Концепции рефлексивного сознания

Значение рефлексивного сознания в развитии образа Я че­ловека исследует В. И. Слободчиков. Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания он считает са­мосознание, или сознание самости. "Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности" (Слободчиков, 1995).

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависи­мости от целей и задач, стоящих перед человеком, может при­нимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание, как указывается в исследованиях В. И. Сло-бодчикова, Е. И. Исаева (1995), может осуществляться в сле­дующих формах:

— Анализ результатов собственной деятельности, поведе­ния, общения и взаимоотношений с другими посредством со­поставления этих результатов с уже существующими нормати­вами.

— Осознание отношения других ко мне (оценки результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня разви­тия способностей, качеств личности).

— Самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, анализе мотивов поступков и т. п.

Самопознание является основой развития постоянного само­контроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляет­ся в осознании и оценке субъектом собственных действий, со-

стояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реали­зации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку чело­веком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта самооценка. Установлено, что само­оценка может быть адекватной и неадекватной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности че­ловека.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний челове­ка, который рассматривается как реализация самооценки в де­ятельности и во взаимоотношениях с другими.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе, или образа Я. Образ Я определяет отношение индивида к самому себе, выступает ос­новой построения взаимоотношений с другими людьми.

Положение о том, что в становлении образа Я человека су­щественное место занимает самоотношение, нашло свое разви­тие также в трудах А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. "В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек мо­жет относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отноше­нию к самому себе"1.

Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимо­действия. Фактически, замечает А. В. Петровский, психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменя­ющих друг друга Я-образов. Я-образ — не статическое, а дина­мическое образование личности.

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психоло­гии как реальное Я. А. В. Петровский называет его еще теку­щим Я субъекта. Когда человек в какой-то момент говорит или думает: "Я презираю себя", то это не означает, что данная са­мооценка должна восприниматься как стабильная характери-

• Петровский В. А. Психология неадаптивной активности... С. 137.

1 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М-, 1999.

стика. Через некоторое время это представление о себе может смениться на другое, противоположное.

Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта :— то, каким ок должен бы, по его мнению, стать, чтобы соответство­вать внутренним критериям успешности. Идеальное Я высту­пает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

А. В. Петровский указывает еще на один вариант возникно­вения Я-образа — фантастическое Я, то, каким субъект же­лал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, ка­ким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа Я очень велико, особенно в подростковом возрасте, в связи со склонно-• стью старшеклассников строить планы на будущее.

Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности. Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная сторона самосознания личности.

Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что делает он, с тем, что от него ожидают окружающие. А. В. Пет­ровский и М. Г. Ярошевский подчеркивают, что человек все, что делает для себя, делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит наоборот.

Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д. В про­цессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зави­симости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свиде­тельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочув­ствие. Значение этой суммарной оценки удовлетворения свои­ми качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конф­ликтов личности.

Завышенная самооценка приводит к переоценке себя чело­веком в ситуациях, которые не дают для этого повода. Чрез­мерно низкая самооценка влечет к развитию комплекса непол­ноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от иници­ативы, тревожности.

Развитие образа Я человека осуществляется во временном аспекте. "Субъективно переживание собственного Я выражает­ся прежде всего в том, что человек понимает свою тождествен­ность самому себе в настоящем, прошлом и будущем" (Петров­ский, Ярошевский, 1999).

Переживание наличия своего Я является результатом дли­тельного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как "открытие Я". Годовалый малыш начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются на­ходящимися вовне предметами. В возрасте 2—3 лет ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: "Я сам!" Он впер­вые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в его речи появляется личное местоиме­ние), не только выделяя себя из окружающей среды, но и про­тивопоставляя себя всем другим ("Это мое, это не твое!").

На рубеже детского сада и школы возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и т. д. ) пока еще на уровне осоз­нания причин своих успехов и неудач. В подростковом и юно­шеском возрасте начинает формироваться развернутая систе­ма социально-нравственных самооценок, завершается разви­тие самосознания ив основном складывается образ Я.

Таким образом, не разграничивая понятия "Образ Я", "Я-образ", "Я-концепция", А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский характеризуют их как относительно устойчивую, не всегда осоз­наваемую, переживаемую как неповторимую систему представ­лений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

В структуре этой системы выделяют следующие компо­ненты:

— Когнитивный: представление о своих способностях, вне­шности, социальной значимости и т. д.

— Эмоционально-оценочный: самоуважение, самокритич­ность, себялюбие и т. д.

— Поведенческий (волевой): стремление быть понятым, за­воевать симпатии, повысить свой статус или, наоборот, жела­ние остаться незамеченным.

Как форму переживания человеком своей личности, форму, в которой личность открывает сама себя, рассматривает образ Д. А. Леонтьев1. Он указывает, что Я имеет несколько граней.

Первая — телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образа тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая — социально-ролевое Я, выражающееся в ощуще­нии себя носителем тех или иных социальных функций и ро­лей. У каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная иден­тичность человека, определение им себя в терминах выполняе­мых им социальных функций и ролей — достаточно важная, но не самая главная характеристика личности, полагает Д. А. Ле­онтьев.

Третья — психологическое Я. Оно включает в себя вос­приятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой Я?". Психологиче­ское Я составляет основу того, что в психологии называют обра­зом Я или Я-концепцией.

Четвертая — ощущение себя источником активности или, наоборот, пассивным объектом воздействий, переживание сво­ей свободы или несвободы. Это то Я, указывает Д. А. Леонтьев, которое является не представлением о себе, а некоторой пер­вичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формуле "Мыслю—'следовательно, су­ществую".

Пятая грань Я — самоотношение или смысл Я. Наибо­лее поверхностным самоотношением Д. А. Леонтьев называет самооценку. Другими проявлениями самоотношения выступа­ют самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, об­условленное реальными достоинствами человека или недостат­ками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное от-

1 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.

32 -

ношение к себе, не зависящее от того, есть ли в человеке черты, объясняющие это отношение.

Все эти особенности самоотношения, накладывающие огром­ный отпечаток на всю жизнь человека, подчеркивает Д. А. Ле­онтьев, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основе внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная, ведущая к несвободе, — нелюбовью. Самоотношение, таким образом, является механизмом обрат­ной связи.

Контрольные вопросы и задания

1) Охарактеризуйте сущность структурного подхода в тео­рии развития личности.

2) Раскройте основные позиции концепции субъектности.

3) В чем заключается развивающее значение внутренних задач на самоопредление, описанных В. А. Петровским?

4) Выделите основные направления концепций рефлексивного сознания, предложенные В. И. Слободчиковым и А. В. Петров­ским.

5) Дайте характеристику структуре образа Я. Сопоставьте ее компоненты с гранями образа Я Д. А. Леонтьева.

6) В чем вы видите связь структуры личности и образа Я?

Литература для самообразования

Кон И. С. Открытие Я. М., 1978. 367 с.

Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 705 с.

Психология личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Т. 2. Самара, 1999.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.,

1998.

Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М..

1999.


Наши рекомендации