Доклассический и классический периоды развития культурологии
Лекция № 7
Доклассический и классический периоды развития культурологии
План:
Доклассический период развития культурологии
Античные представления о культуре
Понимание культуры в Средние века
Классический период развития культурологии
Открытие человека» в эпоху Возрождения
Культурологическое учение Д. Вико
Просветительские и идеалистические концепции культуры
Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера
Теория «географического детерминизма» Руссо
Концепция культуры немецких романтиков
Философия культуры Ф. Шиллера
Философия романтизма Ф. Шлегеля
Философия искусства Ф. Шеллинга
Представители немецкой классической философии о культуре
Внутренняя и внешняя культура И. Канта
Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа
Доклассический период развития культурологии
Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности.
Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход».
В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura».
И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и другие, пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира.
Гомер и Гесиод – знаменитые историки и систематизаторы античных мифов, видели эту грань в нравственности.
Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных.
Позже это отличие назовут «культурой».
Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе).
В основании пайдейи лежит аристократический тип культуры, с ним связана красота и физическое совершенство, честь, стремление к славе.
Добродетели, по античным представлениям, наследуются.
Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей».
Римляне слово «культура» стали использовать как термин.
Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) под понятием «cultura animae» подразуемвал возделывание человеческой души.
Понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа).
Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю.
Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.
Главная задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.
Классический период развития культурологии
Открытие человека» в эпоху Возрождения
Само понятие «Возрождение» было впервые использовано историком искусства середины XVI в. Джорджо Вазари в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) при характеристике упадка живописи, скульптуры и архитектуры, которые, по его мнению, «низверглись до крайней свой гибели».
Считается, что эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV в., когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие Античности, ее идеалов и ценностей, и, прежде всего, – отношения к человеку как к гармонично развитой личности.
В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым он становился равным Богу.
Утверждение такого рода идей означало признание факта духовной самостоятельности человека.
Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.
В этом заключалось знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения.
Антропоцентризм вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек.
Под влиянием гуманизма сложилась новая светская интеллигенция, появилась свобода суждений, критический и смелый дух.
Данте Алигьери
Основоположником нового восприятия личности выступил Данте Алигьери (1265–1324), который в своей «Божественной комедии» впервые воспел человеческое достоинство.
Низкие поступки людей гуманистами рассматривались не как греховные, а как следствие неразвитости личности человека.
Чтобы человек сформировался полноценной личностью, следует устранить все препятствия для его роста, не ограничивать его возможности, а помогать ему и поощрять в нем то, что изначально в нем заложено.
И все это можно сделать с помощью образования.
Если говорить о тех мыслителях, которые внесли наибольший вклад в разработку основ культурологической теории в эпоху европейского Возрождения, то из всего созвездия имен, прославивших эту историческую эпоху, можно выделить:
поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304-1374), а также общественного и политического деятеля Франции Мишеля Монтеня (1533-1592), которого многие исследователи считают последним гуманистом Возрождения.
Петрарка выделил характерные черты Возрождения, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового.
Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.
Мишель Монтень
Существенное влияние на развитие культурологической мысли оказал видный общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень.
Он критиковал европейскую цивилизацию.
Монтень противопоставляет европейцам образ жизни, политическое устройство, обычаи народов майя, ацтеков.
Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой.
Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов.
Он пишет, что в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие.
Исходя из этого, он делает вывод, что культура народов Нового Света превосходит культуру любой страны Европы.
Культура людей, с точки зрения Монтеня, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям.
Не учить природу, а учиться у нее – вот путь к подлинной культуре.
Монтень высказал также и ряд других конструктивных идей, которые в дальнейшем были развиты другими теоретиками культуры.
В частности, он неоднократно подчеркивал тесную связь культуры и морали.
С его точки зрения, общество, в котором отсутствует человеколюбие, где нет представления о стыде и долге, не может называться культурным.
Корни человеческой жестокости он видел в биологической природе человека, а подавить ее можно только с помощью культуры.
Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как врожденное и неизменное свойство человека, а как результат воспитания, в результате которого человек становится культурным существом.
Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат большой духовной работы человека над собой.
Как представитель эпохи Возрождения, с ее свободомыслием и скептическим отношением к религии, Монтень не мог не обратиться к вопросу о противоположности культуры и религии.
С его точки зрения, христианская вера обрекает человека на безрадостную жизнь, на подавление в себе естественных стремлений и желаний.
Он осуждал негативное отношение церкви к чувственной любви и усматривал в этом попытку насильственного изменения человеческой природы.
Он также критически относился к обряду покаяния, поскольку, по его мнению, твердая уверенность кающегося в том, что грехи отпущены, подавляет в человеке голос совести и снимает с него моральную ответственность за совершенные неблаговидные поступки.
Лекция № 7
Доклассический и классический периоды развития культурологии
План: