Тест 4. Орфоэпические нормы. Отметьте нарушения норм произношения

1. р[е]зетка 2. д[ру]шлаг 3. про[ти]вень 4. ко[м]форка 5. т[а]б[у]рет 6. почтам [т] 7. ж[г]ёт 8. пе[к]ёт 9. буд[ую]щий 10. свед[у]щий 11. грейпфру[т] 12. морож[ен]ое 13. пирож[ен]ое 14. лабо[л]атория 15. п[у]л[о]вер 16. м[а]кулатура 17. акк[у]мулятор 18. компос[т]ировать 19. [над]смехаться 20. [по]скользнуться 21. рас[по]страненный 22. задолженность 23. не[вр]опатолог 24. свето[пред]ставление 25. ск[ру]пулёзный анализ 26. страховой пол[и]с 27. би[д]он молока 28. [с]кипятить молоко 29. пастери[ли]зованное молоко

Тест 5. Отметите нарушения орфоэпических и орфографических норм.

1. обгрызанный 2. обокраду 3. сооблазн 4. дермантин 5. военоначальник 6. подчерк 7. единачалие 8. здравоохранение 9. кортеж 10.распостранение 11.конъюнктура 12.надсмехаться 13.невропатолог 14.инцидент 15.будующий

Тест 6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1. По приезде в город участники экспедиции прошли тщательное медицинское обследование.

2. Прочитай правило на двести тринадцатой странице.

3. Непрофессиональная реклама обычно менее совершеннее чем подготовленная специалистами.

4. На окнах висела новая тюль.

5. В кухне моющие обои.

Тест 7. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1. Заведующий отдела ушел в отпуск.

2. Она всегда была веселой и жизнерадостной, любила танцевать, хорошо поет.

3. Я покатился по льду, не думая об опасности.

4. Ребенок, учащийся хорошим учителем, обязательно полюбит школу.

5. Город, в котором мы живем, стоит на берегу реки, которая славится обилием рыбы.

Тест 8. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1. Он упал навзничь и ушиб колено.

2. Мы просмотрели бо'льшую половину документов.

3. Решению этого вопросы мешает маленькая мелочь.

4. Он изучает необычные экзотические растения.

5. Большое значение для состояния зубов имеет эффектность зубной пасты.

Тест 9. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1. Согласно рецепта лекарство следует принимать два раза в день после еды.

2. Танец исполнили трое мальчиков и трое девочек.

3. Солнце жгёт лицо.

4. Я хочу купить такое же бра, как у тебя.

5. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

Тест 10. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1. Уже никому не приходится объяснять, в чем состоит преимущество лазерного принтера над матричным.

2. Большинство избирателей покинуло зал.

3. Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.

4. Любой, вздумающий мне возражать, пожалеет об этом.

5. Плюшкина Чичиков увидел еще издалека, который стоял возле крыльца своего дома.

III. Функциональные стили

Современного русского языка

1. Изучить особенности (цели и задачи, стилеобразующие черты, языковые средства реализации, жанры) функциональных стилей современного русского языка – научного, официально-делового, публицистического, художественного, разговорного.

2. Выбрать текст (объем 0,5-1 страница формата А-4) и проанализировать его с точки зрения стилевой принадлежности, выявить языковые средства, по которым был определен стиль отрывка.

Контрольные вопросы по курсу

1. Современная концепция культуры речи. Понятие «культура речи», «языковая норма». Виды норм современного русского литературного языка.

2. Структурные свойства языка. Функции языка и речи.

3. Общенародный язык и его разновидности. Литературный язык, его основные черты.

4. Понятие территориальных диалектов, группы общерусских диалектов, основные языковые особенности.

5. Просторечие, его характерные языковые особенности. Понятие жаргона, виды жаргонов, основные языковые особенности.

6. Коммуникативные качества речи. Правильность как основное качество речи.

7. Орфоэпические нормы: нормативное произношение.

8. Орфоэпические нормы: особенности ударения в русском языке, нормы ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях.

9. Морфологические нормы: нормативное употребление имен существительных и прилагательных.

10. Морфологические нормы: нормативное употребление местоимений и числительных.

11. Морфологические нормы: нормативное употребление глаголов, причастий, деепричастий и наречий.

12. Синтаксические нормы: нормы управления, управление при глаголах с отрицанием, употребление предлогов.

13. Синтаксические нормы: координация подлежащего и сказуемого.

14. Синтаксические нормы: употребление предложений с однородными членами.

15. Синтаксические нормы: употребление причастных и деепричастных оборотов.

16. Синтаксические нормы литературного языка: употребление сложных предложений.

17. Точность речи. Лексические средства языка. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и недостаточность.

18. Правильность речи. Стилистические нормы литературного языка.

19. Выразительность речи. Языковые средства создания выразительности (тропы, фигуры речи, использование фразеологизмов в речи, виды ошибок при использовании фразеологизмов).

20. Логичность речи. Средства создания логичности. Виды нарушений логичности речи.

21. Чистота речи. Виды нарушений чистоты речи. Этикетность речи. Основные черты русского этикета. Виды нарушений этикетности речи.

22. Функциональные стили русского языка, их характеристика. Этапы становления учения о стилях русского литературного языка.

23. Научный стиль: функции, подстили, языковые особенности, жанры. Речевые нормы учебной сферы деятельности.

24. Официально-деловой стиль. Особенности языка документов, дифференциация официально-делового стиля на подстили и жанры.

25. Характеристика публицистического стиля. Особенности устной и письменной публичной речи. Оратор и его аудитория.

26. Разговорный стиль: условия функционирования, роль внеязыковых факторов. Особое место языка художественной литературы в стилистике.

Литература по курсу

Учебники

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Т. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 544 с.

2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 432 с.

3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М. : Норма-Инфра М, 1999. – 560 с. *

Наши рекомендации