Блок коммуникативных универсальных учебных действий

· межличностное общение;

· кооперация;

· формирование личностной и познавательной рефлексии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ЭТАПАМ

Аспект 1 этап основной школы (5 класс) 2 этап основной школы (6-7 классы) 3 этап основной школы (8-9 классы) Необходимое условие
Блок личностных универсальных учебных действий
Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения · осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?) · доведение работы до конца, · стремление к завершённости учебных действий · преодоление препятствий при их возникновении; · концентрация и сосредоточение на работе · специально организованная рефлексия отношения к учению, его результатам, к самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности
Развитие Я-концепции, самооценки · выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) · усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру; · чувство адекватности и стабильности, владение собственным Я независимо от изменений Я и ситуации · способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития; · осознание своей принадлежности к социальной группе и соответственно принятие значимых для референтной группы ценностей и норм · развитие критичного мышления; · создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников
Развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно- этических отношений. · -личностные действия направлены на осознание явлений, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? · оценка значимости для себя моральной дискуссии, оценка эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения · оценка и степень принятия ответственности за результаты; · анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно; · оценка изменений собственных установок и позиций · наличие открытых содержательных дискуссий, направленных на моральную проблематику; · создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения; · участие всех обучающихся в создании правил, обязательных для всех
  · взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)     · развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней
Блок регулятивных универсальных учебных действий
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе · самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность · составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей · содержательные аспект целей и жизненных планов – личные планы перспективы дополняются социальными планами · задания на общее планирование времени, составление хронокарт, планирование на ближайшую перспективу, планирование учебной работы
Регуляция учебной деятельности · управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала · формирование личностных качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды · реализация потенциала субъекта через целеполагание и проектирование траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества · ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определённые условия работы, усилия и уровень достижения); операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции); опыт сотрудничества в совместном решении задач
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний · представление человека о своих возможностях достижения цели определённой сложности · способность к планированию, контролю и коррекции предметной (учебной) деятельности и собственной познавательной деятельности · высокая степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия · построение внутреннего плана действий как представление о целях, способах и средствах деятельности
Самоконтроль и самооценивание · умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу · оценивание продукта своей деятельности по заданным критериям, заданным способом · оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям; · умение предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показателях достижения цели · использование приёмов совместно-разделенной деятельности и взаимного контроля: заполнение рефлексивных листов, карт, анкет, умение соотносить цель и полученный результат
Блок познавательных универсальных учебных действий
Общеучебные действия · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации · применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности · смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) · включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность
Универсальные логические действия. Действия постановки и решения проблем · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов · объяснение того, с какой позиции обучающийся приступает к разрешению проблемы; · описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия - определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции; · определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности; · выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности; · сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу; · оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом; указание на сильные и слабые стороны своей деятельности. · определение мотивов своих действий. · выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий, - обоснование желаемой ситуации; · анализ реальной ситуации и указание на противоречия между желаемой и реальной ситуацией; · указание некоторых вероятных причин существования проблемы; · постановка задач адекватных цели; · самостоятельное планирование характеристик продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; · выбор технологии деятельности (способа решения задачи); · планирование ресурсов; · самостоятельное планирование и осуществление текущего контроля своей деятельности; · оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям; · указание на причины успехов и неудач в деятельности; · предложение путей преодоления/ · избежания неудач; · анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений. · установление причинно-следственных связей; · построение логической цепи рассуждений: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; · определение формулировки проблемы; проведение анализа проблемы (указание на причины и вероятные последствия её существования); · указание на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; - постановка цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; · применение известной или описанной в инструкции технологии с учётом изменений параметров объекта (комбинирование нескольких алгоритмов последовательно или параллельно); · проведение анализа альтернативных ресурсов, обоснование их эффективности; · внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля; · предложение способа убедиться в достижении поставленной цели и определение показателей достижения цели; · приведение аргументов для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. · включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность
Блок коммуникативных универсальных учебных действий
Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.). Кооперация (совместная деятельность –организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты) · учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение; · осуществление действий, обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: · умение планировать, распределять роли и согласованно выполнять совместную деятельность; · уметь договариваться · способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; · способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты другими людьми; · удовлетворительное владение техникой общения; · самостоятельное следование заданной процедуре группового обсуждения; · выполнение действий в соответствии с заданием для групповой работы; · разъяснение своей идеи, аргументация своего отношения к идеям других членов группы · умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения; · умение самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; · соблюдение процедуры обсуждения, обобщение, фиксация решения в конце работы; · распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения групповой работы; - постановка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями других членов группы, развитие и уточнение идей друг друга; · указание причин успехов и неудач в деятельности; · называние трудностей, с которыми столкнулся при решении задач, и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности; · анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений · систематическое использование таких форм работы, как: дискуссия проектная форма деятельности · организация работы школьников в группе
Формирование личностной и познавательной рефлексии · умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу · указание на сильные и слабые стороны своей деятельности; · определение мотивов своих действий   · систематическое проведение анализа учебной и внеучебной деятельности, рефлексия
           





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметное содержание Основные виды учебной деятельности
I. Речь и речевое общение Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; Узнают основные особенности устной и письменной речи; Владеют основными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога – нормами речевого поведения в типичных ситуациях; Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями и условиями общения; Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; Характеризуют коммуникативные цели и мотивы говорящего; Сравнивают образцы диалогической и монологической речи; Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
II. Речевая деятельность Имеют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух; Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками; Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде; Излагают в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, в соответствии с ситуацией речевого общения; Создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения.
III. Текст Знают признаки текста; Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы; Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка); Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи; Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы и т.п.; Создают и редактируют собственные тексты с учётом требований к построению связного текста
IV. Функциональные разновидности языка Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей; Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка; Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; Создают письменные высказывания разных стилей, жанров; Соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); Оценивают чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам; Выступают перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом.
V. Общие сведения о языке Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка; Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики; Различают функциональные разновидности современного русского языка; Имеют представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах; Знают основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства русского языка.
VI. Фонетика и орфоэпия Овладевают основными понятиями фонетики; Осознают (понимают) смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка; Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки; Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую; Проводят фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в стоке, количество ударных и безударных слогов); Наблюдают за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их; Выразительно читать прозаические и поэтические тексты; Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; Овладевают основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имён и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т. д.); Анализируют и оценивают с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректируют собственную речь; Используют орфоэпический словарь.
VII. Графика Осознают значение письма в истории развития человечества; Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова; Используют знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS.
VIII. Морфемика и словообразование Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования; Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования; Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа Характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; Анализируют словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; Различают изученные способы словообразования слов различных частей речи; Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; Характеризуют словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; Оценивают основные выразительные средства морфемики и словообразования; Используют морфемный, словообразовательный словари; Применяют знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
IX. Лексикология и фразеология Овладевают основными понятиями лексикологии; Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Расширяют свой лексикон;   Находят основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка;   Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами; Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; Опознают омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов; Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова;   Сопоставляют прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов; Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы; Группируют слова по тематическим группам; Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски; Используют в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.; Осуществляют выбор лексических средств и употребляют их в соответствии со значением и сферой общения; Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют её в различных видах деятельности; Осознают основные понятия фразеологии; Опознают фразеологические обороты по их признакам.
X. Морфология Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные; Наблюдают за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте; Осознают (понимают) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения; Овладевают основными понятиями морфологии; Распознают самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; Анализируют и характеризуют слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществляют морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте; Распознают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводят примеры; Согласовывают имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращёнными словами; Используют в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста; Употребляют имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими; Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль; Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имен числительных разных разрядов; Употребляют местоимения для связи предложений и частей текста, используют местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами; Распознают инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы; приводят соответствующие примеры; Правильно употребляют при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; Используют в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдают видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; Соблюдают видовременную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; Распознают грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида; Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры; Производят морфологический анализ предлога; Правильно употребляют предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.; Различают грамматические омонимы.
XI. Синтаксис Овладевают основными понятиями синтаксиса; Осознают (понимают) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.;   Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; моделируют и употребляют в речи синонимические по значению словосочетания; Распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения, моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употребляют их в речевой практике. Опознают (находят) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложнённой структуры; Правильно согласовывают глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена; Моделируют односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; используют их в речевой практике. Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах; Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты, обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения); Моделируют и используют в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; Разграничивают и сопоставляют разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые), определяют (находят) средства синтаксической связи между частями сложного предложения Оценивают правильность построения сложносочинённых предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений; Распознают и разграничивают виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной условия, уступки, следствия, цели); Моделируют и употребляют в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений; Опознают основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование).
XII. Культура речи Владеют основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдают их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности; Оценивают правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые высказывания; Используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
XIII. Правописание: орфография и пунктуация Имеют представление об орфографии как о системе правил; Обладают орфографической и пунктуационной зоркостью; Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования; Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи; Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
XIV. Язык и культура Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем; Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; Имеют представление об особенностях русского речевого этикета; Уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Использование средств обучения

Следует широко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий,экранных,звуковых, мультимедийных средств обучения.

Использование репродукций картин известных русских художников (в том числе их электронных версий) на уроках грамматики и развития речи способствует расширению словаря обучающихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания обучающихся.

Большое значение для формирования у обучающихся самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно, переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам (в том числе электронным), учитель вырабатывает у обучающихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком, такие формы занятий, как семинары, собеседования, лабораторные работы, практикумы, тренинги, консультации, вебинары и т.д.,которые требуют более активного самостоятельногоизучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить обучающихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом, в том числе к источникам, расположенным в Интернет. Все это будет способствовать повышению интереса к русскому языку у обучающихся и более качественному его преподаванию учителем.

Межпредметные связи на уроках русского языка

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).

Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи,которая предусматривает общие для всех предметов виды работ(обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее,сказуемое,член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории обучающиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, с тембром, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства и/или художественной культуры. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства, проводить стилистический, сравнительный (компаративный) анализ. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого, развивают культурологическую компетенцию.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и значительный уровень владения навыками по русскому языку.

Применение программы в процессе преподавания русского языка

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение.

Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятуючасть времени, акцентируя внимание на изучении базовых знаний и работепо формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать обучающимся сходные и

Наши рекомендации