Кризис Средневековой философии

Удары по ней нанесли:


Р.Бэкон (1214 – 1292 гг) | Разум есть вера У.Оккам (1285 – 1349) | Реальность бога нельзя доказать М.Лютер (1483 – 1546) | Критика церкви

Последствия

Гуманизм

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения Гуманизм Гармоничность человека Возрастание роли государства

Философы

Н.Макиавелли Т.Гоббс Дж.Локк Ш.Монтескье
Учение о механике правления теория «общественного договора» Идя разделения законодательной и исполнительной власти Выделение третьей ветви власти - судебной

Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей.

Век Просвещения – философы-просветители Исходные рассуждения Человек наиболее совершенен Человек добр по природе Загробной жизни – нет!!! Достойной жизни – да!!! | Достижение благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:   Развития науки Развития просвещения
Представители философов-просветителей
Вольтер (1694 – 1778) Ж.-Ж.Руссо (1712 - 1778)
· Критика религии · Идеал – просвещенный государь · Человек добр, зло несёт цивилизация · Назад к природе!
Вывод: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.

Социальная структура общества Наёмные рабочие Капиталисты Крупные земельные собственники
Новые имена в философии
Огюст Конт | · Социология – царица наук. · Изучение законов биологического развития и законов общественных явлений, не прибегая к поиску сверхестественных причин   Понятия: - социальная статика – - социальная динамика –     Основной фактор развития – духовный рост Герберт Спенсер | · Эволюция общества. · Два типа общества: - «военное»; - «промышленное». · Общество включает три главные системы: - производящая средства для жизни; - распределительная; - регулятивная.     Общество не должно поглащать личность


  Социальное познание   Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время (XIX – XX вв). Из курса истории мы знаем, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).
Предпосылки возникновения марксизма Социально-экономические Теоретические Естественно-научные Основные положения учения: · Общественное бытие определяет общественное сознание; · Решающая роль материального производства в жизни общества; · Необходимость соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил; · Определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений; · Неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции. Коммунистическое общество: · Отсутствие различий между умственным трудом и физическим; · Труд – первая необходимость; · Каждому по способностям, каждому по потребностям; · Отсутствие частной собственности.

«Социально-философская мысль ХХ в.

Направления марксизма в ХХ в. Радикализм (В.И.Ленин, Россия) Реформизм (Э.Бернштейн, Германия) Новые направления общественной мысли Технократизм Экзистенциализм Техника – решающий фактор развития Человек свободен выйти из жизненной Ситуации Техническая цивилизация - прогресс Плюсы Минусы   Прогресс Экология, бездуховность
  Знание и сознание   Русская философская мысль XI-XVIII вв.
Период Характеристика История философской мысли, Мыслители, их идеи
XI-XVII вв. Становление русской философской мысли (предфилософия) Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов. И среди русского духовенства – представители, которые занялись продолжением дела византийских богословов. Киевский митрополит Иларион (XI в.). - развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. В XV в, в период становления и укрепления Московского царства, когда происходило падение Византийской империи, в сознании народа сложился взгляд на Московское государство как на наследника исторической роли Византии: «Москва — Третий Рим». С конца XVII в. – постепенное обособление философии от богословия. В Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды. Они часто цитировали Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму. Это послужило поводом к закрытию философских классов, которые возобновили свою работу лишь через несколько лет и с другим составом преподавателей. Но сохранился всеже широкий взгляд на мир: например, в академии знакомили не только с системой мироздания Птолемея, но и с учением Коперника.
XVIII в. Философия России XVIII в. Одним из интеллектуальных центров стала «ученая дружина» Петра I. В нее входили Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Г. Посошков, А. Д. Кантемир. Ф. Прокопович (1681—1736 гг.) – с 1716 г. Петр I перевел его в Москву, где он занимал высокие церковные посты, стал руководителем Святейшего синода, создал свои главные философские труды. Его философские воззрения, достаточно противоречивые, содержали новые идеи: природа изначально была создана Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познавать природу призваны практические науки, развитие которых надо всячески поощрять. В. Н. Татищева (1686—1750 гг.) – в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» он основой обществ-енных изменений считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения. Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» (именно тогда возникла письменность). С принятием христианства человечество вступает в период «мужества». И наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание «вольных» (не опекаемых верой) наук, распространение «полезных книг». А. Кантемир (1708—1744 гг.) начинал как сатирик. Но среди широкого круга вопросов Кантемира особенно занимали проблемы нравственности. Человек полностью ответствен за свои поступки. В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.) и А. Н. Радищев (1749—1802 гг.). Одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии. Этому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.
     
  Самопознание и развитие личности   Русская философская мысль XIX-XX вв.
Конец XVIII – первая половина XIX в. Становление русской философии как науки Философия в качестве самостоятельной, систематизированной области знания сложилась в России в XIX в., в ней было множество течений, направлений. Главная проблема, которая волновала все просвещенные русские умы того века, — это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе. П. Я. Чаадаев (1794—1856 гг.) — автор знаменитых «Философических писем» которые и по сей день вызывают споры, восхищения и т.п. Современники возмущались, негодовали, призывали подвергнуть автора общественному остракизму. Какие же идеи вызвали столь бурную реакцию? Чадаев полагал, что осуществление истории есть реализация Божест-венной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму. В первом «Философическом письме» Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Событие, нарушившее единую с Европой линию развития, - принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию. Многие историки считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества — одного из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в. Его идейные взгляды разделяли А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. В противовес им развивали идеи славянофильства: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы - они отстаивали идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей. Западники, напротив, считали, что Россия, хотя и впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и будущее ее — в развитии по западному пути.
Вторая половина XIX – начало ХХ в. Развитие и расцвет русской философской мысли Как славянофил начинал свою деятельность выдающийся русский философ В. С. Соловьев (1853—1900 гг.). Исходным понятием философского учения Соловьева является категория всеединства: смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом.Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается. Свой взгляд на исторический процесс философ высказал уже в ранних работах. Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия. В дальнейшем Соловьев пересмотрел свою оценку западной цивилизации. В ней он увидел немало позитивных тенденций и считал, что они вместе с Россией олицетворяют положительную силу. Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах: университетские курсы, научные трактаты, полемика в периодических изданиях. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские проз-рения есть в произведениях русской классической литературы, особенно Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Вот как писал о творчестве последнего философ Н. А. Бердяев: «Он был настоящим философом, величайшим русским философом... Творчество Достоевского бесконечно важно для философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии».
С 20-х годов XX в. Современная отечественная философия Первая четверть XX в. стала периодом активной деятельности целой группы отечественных философов. Среди них — Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871—1944 гг.), П. А. Флоренский (1882—1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879—1937 гг.). Оформились различные философские течения: 1) материалистическая марксистская философия, 2) религиозный экзистенциализм, 3) русский космизм и др. Главный вопрос философов XX в. – о цивилизационной принад-лежности России. 1 течение философской мысли — евразийство России. Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Язычество рассматривалось как потенциально более близкое православию, чем другие христианские исповедания. (усматривались идеи славянофилов). Многие русские философы критически отнеслись к новому течению. Н. А. Бердяев также исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Однако не гармоническое соединение различных начал видел Бердяев в российском обществе. Напротив, Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества (традиционная культура низших классов и европейская — высших слоев), в колебаниях внутренней политики (периоды реформ почти всегда сменяются реакцией и застоем), в противоречиях внешней политики (от союза с Западом до противостояния ему). В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой. И этот путь проходят все страны (с небольшими различиями). Главное отличие нашего государства, по мнению советских исследователей, состояло в том, что оно уже поднялось на новую, более высокую ступень развития (другим еще только предстояло это восхождение) и своим созидательным трудом прокладывает дорогу в будущее всему человечеству. На рубеже 80—90-х гг. XX в. философы склонились к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу. Вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России. 1 т.з. - Россия сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества. 2 т.з. - Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания. 3 т.з. – нельзя сводить российское общество к какому-либо цивилиза-ционному типу развития. Это диктует особый, третий путь дальнейшего развития.  
  Индивид, инди видуальность, личность Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Как и все другие существа человек неотделим от природы – он ее часть и продукт природной, биологической эволюции. Процесс биологической эволюции от высших приматов до современного человека называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” – человек и “генезис” – происхождение). Ступени развития человека: ü Дриопитек – самый далёкий предок человека (14-20 млн. лет назад). ü Рамапитеки – 10–14 млн. лет назад. Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. ü Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – появились около 2,5–3 млн. лет назад – обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Дату появления Homo habilis современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. ü Питекантропы ü Неандертальцы ü Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих. Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом. Индивид (от слова – неделимое, особь) – это человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Индивидом обычно называют единичного, конкретного человека, которого рассматривают как биосоциальное существо особенно выделяем социальную сущность человека. Понятие «человек» употребляют, когда желают показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также показать, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличить понятие «личность». Личностью называют человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Личность подразумевает социальную индивидуальность и неповторимость каждого человека. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Социальный уровень человека формируется на протяжении жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус. Социальный статус – это положение в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства. Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.   Сущность человека как проблема философии «Человек – самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. В прошлом существовало 2 направления в философии, которые пытались найти ответ на вопрос – в чем сущность человека?.
Пессимизм - пессимисты Оптимизм - оптимисты
Обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Немецкий философ: «человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия». Поэт: «Как ты ничтожен, человек, При всем величии твоём, В сравнении со Вселенной!» Философы: веруют, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели: «Какое величие являет собою человек! Какое благород-ство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образ-чик остальной природы», «Человек – это звучит гордо!»

Сегодня мы осознаем хорошо, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука – философская антропология

Наши рекомендации