Мировая, национальная и этническая культура

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе опыта совместного проживания на определенной территории, но и наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способности внести свой вклад в мировую цивилизацию).

Этническая культура

В отличие от культурного ареала, национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем – народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Этническая культура–это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе.

Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи.

Этническая является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы».

Классификация культуры по её носителю

Доминирующая культура

Помимо соотношения статики и динамики, культуру классифицируют по принципу ее распространения и по её носителю.

Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
Доминирующая культура– это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультуры

Но поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Такие малые культурные миры называются субкультурами.

В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля».

По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.

Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Выделяют молодежные субкультуры, субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, городскую, сельскую и т. п.

От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения.

Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Примеры субкультур

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США.

Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса).

Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики(главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании – Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами.

Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила» или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи – A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор – Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles.

Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связана популяризация нудизма.

Для представителей движения «хиппи», в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера браслетов (фенечек) и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай», или «шибори».

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.

В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов и трагедии в Альтамонте на концерте The Rolling Stones. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру.

Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи:

– терпимость к расовым различиям;

– легализация ПАВ во многих странах;

– влияние на моду;

– популяризация здоровой пищи, вегетарианства;

– антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии;

– экологические движения;

– свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм.

Растаманы

Многое из имиджа хиппи (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов – пацифизм и легализация марихуаны.

Металлисты и панки

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия.

Готическая субкультура

С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты – мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов.

Контркультура

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.
Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Рожаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Скинхеды – это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией «мужской дружбы». Скинхеды, в основном, мужчины, но в их рядах встречаются и женщины.

Идеологиия скинхедов

Политические идеи при вступлении в «племя» играют второстепенную роль.

Некоторым как фашистским, так и антифашистским группам удалось создать настоящие банды «политических солдат» – опасное оружие в политической борьбе.

Некоторые партии используют подобные банды в качестве наемников, чтобы обеспечить проведение своих митингов, для расклеивания плакатов и для других второстепенных задач.

Примеры контркультуры

Примерами контркультуры являются культуры раннего христианства и Возрождения.

Маргинальная культура

С понятием «субкультура» связано понятие маргинальная культура.

Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами.

Маргинальная культура – это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность – современное явление.

Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам.

Причины возникновения маргинальной культуры:

1) крупные социальные потрясения;

2) урбанизация;

3) эмансипация этнических меньшинств;

4) изменяющийся способ производства;

5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.


Наши рекомендации