З) Кризис средневековой культуры.
113.С какими отношениями связывают окончание Раннего Средневековья и наступление Высокого Средневековья, а также переход от Высокого Средневековья к Позднему Средневековью? Кто из римских Пап более всех преуспел в папацезаризме? По какому типу строились отношения между Папой и светскими государями?
114.В чем заключается двусмысленность сюзерена в папской тиаре (феномен папацезаризма)?
115.Какие изменения произошли в борьбе Пап со светскими монархами при Папе Бонифации VШ? (Какой вопрос стал источником конфликта между Папой Бонифацием VШ и французским королем Филиппом Красивым?) Что стоит за внешней причиной конфликта?
116.Какие события обуславливают кризис папской власти и Католической Церкви в период Позднего Средневековья?
117.Какие действия французского короля Филиппа Красивого свидетельствуют о тенденции упадка феодально-рыцарского строя и рыцарской культуры?
118.Поясните связь между Католическою Церковью и рыцарско-феодальным строем, рыцарской культурой.
119.Какие изменения претерпела религиозность людей Позднего Средневековья?
120.В чем личность французского короля Людовика XI была типичной для Позднего Средневековья?
121.Что называли мрагиналиями в Средние века? Что можно отнести к маргинальным явлениям в эпоху Позднего Средневековья и почему? Как совмещались христианство и маргинальные явления (поясните на каком-либо маргинальном явлении)?
122.В какой период Средневековья появились ведовские процессы? Что представляет собой ведовской процесс? Какое представление лежит в основе ведовства?
123.Каковы причины ведовских процессов?
124.Как человек Позднего Средневековья склонен воспринимать самого себя? В чем христианские процессы удалялись от христианства в сторону язычества?
125.Какие праздники считались официальными в Средневековье? Какой смысл придавался этим праздникам, исходя из мировоззренческих ориентиров средневекового человека?
126.Какие иные неофициальные праздники характерны для Позднего Средневековья? Как принято называть эти праздники в специальной литературе вслед за М.М. Бахтиным? Какого рода явления представляли эти «неофициальные» праздники?
127.Каковы типологические характеристики народных праздников Позднего Средневековья?
128.Что значит жить по законам смехового мира?
129.О каком устройстве души позднесредневекового человека свидетельствует смеховая стихия народных праздников? Ответ прокомментировать.
130.В каком смысле народный праздник со стихией смеха можно признать божественным, а в каком смысле – торжеством буйствующего и животворящего хаоса?
131.В чем состоит сходство и различие между срывом в оргийность позднесредневековой культуры, христианско-католической в своей основе, и первобытно-языческим ритуалом?
132.Какой смысл имеет брак в первобытном язычестве и в христианстве? Что в видениях Св. Екатерины Сиенской о ее браке с Христом не совпадает с традиционными христианскими представлениями о браке?
133.Как Св. Екатерина Сиенская воспринимает Христа, смерть? Что для нее ассоциируется с образом «брачного пира»? В чем состоит радикальное различие ее представлений о смерти от восприятия смерти Христом в Евангелиях?
134.Каким образом религиозный опыт Св. Екатерины Сиенской свидетельствует об упадке средневековой культуры, христианской в своих основах?
ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. В чем состоит особенность определения Возрождения как реальности культуры в западной культуре по сравнению с Античностью, Средневековьем и Новым временем?
А) Возрождение (Ренессанс) и Античность.
2. В каком значении употреблялся термин «Возрождение» до XIX в., и почему со временем в первоначальном значении этого термина стала ощущаться двусмысленность и неадекватность?
3. В чем состоит сущностное отличие Возрождения XIV – XVI вв. от предшествующих возрождений, например, Каролингского или Оттоновского возрождения?
4. Поясните двойственность отношения деятелей Возрождения на примере с латинским и греческим языками.
5. Что, по сути, возрождал Ренессанс с его отношением к Античности как самостоятельной ценности?
6. В плоскость какого вопроса можно перевести вопрос об обстоятельствах обращения западной культуры для ее возрождения к Античности вплоть до желания реставрации Античности?
7. Как меняется представление о магии и религии, сакральном и профанном у ренессансного человека на примере «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола?
8. Как Ренессанс легализует «низовую» культуру (смеховое и карнавальное мироотношение), подняв ее статус и включив ее моменты в «высокую» культур? (Поясните на примере «Декамерона» Джованни Боккаччо.)
9. Какое представление о человеке сформировалось у ренессансных гуманистов под воздействием Античности? В чем сходство и различие между ренессансным и античным представлением о человеке?
Б) Движение гуманистов.
10. Когда термин «гуманизм» применительно к Ренессансу вошел в словоупотребление, и каково было первоначальное значение этого термина?
11. Что составляет суть гуманизма?
12. В чем заключается двойственность отношения гуманистов к грекам и римлянам (на примере отношения Данте Алигьери в «Божественной комедии»)?
13. В чем гуманисты видели достоинство греков и римлян? Как сам античный человек относился к подобному утверждению о человеке? В чем состоит несовпадение взглядов гуманистов на Античность и Античности на самое себя в отношении человека?
14. Сравните ренессансный гуманизм и античное мировосприятие:
а) по основному принципу миропонимания;
б) по пониманию божественности человека (на примере
фрагментов из трагедии Софокла «Антигона» и трактата Томмазо Кампанелла «Метафизика»).
15. В чем заключается расхождение в понимании Бога и божественности человека между Кампанеллой и Античностью? В чем выражается отличие взгляда Кампанелла по этим пунктам от христианской доктрины?
16. Какова основная тема для определения достоинства человека у Пико делла Мирандола в его «Речи о достоинстве человека», и какова логика решения этой темы до утверждения об отождествлении Бога и человека?
17. Как проявлялась установка на некую абсолютную истину/заявку (иначе «золотой век») у Пико делла Мирандола, римской истории и христианстве? Какую метаморфозу претерпела абсолютная заявка, характерная для христианства, у ренессансных гуманистов?
18. Вследствие каких причин гуманистическое умонастроение не смогло стать полновесной жизненной реальностью? (При рассмотрении одной из причин обратиться к феномену ренессансной переписки.)
19. Какое самоощущение свойственно ренессансным гуманистам, и посредством чего они обретали это самоощущение?
20. Как ренессансными гуманистами мыслилась природа, и почему Ренессанс не создал ни науки, ни техники?
21. Почему ренессансные гуманисты придавали большое значение воспитанию и образованию человека? Какое самоощущение было присуще выпускнику, к примеру, Феррарской или Мантуанской школы?
22. Каковы условия осуществления гуманистического идеала личности?
Б) Пополан, кондотьер, художник.
23. Охарактеризуйте положение Италии в политической области после разрушения Римской империи. В чем выразилось следствие подобного положения Италии, что составляло ее преимущество перед другими странами Запада?
24. Поясните различие между статусом германских и итальянских городов, полученным в результате борьбы за свою независимость, накануне и в период Ренессанса.
25. Что свойственно типу индивидуально-человеческого существования итальянских городов-государств и городских коммун?
· Пополан
26. В чем состоит отличие в понимании свободы между пополаном итальянских городов-государств и гражданином Античности?
27. Почему в Античности биография считалась низким жанром по сравнению с историческими сочинениями? В чем заключается особенность автобиографического жанра в Средневековье?
28. В чем состоит главное различие трех документов XIV в. – «Путешествий» Фрескобальди, Сиголи и Гуччи от «Хроники» Питти (вторая половина XIV в. – конец 20-х гг. XV в.)?
29. Охарактеризуйте самоощущение пополана по описанию Питти событий своей жизни в «Хрониках».
30. Каково понимание пополаном высших по отношению к человеку реальностей Античности и Средневековья?
· Кондотьер
31. Что, по существу, отличало кондотьера от рыцаря, и в каком отношении кондотьера можно считать выражением и неотъемлемой частью ренессансной культуры?
32. В чес состоит своеобразие и новизна кондотьера как индивидуально-человеческого типа?
33. Как связаны между собой имморализм и путь богоподобия и самообожествления человека Ренессанса?
34. На какую цель направлял кондотьер свои силы и мощь? Каким образом он преодолевал в себе человеческое? Какова перспектива кондотьера как индивидуально-человеческого типа?
· Художник
35. С какой фигурой, которая представляет новый индивидуально-человеческий тип, ассоциируется, прежде всего, Ренессанс?
36. Как Ренессанс стал решать вопрос о божественности в отношении источника и результата творчества? Что Ренессанс понимал под творчеством?
37. Почему Ренессансу свойственно восхищение художником, что, в частности, выразилось в создании Джорджо Вазари «Жизнеописаний» знаменитых художников?
В) Кризис гуманизма.
38. Почему Гамлета можно назвать разочаровавшимся гуманистом?
39. В какой теории выразился наиболее ярко кризис гуманизма? Каково было устроение пространства в средневековой космологии?
40. Какое восприятие пространства свойственно гуманистическому мировоззрению? В чем усматривается двойственность «героического энтузиазма» человека Ренессанса?
41. Как в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанелла воплотился кризис ренессансного гуманизма? (В чем выразились ренессансное и анти-ренессансное умонастроение английского и итальянского авторов утопий?)
42. К каким воззрениям на человека приводит ренессансное обожествление человека, и что в итоге становится божеством в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанелла?
43. В чем проявилась несостоятельность ренессансного гуманизма? В какой сфере ренессансный гуманизм мог состояться сполна? Как гуманисты пытались преодолеть несостоятельность своего мировоззрения?