Проблема сознания, концепции сознания

Сознание– это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

До того, как сформировалось современное понимание сознания, в истории философии существовали следующие варианты:

- идеалистический – сознание – это духовная абсолютная сущность;

- религиозный – активный, творческий, имеющий божественную природу дух;

- субъективно-идеалистический – сознание – поток ощущений человека;

- вульгарно-материалистический – сознание – тонкая жидкость, выделяемая мозгом, сознание отождествляется с деятельностью мозга, т.е. сводится к физиологическим процессам.

Структура сознания

Определяется структура сознания по таким признакам, как направленность: бытийное (направленное на внешний мир) и рефлексивное (направленное на внутренний мир). Если выделяют по уровням, то называют: сознательное, бессознательное и подсознательное. Одним из самых распространенных вариантов является выделение следующих структурных элементов: разум, чувства, воля. Разум (интеллект, абстрактное мышление) есть понимание сущностных сторон внешнего мира и самого человека. Основывается на логических законах, отображающих связи объективного мира. Разуму отводят ведущую роль. Чувства (свобода, ответственность, добро, гуманизм, дружба, любовь, патриотизм. Воля (императив) есть побудительный мотив человека к деятельности.

Сознательное и бессознательное

Проблема бессознательного волновала человеческую мысль с древних времен. Бессознательное интерпретировалось по-разному: и как высший уровень познания, интуиция внутреннего голоса (Сократ), и как внутреннее скрытое знание (Платон), и как скрытое от сознания внутреннее помещение (Августин), и как низшая форма духовной деятельности, дремлющие представления – малые перцепции (Лейбниц), и как не освещенные светом сознания чувственные образы, интуиция (Кант), и как воля(Шопенгауэр), и как стихийная «жизненная сила»(Гартман), и, наконец, как комплексы бессознательных влечений, либидо (Фрейд) и архетипы «коллективного бессознательного» (Юнг), «коллективные представления» Э. Дюркгейма, «бессознательные умозаключения»Г. Гельмгольца, «проперцепции» У. Джемса, «динамические стереотипы»И.П. Павлова, «акцепторы действий» П.К. Анохина, диапазон чувствительности И.М. Сеченова, «предвнимание» У. Найссера и т.д.

Бессознательное– это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Бессознательное – сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего, существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер.

Мышление и язык

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы освоения мира связано с возникновением и развитием разговорного языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой, которая нужна человеку для передачи, хранения, обработки и воспроизведения информации.

Язык функционирует в виде речи, формами которой являются внешняя и внутренняя речь. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь опорные слова и темы. Внутренняя речь, выраженная в ключевых словах, концентрирующих в себе смысл всей фразы, иногда целого текста.

Выделяют такие виды языка, как естественный и искусственный.

Естественный (вербальный, звуковой) – обычный человеческий язык. Искусственный – язык знаков и символов. Первый возникает спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы. Второй создается людьми для каких-либо специальных целей (языки математики, логики, шифры и т.п.). Характерная особенность естественных языков – многозначность слов, искусственных – однозначность, точность. Рассмотрим названные языки несколько подробнее.

Естественный языки представляет собой богатейшую развивающуюся целостную систему. Его элементарной единицей, «атомом» языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.п. С начала своего возникновения естественный язык непрерывно изменялся – это было связано с взаимодействием культур, научным и технологическим прогрессом и т.д. Одни слова теряют во времени свои значения («флогистон», «теплород»), другие приобретают новые значения («спутник» как космический аппарат).

Естественный язык как бы живет своей собственной жизнью. Он включает в себя много нюансов и особенностей, что мешает точно выразить мысль (особенно научную) в слове. Не способствует этому наличие в естественном языке множества образных выражений, архаизмов, заимствованных слов, гипербол, идиом, метафор и т.п. Кроме того, естественный язык богат восклицаниями, междометиями, смысл которых трудно передать вне контекста.

Искусственные языки – знаковые системы, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, строгость, однозначность, сжатость и простота выражения. Особенно это характерно для научных целей.

Различают специализированные и неспециализированные языки. Последние предназначены главным образом для международного общения. Наиболее распространенный из них – эсперанто. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвистике и др.), а также быстро развивающийся компьютерный язык, все полнее моделирующий естественный. Искусственные языки являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.

Сознание и мозг

Сознание можно определить через способность отражать.

Отражение – всеобщее свойство материи – это способность материальных явлений, предметов и систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов и систем в процессе взаимодействия с ними.

В развитии отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа: отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение на социальном уровне.

Физико-химическое отражение происходит по законам механики, физики, химии. Оно имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился.

Физиологическое отражение возникает на начальной стадии живой природы и присуще одноклеточным структурам.

Психическое отражение возникает на более высокой стадии развития живой природы. Особое значение здесь имеет возникновение нервных клеток и дифференциация функций между ними.

Сознание – это высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно имеет принципиально иной, чем у животных характер и проявляется в следующих чертах:

1. Чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием.

2. Сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах.

3. Человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер.

Эта специфическая характеристика зависит от материального субстрата – мозга. Сознание находится в подчинении объекта, где играют роль ряд условий:

- особенности строения организма;

- состояния здоровья;

- уровня «образования», культуры в плане духовности;

- социальная обусловленность (конкретно окружение и историческая эпоха).

Считать в этом случае, сознание материальным было бы ошибочно, т.к. оно противоположно (огонь – образ огня), т.е. идеально.

Наши рекомендации