В зависимости от целей культурологического познания в предметной области культурологии выделяют фундаментальный (теоретический) и прикладной уровни.
1) Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе.
В фундаментальную культурологию не включается культурная политика.
2) Прикладная культурология предназначена для применения достижений культурологии в практических целях; для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.
Фундаментальная культурология
Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений:
– социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности.
При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как субъект культурных процессов.
– психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека – носителя той или иной культуры.
Психология культуры изучает теории и методики воспитания личности в культурном пространстве.
– культурная семантика изучает культурные феномены как тексты – систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация.
При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов – в любых продуктах человеческой деятельности;
– история культурологии (история культурологических учений) рассматривает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях, историю концепций и теорий культуры.
Предметом исторической культурологии является эволюция культурных форм.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты.
Социокультурный институт представляет собой устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами.
Социокультурные институты
– государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля,
– общественные организации (политические партии, профсоюзы),
– воспитательные, просветительские и образовательные заведения,
– средства массовой информации,
– издательства,
– рекламные и туристические структуры,
– система физкультуры и профессионального спорта.
Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей.
Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.
Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей.
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.
Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.
Цель культурной политики достигается через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные и иные государственные и общественные институты.
Культурные институты представлены несколькими группами:
1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населением, в их числе можно выделить:
– просветительские институты (библиотеки, музеи, лектории и т.д.);
– институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий);
– досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество);
2) творческие институты – театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;
3) культуроохранные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.
Структура современной культурологии также может быть представлена:
– теорией культуры,которая вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате;
– историей культуры, которая охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития.