Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

План:

Неклассический период развития культурологии

Культурологическая концепция эволюционизма

Социокультурная эволюция О. Конта

Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Основные положения эволюционизма

Теория матриархата И. Бахофена

Теория эволюции Л.Г. Моргана

Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

Ф. Ницше: культура и философия жизни

1.3. Неокантианство (баденская школа)

Школа диффузионистов

Теория «идеальных типов» М. Вебера

Культурологические теории современности

Структурно-функциональное направление в культурологии

Основные положения структурно-функциональной школы

Функциональная теория культуры Б. Малиновского

Французская школа «Анналов»

Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

1. Неклассический период развития культурологии

Культурологическая концепция эволюционизма

Представители и их труды:

1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847.

2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871.

3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877.

4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890.

5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.

Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).

Социокультурная эволюция О. Конта

Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры.

1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.


1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи.

На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный.

Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники.

Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

Основные положения эволюционизма

1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

Теория матриархата И. Бахофена

Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.

Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.

Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.

Отстаивая однолинейную эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.

Э. Тэйлор определял культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.

Школа диффузионистов

В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).

Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями.

Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии.

В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.

Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга».

В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру.

Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования

Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.

Алфред Луис Крёбер (1876-1960),

Рут Бенедикт (1887-1948),

Маргарет Мид (1901-1978);

Британцы:

Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

План:

Наши рекомендации