Психосоциальный подход в изучении Я-концепции
Корепанова М. В.
Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: Перемена, 2000. — 120 с.
Представлены основные теоретические положения проблемы становления и развития образа Я личности в современных психолого-педагогических исследованиях. Дан анализ механизмов самопознания, рассмотрены условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста.
Для студентов отделения дошкольной педагогики и психологии, изучающих спецкурс "Самопознание ребенком личностного Я", а также специалистов, интересующихся проблемами развития личности.
© М. В. Корепанова, 2000
ВВЕДЕНИЕ
Ведущая тенденция современной гуманистической педагогики состоит в ее обращении к человеку как субъекту познания, общения и творчества.
Каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является личностью, — подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Определяя свое отношение к другим людям, человек тем самым самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим Я.
Диалектика становления целостного образа Я представлена посредством самосознания как процесса, опосредованного познания личностью себя. Этот процесс во времени связан с движением от единичных ситуативных образов к интегративному и целостному собственному образу Я личности, отличному от других личностей.
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Реальный процесс развития самосознания неразрывно связан с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.
Начала развития образа Я заложены уже в младенчестве и раннем детстве.
Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.
Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не столько техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотношениях субъекта с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения. Одновременно происходит овладение ребенком способами манипулятив-ной деятельности, что так же расширяет границы его самостоятельности, позволяет выделиться из окружающих.
С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я.
Интерес исследователей к феномену образа Я порождает неоднозначность трактовок этого понятия, что в определенной мере затрудняет анализ его содержательного наполнения. В то же время выявление механизмов развития образа Я создает предпосылки для разработки педагогических условий, стимулирующих проявление у дошкольников интереса к себе как субъекту познания и деятельности.
Ребенок не остается с окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ему важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник выступает активно действующим лицом, познает его, а вместе с ним познает и себя. Смысловая сущность пространства, в котором протекает развитие личности ребенка, задается контекстом той исторически сложившейся культуры, в которой вырос и живет ребенок. Овладевая при помощи взрослого укорененными в ней способами практического действия с вещами, нормами морали, формами эстетического созерцания и многим другим, ребенок проходит нелегкий путь становления человека.
Однако взрослый не просто помогает ребенку в этом. Он выступает для него "полномочным представителем" культуры, является посредником между культурой и ребенком. Ведь взрослый — уже "состоявшийся" гражданин человеческой культуры, живой носитель ее традиций, норм и законов. При посредничестве взрослого ребенку предстоит освоить мир культуры, найти в нем свое собственное место.
Обогащение представлений о собственном Я происходит также в процессе контактов ребенка со сверстниками. Наиболее благоприятные условия этих контактов создает детская субкультура. В этом особом, обособленном от воздействий взрослых мире, ребенок чувствует себя психологически защищенным, самостоятельным в принятии решений. Для старших дошкольников взаимодействие со сверстниками создает возможность более пристального отношения к себе, своим качествам и поступкам, побуждает к рефлексивному самооцениванию.
Общение с взрослыми и сверстниками осуществляется в деятельности. Окружающий ребенка предметный мир стимулирует желание и интерес к совместным играм и познанию. В связи с этим предметно-развивающая среда, создаваемая в детских садах, должна отвечать познавательным запросам и потребностям детей. В процессе игр, экспериментирования, выполнения трудовых поручений у ребенка формируется позиция субъекта деятельности, что также ведет к обогащению представлений о собственном Я.
Современная гуманитарная парадигма нацеливает на поиск нетрадиционных методов работы с дошкольниками. Помощь ребенку в познании себя, своих возможностей будет содействовать преодолению однонаправленности педагогической деятельности. Познание мира и познание себя — два неразрывных взаимообусловленных процесса.
Технологии дошкольного образования, обеспечивающие вхождение ребенка в мир, должны учитывать эту дилемму. Вовлечение их в орбиту педагогического процесса будет способствовать созданию на дошкольной ступени образования условий для самопознания, формированию у ребенка представлений о себе, своем месте в социокультурном пространстве.
В научной литературе до сих пор не выработано целостного объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего содержание феномена образ Я. Наиболее часто используются такие генетически родственные термины, как "самосознание", "самопознание", "самоотношение", "самооценка". Я, Я-концепция, "идентичность". Хотя все они взаимосвязаны, их соотношение и значимость в разных научных подходах неодинаковы.
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ "Я" ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В зарубежной психологии проблема "Я" рассматривалась в рамках различных подходов.
Гуманистическое направление
Одним из наиболее фундаментальных тезисов современной гуманистической психологии является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Подобную точку зрения высказывал в своих трудах один из видных представителей данного направления К. Роджерс, подчеркивающий, что поведение можно понять, только обращаясь к целостному человеку. Человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности (Rogers, 1959, 1961).
Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Он начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного Я в переживаниях человека, а начал с представления самости как "неясного, двусмысленного, научно бессмысленного термина" (Rogers, 1959). Однако постепенно Роджерс признал, что самость — значительный элемент в опыте человека, и целью субъекта является достижение своей "реальной сущности". Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий взаимоотношений "Я", или "меня"с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осоз-наванию, хотя не обязательно осознаваемый (Rogers, 1959).
Таким образом, Я — это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет; отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: "Я умный, любящий, честный". С точки зрения фе-
номенологического направления, Я-концепция отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате взаимодействия между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов Я — родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена.
Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но и то, как мы полагаем, какими мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент Я называется "Я-идеальное". По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджеровское понятие Я можно также исследовать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия. Это означает, что структура Я действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура— фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия Я. Так, хотя Я постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди. изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент остаются все теми же людьми. Далее Роджерс предположил, что Я-концепция — это не "маленький человечек в голове", который контролирует действия человека. Я не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И, наконец, панорама опыта и восприятия, известная, как Я, принимается и признается сознанием.
Другой известный психолог — Роберт Берне — рассматривает Я-концепцию как совокупность представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции он называет образом Я или картиной Я; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценкой или принятием себя. Исходя из сказанного, Я-концепция определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Берне подчеркивает три главных элемента в определении установок:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки Берне конкретизирует следующим образом:
1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.
Я-концепция представляется в виде иерархической структуры. На вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. ! Это — "поток сознания", о котором писал Джеймс (1991), или
чувство собственной преемственности и неповторимости. Джеймс выделил в нем два элемента: Я-сознающее и Я-как объект. Однако подчеркнем, что данное разделение носит условный характер, потому что в реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Образ и оценка своего Я предрасполагают к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют различные ракурсы или модальности. В схеме их выделено три (см. рис. 1):
1. Реальное Я— установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Рис. 1. Структура Я-концепции |
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
самого себя в качестве определенного и постоянного лица. Наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности Я становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, он начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в росте и взаимоотношениях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности.
Третья стадия — чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма про-приума — самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение — это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда выполняет что-то самостоятельно. Олпорт утверждал, что, если родители сводят на нет стремления ребенка самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство самоуважения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения. Позже, в возрасте четырех — пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка "Я победил тебя!", когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.
Четвертая стадия — расширение самости. Начиная примерно с 4—6-летнего возраста, проприум человека развивается посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как начинают осознавать, что им принадлежит не только собственное физическое тело, но и определенные значительные элементы окружающего их предметного мира, включая людей. В течение этого периода они научаются постигать значение "мой". Вместе с этим наблюдаются проявления собственичества ("мой мяч", "моя кукла"). Моя мама, моя собака, мой дом рассматриваются как составные части Я.
Пятая стадия — образ себя. Эта форма проприума начинает развиваться в возрасте 5—6 лет, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, воспитатели и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период он начинает понимать различие между "я хороший" и "я плохой". И все же у него еще нет ни достаточно развитого сознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрос-
лым. Олпорт писал по этому поводу: "В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии" (Allport, 1961).
Шестая стадия — рациональное управление самим собой. Между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется рефлексивное мышление. Но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым, полагает, что его семья, группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
Седьмая стадия — проприативное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка — выбор карьеры или других жизненных целей. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — в этом суть проприативного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито неполностью, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание. Как и Эриксон, Олпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты Я уже сформировались.
Кроме вышеизложенных семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один — познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание самого себя представляет собой субъективную сторону Я, но такую, которая осознает объективное Я. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
Интеракционистский подход
Ярким представителем интеракционистского подхода к природе Я-концепции является американский ученый Тамотсу Шибутани. По его мнению, каждый может определить себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств, как неповторимый индивид. Каждый человек, считает Т. Шибутани, обладает относительно устойчивой Я-концепцией, создает собственную рабочую Я-концепцию. Но наряду с ней он постоянно формирует Я-образы, определяющие его поведение в различных ситуациях.
Я-концепция подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями, ее устойчивость определяется "социальным статусом", который Шибутани связывает с положением человека в обществе. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Каждый человек, обладающий устойчивым представлением о себе, легко находит свое место в действиях группы, членом которой он является.
Представления о себе, переживания неразрывно связаны с органическими процессами внутри тела. И хотя, по мнению Шибутани, образ себя ассоциируется у человека с его телом,
оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Он избирательно реагирует на различные сигналы в различное время, в зависимости от того, что он делает.
Шибутани отмечает важность физического облика человека в формировании у него положительной Я-концепции. Например, физические недостатки или цвет кожи могут стать поводом для оскорбительного отношения к человеку.
Формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, социальный класс.
Я-концепция имеет также временные характеристики. Поскольку люди живут во времени и способны обозревать свое поведение ретроспективно и перспективно, они могут организовывать и планировать серию действий, которая охватывает длительный период времени.
Многие особенности человеческого поведения Шибутани пытается объяснить тем, что люди не просто удовлетворяют инстинктивные органические потребности, но пытаются также осуществлять или усиливать то, что связано с их Я-концепциями. Возвышенные идеалы, продолжительная ненависть, страстное желание достигнуть высшего социального статуса — все это становится возможным только вследствие того, что люди не удовлетворяются своим представлением о себе.
Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен действовать по отношению к самому себе.
Люди способны действовать в отношении самих себя точно так же, как они действуют по отношению к другим или как другие действуют по отношению к ним. Я-концепция может быть обнаружена путем изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении самого себя.
Исходя из вышесказанного, Шибутани приходит к заключению: Я-концепция человека есть то, что он значит для самого себя, и подчеркивает, что Я-концепция каждого человека уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом.
В исследованиях Шибутани указываются различия в подвижности и гибкости Я-концепций людей. Одни настолько не уверены в том, что они собой представляют, каковы их права и т, п., они охотно изменяются каждый раз, подчиняясь требованиям любой ситуации, в которой оказываются. Другую крайность представляют люди, которые настолько косны, что не могут измениться даже тогда, когда совершенно очевидна неуместность их поведения. При необходимости они могут внешне приспособиться, но продолжают рассматривать себя в прежнем свете.
Сохранение и повышение ценности своего Я оказывается одной из жизненных потребностей. Но есть люди, которые относятся к себе пренебрежительно. То, как человек оценивает самого себя, может быть определено как уровень собственного достоинства.
Анализ вариантов поведения человека позволил сделать Шибутани вывод: некоторые представления относительно самого себя, которые человек — осознает он их или нет — принимает как нечто само собой разумеющееся, организуется в систему. Это единство делает его поведение последовательным. Концепция человека относительно самого себя — это шаблон поведения, которому принадлежит важная роль в построении многих других сложных форм деятельности.
В работах Шибутани подчеркивается, что с другими значениями Я-концепция может представляться символами, и наиболее важным из этих символов является имя человека. Когда чье-то имя неправильно произносится, забывается или смешивается с другим, обладатель его чувствует себя оскорбленным.
Лицо человека и некоторые его физические особенности также служат символами его Я-концепции. Всякий раз, когда человек совершает что-нибудь особенное и хочет запомнить этот случай, он делает фотографию, на которой хорошо видно его лицо.
Итак, части тела, которые играют роль в формировании Я-концепции, могут быть ее символами.
Остановимся на механизме формирования у человека представления о себе. В исследованиях Шибутани указывается, что этот процесс протекает на основе двух типов сенсорных сигналов.
Первый связан с тем, что он может воспринимать непосредственно, — свою речь, движения, мускульные сокращения, удовольствие или боль. Однако осязательные, тепловые, боле-
вые и другие ощущения могут быть организованы в единое целое только после того, как человек в состоянии определить себя как отличное от других существо.
Второй ряд сигналов — реакции окружающих людей — играет важную роль в создании такого единства.
Концепция самого себя — это, по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Итак, Я-концепция развивается в социальном взаимодействии. Каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие.
В процессе своей жизни каждый человек играет несколько ролей и действует как-то иначе в каждой ситуации, и всякий раз у него возникают различные Я-образы. Как же в таких случаях формируется единая Я-концепция?
Каждый индивид обладает своим личным опытом, воспринимает свой мир по-своему и развивается в своеобразную личность. Благодаря устойчивым реакциям других людей, у него вырабатывается чувство своей определенности, и его Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянством этих ожидаемых реакций.
Контрольные вопросы и задания
1) Дайте характеристику взглядов К. Роджерса. Что, по-вашему мнению, составляет основу его концепции?
2) Проанализируйте основные положения развития Я-концепции Р. Бернса. Можно ли выстроить иерархию значимости компонентов Я-концепции, в какой зависимости они находятся по отношению друг к другу?
3) Охарактеризуйте стадии развития проприума по Олпор-ту. Как соотносятся стадии проприума с компонентами Я-концепции Р. Бернса?
4) Дайте характеристику взглядам Э. Эриксона на проблему Я-концепции личности. Какие основные идеи заложены в структуре возрастной периодизации личности (по Эриксону)?
5) Как возрастные новообразования, рассмотренные Э. Эрик-соном, влияют на Я-концепцию личности?
6) Каковы основные идеи развития Я-концепции в исследованиях Т. Шибутани как представителя интеракционистского подхода?
7) Что такое Я-образ и Я-концепция в интерпретации Т. Шибутани?
Литература для самообразования
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. 544 с.
Психология личности. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1999.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Берне Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Юнг К. Человек и его символ. М., 1996.
Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
Концепция субъектности
С. Л. Рубинштейн исследует становление образа Я с позиции субъектности. "Личность как сознательный субъект", —
указывает он, — "осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то и нельзя отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все; что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца"1.
Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим Я. Рубинштейн подчеркивает: "Я — это личность в целом, в единстве всех трех сторон бытия, отраженная в самосознании".
Однако Я выступает не только как субъект деятельности. В структуре Я имеет место физический облик человека, в частности его тело. Человек воздействует на окружающее, познает мир с помощью органов, которые выступают в качестве орудий познания. Человек связывает свое Я и с определенным внешним обликом, т. к. в нем заключены выразительные моменты, отражается образ его жизни и стиль деятельности.
К своему Я человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все из него он в равной мере включает в собственную личность, указывает С. Л. Рубинштейн. Из психической сферы человек относит к Я преимущественно свои способности, особенно характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие.
Не каждое переживание человек воспринимает как значимое, а только то, что им было пережито в специфическом смысле, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, которая явилась результатом собственной его деятельности2.
Таким образом, основываясь на исследованиях С. Л. Рубинштейна, можно заключить, что реальный процесс развития образа Я неразрывно связан с реальным развитием личности и основными событиями ее жизнецного пути.
1 Рубинштейн С. Л. Психология личности. СПб., 1999. Т. 1. С. 240.
2 Там же. С. 639.
. 25
В развитии личности и ее самосознания С. Л. .Рубинштейн выделяет ряд ступеней.
В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: у ребенка — развитие способности к самообслуживанию, у юноши, у взрослого — начало собственной трудовой деятельности, делающей их материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону. Объективное внешнее изменение взаимоотношений с окружающим, отражаясь в сознании человека, изменяет и внутреннее состояние, перестраивает его сознание, внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
Подход к структуре Я с позиции субъектности рассматривается также в трудах В. А. Петровского, выделившего два момента, объединенных в структуре Я: наличное Я, т. е. сложившееся в опыте субъекта представление о своих реальных возможностях, реализуемых в деятельности, и потенциальное Я субъекта, т. е. его возможности, возникшие в условиях выполнения данной деятельности. Возникающее противоречие побуждает субъект к решениям, связанным с преобразованием исходного образа Я. Этот процесс трансформации образа Я рассматривается В. А. Петровским как само утверждающий. В своих исследованиях он выделяет механизмы возникновения внутренней задачи, "решением" которой является построение индивидом образа своего Я: "Суть этих задач состоит в том, что в процессе их решения человек строит или перестраивает образ самого себя, реализуя деятельность самопознания, самоопределения, т. е. некую самоустремленную деятельность"1.
Опишем некоторые разновидности внутренних задач.
Задачи на самоопределение, цель которых — соотнесение представлений о себе с возможностью решения данной предметной задачи. В зависимости от того, какие требования предъявляет к себе личность, выделяются три ступени самоопределения.
Первая ступень — оценка своих ситуативных возможностей.
Вторая ступень — оценка себя как носителя определенных познавательных возможностей. Здесь предметом оцен-
1 Петровский В. А. Психология псздаптивиой активности. М., 1994.
ки выступают не сами по себе познавательные возможности субъекта, а он сам в качестве обладателя этих возможностей.
Третья ступень — оценка своих атрибутивных (глубинных, сущностных) возможностей, самоопределение личности в собственном смысле этого слова.
Задачи на самопроявление. В этих задачах имеющийся у субъекта исходный образ себя объединяет два ряда переживаний — "определенно-чувственные", составляющие с точки зрения субъекта как бы органическую часть его Я (устойчивое ядро личности), и "неопределенно-чувственные" (сомнения, ожидания и т. д.). "Определенно-чувственные" переживания отчасти соответствуют тем психологическим феноменам, которые традиционно относятся к "сознательному", а "неопределенно-чувственные" — к явлениям неосознаваемого или смутно осознаваемого субъектом.
Условие, выполняемое личностью при решении задачи самопроявления, заключается в стремлении как бы избавиться от "неопределенно-чувственных" элементов путем "перевода" их в область "определенно-чувственного".
Очевидно, пишет В. А. Петровский, что решение рассматриваемой задачи есть процесс формирования образа Я. Отличительным признаком этих задач является то, что субъект придерживается рамок исходного чувственного Я.
В решении задач самореализации человек исходит уже из достигнутого сложившегося представления о себе, своих возможностях. Однако, реализуя в деятельности рождающиеся в ней самой избыточные потенциальные возможности, он постоянно выходит за рамки исходных представлений о себе, осуществляя расширенное воспроизводство образа Я.
Задачи самоутверждения личности представляют собой процесс "внутреннего" самоутверждения. Исходное чувственное Я субъекта представляет собой соединение находящихся в противоречии "частей" — "могу — не могу". Устранить этот конфликт может лишь действие.
Таким образом, исходный образ себя объединяет два момента. Первый характеризует наличное Я субъекта, т. е. сложившееся в его опыте представление о своих реальных возможностях, реализуемых в деятельности. Другой момент — это потенциальное Я субъекта, т. е. некоторые предвосхищаемые им возможности, возникшие в условиях выполнения данной деятельности.
Задача, которую решает здесь субъект, направлена на преобразование исходного образа Я: трансформация потенциального Я в наличное Я. Познавая внешнюю вещь, мы не обязательно преобразуем ее; познавая же себя, мы вместе с тем преобразуем и созидаем себя1.
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Стремление человека к познанию своей сущности является одной из глубинных потребностей личности, которая определяет смысл его жизни и значимость его Я в глазах других людей.
"Познай самого себя: сами корни свободы могут быть найдены в этом классическом древнегреческом изречении. Самопознание всегда означало преодоление нашей (человеческой) ограниченности, приближение к зрелости, способ стать таким человеком, каким каждый из нас потенциально является",1 — писал Э. Фромм о природе человека.
Уровни самопознания
Рассматривая самопознание как сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый по времени, И. И. Чес-нокова условно выделяет в нем два уровня.
На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми. Основными внутренними приемами такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение. В итоге наблюдения поведения одного человека или многих в сходных ситуациях вырабатывается представление, а затем и понятие о некотором психологическом качестве, свойстве человека.
На втором уровне осуществляется перенос этого качества на себя. Широкое применение этого процесса переноса предполагает предварительное упрочение точки зрения на себя как
1 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. ISO.
на существо такого же рода, как все остальные люди, т. е. представления о себе как существе, в основном похожем на всех остальных людей, хотя и отличающемся индивидуальными особенностями. Иногда такая точка зрения не вполне ясна, существует как некое дифференцированное, диффузное самоощущение. Но даже в этом случае она руководит всем поведением человека в общении с другими, являясь основой его многообразных отношений к миру, людям.
На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, "как бы привязанные" к конкретной ситуации, к конкрет