 1999).
Переживание наличия своего Я является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как "открытие Я". Годовалый малыш начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. В возрасте 2—3 лет ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: "Я сам!" Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в его речи появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим ("Это мое, это не твое!").
На рубеже детского сада и школы возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и т. д. ) пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач. В подростковом и юношеском возрасте начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания ив основном складывается образ Я.
Таким образом, не разграничивая понятия "Образ Я", "Я-образ", "Я-концепция", А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский характеризуют их как относительно устойчивую, не всегда осознаваемую, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
В структуре этой системы выделяют следующие компоненты:
— Когнитивный: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.
— Эмоционально-оценочный: самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. д.
— Поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным.
Как форму переживания человеком своей личности, форму, в которой личность открывает сама себя, рассматривает образ Д. А. Леонтьев1. Он указывает, что Я имеет несколько граней.
Первая — телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образа тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.
Вторая — социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных функций и ролей. У каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей — достаточно важная, но не самая главная характеристика личности, полагает Д. А. Леонтьев.
Третья — психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой Я?". Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией.
Четвертая — ощущение себя источником активности или, наоборот, пассивным объектом воздействий, переживание своей свободы или несвободы. Это то Я, указывает Д. А. Леонтьев, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формуле "Мыслю—'следовательно, существую".
Пятая грань Я — самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным самоотношением Д. А. Леонтьев называет самооценку. Другими проявлениями самоотношения выступают самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное реальными достоинствами человека или недостатками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное от-
1 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.
32 -
ношение к себе, не зависящее от того, есть ли в человеке черты, объясняющие это отношение.
Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, подчеркивает Д. А. Леонтьев, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основе внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная, ведущая к несвободе, — нелюбовью. Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи.
Контрольные вопросы и задания
1) Охарактеризуйте сущность структурного подхода в теории развития личности.
2) Раскройте основные позиции концепции субъектности.
3) В чем заключается развивающее значение внутренних задач на самоопредление, описанных В. А. Петровским?
4) Выделите основные направления концепций рефлексивного сознания, предложенные В. И. Слободчиковым и А. В. Петровским.
5) Дайте характеристику структуре образа Я. Сопоставьте ее компоненты с гранями образа Я Д. А. Леонтьева.
6) В чем вы видите связь структуры личности и образа Я?
Литература для самообразования
Кон И. С. Открытие Я. М., 1978. 367 с.
Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 705 с.
Психология личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Т. 2. Самара, 1999.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.,
1998.
Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М..
1999.