Научные исследования в собриологии
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - изучение процессов, предметов и явлений, имеющих отношение к формированию трезвеннической культуры человека, готовности к позитивным для здоровья стилям жизни с целью получения новых положений и выводов или выявления новых данных о ранее изучаемом вопросе, имеющих показательный, обоснованный характер.
Из этого определения следует, что научное исследование в области трезвеннического воспитания призвано дать научно-обоснованный ответ на вопрос теоретического или практического характера, позволяющий совершенствовать организационную и методическую работу. Научное исследование в трезвенническом воспитании, как и любое другое исследование, представляет собой систему специфических элементов, которые рассматриваются в качестве исходных предпосылок научного исследования и позволяют осуществлять целенаправленный познавательный процесс. Среди этих элементов принято выделять следующие: научная проблема, цель исследования, задачи, методы.
Каждый из элементов научного исследования необходим для систематического изучения объектов и, следовательно, присутствует на каждом конкретном этапе исследования: планирования и подготовки, собственно проведения научного исследования, практического внедрения результатов исследования.
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой основной вопрос, требующий разрешения, который позволяет выработать конкретные целевые установки предстоящего исследования.
Выбор научной проблемы в области трезвеннического воспитания обусловлен конкретными задачами по совершенствованию его организации, содержания и методики.
ЦЕЛЬ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой установку на достижение того или иного конечного результата, способствующего положительным изменениям в уровне трезвеннической культуры, стилях жизни в отношении здоровья, потенциале и балансе здорового индивида, группы социальной общности.
Научные исследования в области трезвеннического воспитания могут быть нацелены на выявление закономерностей формирования и развития трезвеннической культуры во взаимосвязи с состоянием здоровья той или иной группы населения, разработку организации, содержания и методики трезвеннического воспитания, методов оценки его эффективности, научных основ подготовки и совершенствования кадров, международного сотрудничества и т. д.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой научное предположение, которое выдвигается для объяснения каких-либо процессов и явлений, связанных с трезвеннической культурой, стилями жизни в отношении здоровья, с трезвенническим воспитанием, и достоверность которого нуждается в научном доказательстве.
Гипотеза строится на основе определения научной проблемы с целью ее решения. Выдвижение рабочей гипотезы основано на изучении имеющихся знаний в данной предметной области, на поиске и обосновании новых направлений ее развития. Рабочая гипотеза в научных исследованиях по трезвенническому воспитанию формулируется в виде предположения об эффективности тех или иных методов, форм и средств в повышении уровня трезвеннической культуры человека, формирования сознательного отношения к здоровью и трезвости, о положительных изменениях в состоянии здоровья групп лиц в результата комплексного воспитательного и оздоровительного воздействия и т. д.
ПРЕДМЕТ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой конкретную часть объекта с присущими данному объекту характеристиками. Так, если объектом изучения в трезвенническом воспитании является трезвенническая культура человека, то предметами научных исследований могут быть знания, умения, ценностные ориентации человека в отношении трезвости и здоровья. Выбор и обоснование предмета исследования зависит прежде всего от характера научной проблемы и исходной гипотезы. Предмет исследования может включать в себя наиболее существенные с точки зрения гипотезы свойства и признаки объекта, которые являются общими для других предметов, составляющих класс данного объекта. В этом случае выявленные закономерности, свойственные предмету исследований могут быть перенесены на весь класс объекта. С другой стороны, основанием для выбора предмета исследования могут являться его специфические признаки, подлежащие изучению в соответствии с выдвигаемой гипотезой. Результаты таких исследований имеют немаловажное практическое значение в трезвенническом воспитании, т. к. позволяют осуществлять его с учетом конкретных характеристик, свойственных предмету исследований.
ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой различные познавательные действия в отношении предмета исследования, которые необходимы для осуществления целей исследований.
Выделяются следующие виды познавательных задач: эмпирические, теоретические, конструктивные (проектирование, конструирование, использование разнообразных материальных средств познания).
В исследовании по трезвенническому воспитанию присутствуют задачи всех перечисленных видов. Так, например, к эмпирическим задачам относятся установление и уточнение фактов, связанных с изучаемым предметом (например, фоновых данных о различных компонентах трезвеннической культуры у той или иной группы населения), их качественная и количественная оценка, установление зависимостей между различными явлениями в процессе наблюдения (например, между количественными показателями трезвеннической культуры и частотой заболеваемости), опытная проверка гипотез, моделей (например, эффективности тех или иных форм и средств трезвеннического воспитания).
Теоретические задачи могут быть направлены, например, на выявление и обоснование причин наблюдаемых на практике явлений, связанных с трезвеннической культурой, поведением в отношении здоровья; формулирование и обоснование гипотез, принципов разработки программ трезвеннического воспитания различных целевых групп, новых направлений исследований, способствующих, с одной стороны, расширению теоретического познания об объектах, изучению трезвеннического воспитания, с другой - совершенствованию практической деятельности в этой области.
Конструктивные задачи в трезвенническом воспитании могут быть связаны с поисками наиболее эффективных форм и средств антинаркотического воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
Жданов В. Г. Трезвость - наше оружие. - М.: ЦС ВДОБТ, 1987. - 19 с.
Жданов С. И. и др. О составе алкогольных напитков, свойствах алкоголя и его воздействии на организм человека. - М.: ЦС ВДОБТ, 1990. - 18 с.
Живолуп Р. П., Сирак Д. Л., Сухомлинов А. К. Антиалкогольное воспитание в семье и школе. - Харьков: Мин. нар. обр. УССР. 1989. – 18 с.
Замотаев А. И., Фролов А. Ф. Трезво о пьянстве. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 24 с.
Илларионова Н. В., Илларионов Н. С. Разум против спиртного. - Кишинев: Картя Молд., 1986. - 96 с.
Искаков Б. И. Без иллюзий. - Обнинск, 1989. - 15 с.
Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников. - Архангельск: АГПИ, 1987. - 18 с.
Каруле А. Рекомендации об антиалкогольном воспитании учащихся 1-11 кл. - Рига: Минира, 1986. - 46 с.
Маюров А. Н. Формирование здорового образа жизни (Программа спецкурса для студентов всех специальностей). - Н. Новгород: IVES , MАФР, 1997 - 24 с.
Маюров А. Н. Профилактика алкоголизма среди молодежи. / Хрестоматия по социальной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ, 1997 – с. 316-373.
Маюров А. Н. Сексуальное воспитание детей как социально-педагогическая проблема. / Хрестоматия по социальной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ. 1997 - с. 233-315.
Маюров А. Н. Современные основы специальной психологии и педагогики. - Н. Новгород: НГПУ, 1997 - 67 с.
Глава IX