Показатели трезвеннического воспитания
ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – качественные и количественные характеристики свойств, явлений и процессов, которые являются предметом изучения трезвеннического воспитания и отражают непосредственно и опосредованно уровень трезвеннической культуры индивида, групп лиц, социальной общности.
Непосредственные (прямые) показатели трезвеннического воспитания дают представление об уровне отдельных компонентов трезвеннического воспитания, рассматриваются как результат проявлений трезвеннической культуры в окружающей среде, отражение ее на состоянии здоровья. Эти показатели указывают на взаимосвязь трезвеннической культуры с другими ресурсами, потенциалом и балансом здоровья.
Прямые и косвенные показатели трезвеннического воспитания могут быть качественными, т. е. фиксирующими наличие или отсутствие определенного свойства, и количественными, т. е. определяющими меру выраженности, развития свойства. Качественные и количественные показатели трезвеннического воспитания могут быть измерены по специальным шкалам. Качественные показатели измеряются по номинальной или порядковой шкале. Номинальная шкала классифицирует изменяемые свойства и соответственно, людей, обладающих этими свойствами, на ряд неупорядоченных и взаимоисключающих категорий, например, здоровые/больные. Каждой из этих категорий произвольно приписывается определенный численно выраженный вес. Порядковая шкала предусматривает классификацию измеряемых свойств по количественно упорядоченным категориям. Величины, приписываемые каждой категории, должны выражать усиление качества описываемого свойства. Для измерения количественных показателей трезвеннического воспитания могут быть использованы интервальная шкала или шкала отношений.
На интервальной шкале величины для каждой категории измеряемых свойств приписываются в соответствии с какими-либо значимыми различиями между ними. Шкала отношений - это интервальная шкала, имеющая нулевую точку. Используя эту шкалу, можно делать выводы о том, что определенная величина во столько-то раз больше или меньше другой (например, шкала артериального давления, заболеваемости или смертности в данной социальной общности за определенный период и т. д.).
При оценке деятельности трезвеннического воспитания могут быть использованы комплексные показатели, предназначенные для измерения не одного, а нескольких явлений. Источниками информации при измерении показателей трезвеннического воспитания наиболее часто являются данные опросников, медицинской или педагогической документации, наблюдения. Динамика показателей трезвеннического воспитания позволяет оценивать эффект программ, выявлять оптимальные формы и средства воздействия. Измерение и оценка показателей трезвеннического воспитания, как и др. направлений поддержания здоровья, должны представлять собой не изолированные, импровизированные попытки, а четко концептуализированные элементы планируемых программ.
Для определения закономерности или случайности влияния трезвеннического воспитания на изменение показателей трезвеннической культуры и здоровья целесообразно прибегать к методам математической обработки данных, в частности, применять коэффициент корреляции случайных величин.
Реальное значение коэффициента оценивать роль, которую сыграло трезвенническое воспитание в ряду прочих факторов (личностных, профессиональных, экономических и др.), повлиявших на положительные изменения показателей трезвеннической культуры или здоровья.
ПРЯМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - показатели трезвеннического воспитания, непосредственно отражающие уровень трезвеннической культуры индивида, группы лиц, социальной общности.
К числу таких показателей относятся на уровне индивида или группы: ценностные ориентации и усвоенные социальные нормы в отношении здоровья; уровень знаний о стилях жизни, позитивных в отношении здоровья; уровень умений и навыков, связанных со здоровьем (например, наличие/отсутствие умений и навыков саморегуляции, рационального использования свободного времени, правильного приготовления пищи, соблюдения требований безопасности труда и т. д.); поведение в отношении здоровья (например, соблюдение/несоблюдение рационального режима дня, степень физической активности, наличие/отсутствие вредных для здоровья привычек и т. д.).
На уровне социальной общности: социальные нормы и ценности в отношении здоровья; уровень информированности по вопросам здоровья и трезвости; общественное поведение в отношении поддержания здоровья (например, количество государственных мер, направленных на охрану экологии человека; уровень координации программ поддержания здоровья; содержание и число мероприятий по поддержанию здоровья проводимых в определенном регионе, стране; уровень вовлечения групп (профессиональных, политических, религиозных и др.) и индивидов в деятельность по поддержанию трезвости и здоровья; уровень законодательного и финансового обеспечения поддержания трезвости и здоровья; уровень информирования и консультирования населения по вопросам здоровья, в т. ч. содержание и количество информационных материалов, распространяемых среди населения различных регионов; уровень освещения средствами массовой коммуникации проблем трезвости и здоровья.
Достижение удовлетворительных прямых показателей трезвеннического воспитания свидетельствует о возможном улучшении других ресурсов здоровья, повышении потенциала и баланса здоровья и трезвости.
КОСВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - показатели трезвеннического воспитания, опосредованно свидетельствующие об уровне трезвеннической культуры, т. е. характеризующие процессы и явления, которые могут рассматриваться как результат проявления трезвеннической культуры в процессе жизнедеятельности.
В качестве косвенных показателей трезвеннического воспитания выступают показатели, характеризующие процессы и явления внешней среды, рассматриваемые как условия и ресурсы трезвости и здоровья, а также показатели индивидуального здоровья и показатели здоровья населения, изменения которых в той или иной степени связаны со стилем жизни, с уровнем трезвеннической культуры.
Среди показателей индивидуального здоровья, которые связаны с уровнем трезвеннической культуры как личностной системы знаний, умений, ценностных ориентации, форм поведения в отношении здоровья можно назвать такие, как, например, число пропущенных по алкогольной зависимости рабочих дней, выполняемый объем работы, степень утомляемости; наличие/отсутствие факторов риска физиологических функциональных нарушений (пьянства, алкоголизма, наркомания, токсикомания, повышенного артериального давления, избыточного веса, повышенного содержания сахара в крови, повышенного содержания холестерина и т. д.); самооценка физического состояния; наличие/отсутствие выявленных симптомов алкогольного эксцесса, наличие/отсутствие хронических заболеваний; показатели наличия/отсутствия самоконтроля, психологического благополучия.
В качестве основных показателей здоровья социальной общности, обусловленных наряду с другими факторами и уровнем ее трезвеннической культуры как системы социальных норм и ценностей, общественным поведением в отношении трезвости и здоровья, можно назвать, например, показатели заболеваемости и распространенности болезней, инвалидности среди населения; показатели, характеризующие наличие или отсутствие факторов риска развития заболеваний.
При оценке эффективности программ трезвеннического воспитания измерение косвенных показателей, т. е. показателей ресурсов и баланса здоровья, имеет смысл только при положительной динамике прямых показателей. При положительных изменениях в косвенных показателях оценка эффективности программ трезвеннического воспитания предполагает учет других факторов (оздоровительного, лечебного, социально-экономического, законодательного и другого характера), которые были способны оказать воздействие на эти показатели.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Д. А. Заповеди трезвости. - Ижевск: Удмуртия, 1988. - 96 с.
Алощенко Н. М. Примерный учебный план и программа для народных университетов культуры по курсу "Культура и трезвый образ жизни". - М.: ЦС ВДОБТ. 1987. - 31 с.
Анучин В. В. Аннотированная тематика лекций по антиалкогольной пропаганде. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
Антиалкогольное воспитание в семье / Под ред. Д. В. Колесова. - М.: Педагогика, 1990. - 88 с.
Антиалкогольное воспитание учащихся средних учебных заведений - М.: ЦС Пед. общества РСФСР, 1987. - 62 с.
Антиалкогольное просвещение. Учебное пособие. - М.: Рос. гос. унив.
Апостол народной трезвости. - Куйбышев-Самара, 1990. - 33 с.
Маюров А. Н. .Неделя пропаганды знаний о трезвом образе жизни и действий по его утверждению. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов. Вып. 2. - Новгород: МУ; МНАТ; ИСБВ и др. 1996 - с. 17-20.
Маюров А. Н. Перечень периодических изданий по формированию трезвого и здорового образа жизни. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов. Вып. 2 - Новгород: МУ; МНАТ; ИСБВ и др. 1996 - с. 33-35.
Маюров А. Н. Периодические издания, посвященные проблеме здорового образа жизни. / Педагоги за здоровый образ жизни: Материалы областного смотра-конкурса - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 1996. - с. 68-71.
Маюров А. Н. К сравнительному анализу борьбы с наркоманией в России и США. / Материалы II Международной научно-практической конференции "Алкоголизм и наркомания в Евро-Арктическом Баренц-регионе". - Архангельск: Изд-во AГМA, 1996, с. 35-40.
Маюров А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни школьников. / Социальная профилактика и реабилитация молодежи с девиантным поведением: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996, с. 52-60.
Глава XI