Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.
Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.
Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:
1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,
2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;
3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.
Более того, оба они есть источник культуры.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;
2) личное бессознательное – «ОНО»;
3) «коллективное бессознательное».
Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.
Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.
Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.
В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.
Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.
То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.
В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Архетипы и реклама
Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь.
Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»).
Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.
Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы
«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).
В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.
Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.
В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».
Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию.
Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.
3. Игровая концепция культуры
Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.
Представители игровой концепции
Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002),Эйгена Финка (1905-1975),Йохана Хёйзинги (1872-1945).
Концепция Й. Хёйзинги
Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга.
Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.
Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.
Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается.
Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.
В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.
Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.