Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
· описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
· ошибка на правило, не изучаемое в школе;
· ошибка в переносе слова;
· ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
· ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
· в исключениях из правил;
· в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
· в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
· в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
· в написании -ы-, -и- и после приставок;
· в случаях трудного различения не и ни;
· в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
· в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
· в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
· при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчёте ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб. (или ½, т.е. пол-ошибки). При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся— это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляется одна отметка (общая за всю работу, которая является средним показателем двух отметок; если оценка не является целым числом, то округление идёт в сторону увеличения). Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Отметка | Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий | Правильно выполнено не менее 1/2 заданий | Не выполнено более половины заданий |
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. При наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 20 слов.
При проверке диктантовучитель двумя линиями подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает её на полях в соответствии с условными графическими обозначениями. Исправления подчеркиваются одной линией и не выносятся на поля.
Условные графические обозначения ошибок:
I – орфографические ошибки; н/I – негрубая орфографическая ошибка;
V – пунктуационные ошибки; н/V – негрубая пунктуационная ошибка;
I – повторяющиеся орфографические ошибки подчёркиваются при вынесении на поля;
– однотипные орфографические ошибки обводятся в кружок при вынесении на поля;
И – исправления.
Подсчёт количества ошибок в диктанте
При подсчёте ошибокнеобходимо учитывать следующее:
· негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну;
· первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная;
· при наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл;
· отметка «5» не выставляется при наличии 3 исправлений грубых ошибок.
Запись подсчёта допущенных ошибок при выставлении отметки:
0-0, исправлений нет 5
1-3, 6 исправлений 3
или дробью 0/0, исправлений нет 5
Оценка сочинений и изложений
Основными формамипроверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощьюкоторых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки обучающихся:
· коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
· языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
· навыки правописания — орфографические и пунктуационные.
Изложение
Материалом для изложения может быть
ü текст, который читается учителем;
ü предварительно проработанный текст;
ü самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала;
ü эпизод кинофильма или телепередачи;
ü рассказ другого человека об определённых событиях, народных традициях и др.
Когда материал читается непосредственно перед контрольной работой, объём текста (ориентировочно) составляет предложенное в таблице количество страниц.
Требования к объёму изложений
Примерный объём текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Подробное изложение (количество слов) | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-350 | 350-450 | 450-540 | 540-700 |
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Объём текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше, чем объём текста для подробного изложения. Если для контрольной работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объём изложения мог быть в пределах нормы, предлагаемой для определённого класса.
Сочинение
Материалом для сочинения могут быть:
ü тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы.
Требования к объёму сочинений
Примерный объём текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Классное сочинение (количество страниц) | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3,5 | 3,5-4,5 | 4,0-5,0 |
К указанному объёму изложений и сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления
изложений и сочинений являются:
Содержание | Речевое оформление | Грамотность |
• соответствие содержания работы заявленной теме; • полнота раскрытия темы; • наличие фактических ошибок; • последовательность изложения. | • разнообразие лексики и грамматического строя речи; • стилевое единство и выразительность речи; • число речевых недочётов. | • Число допущенных ошибок: • орфографических; • пунктуационных; • грамматических. |
За письменное высказывание выставляется одна отметка, которая является средним показателем набранных баллов за содержание и за языковое оформление. Например, если ученик за содержание письменной работы получил отметку «4», за ее языковое оформление – отметку «4», то итоговой оценкой за этот вид деятельности должна быть отметка «4». Если общая сумма баллов не делится без остатка, то итоговым баллом является целое число (меньшее из двух чисел). Например: если за содержание письменной работы поставлена отметка «5», а за языковое оформление – отметка «4», то итоговой будет отметка «4». Первая отметка (содержание и речь) не может быть положительной (выше отметки «2»), если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Критерии оценивания сочинения
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений обучающихся |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | ü Обучающийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; ü сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | ü Обучающийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; ü логично и последовательно излагает содержание; ü сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; ü допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырех речевых недочётов. |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | ü ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; ü обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; ü материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; ü в работе имеется не более четырех недочётов в содержании и пяти речевых недочётов |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | ü ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; ü характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; ü отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | ü ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; ü содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
Критерии оценивания изложения
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений обучающихся |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу, выражает своё мнение, сопоставляет его с другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочёты в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает своё мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении – учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той или иной позиции с учётом необходимости решения определённой жизненной проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим единством, грамматической правильностью. ü Обучающийся самостоятельно создаёт яркое, оригинальное по замыслу высказывание в соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, осознаёт необходимость использования той или иной информации для решения определённых жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. * |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | ü Обучающийся, не опираясь на вспомогательные материалы, создаёт достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочёты в структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания; но в работе есть отклонения от темы и недочёты в соотношении основной и второстепенной информации; главная мысль выражена и определённым образом аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены отдельные ошибки в языковом оформлении. |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | ü Обучающийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен, высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста. |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения, пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.), не строит высказывание; даже в отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения. |
* Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1».
Оценивание языкового оформления
письменного монологического высказывания
При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:
ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
ü ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;
ü орфографические и пунктуационные ошибки.
Ошибки и недочёты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочёт».
Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочёт— это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочёт — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочёт — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочёты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают её, не раскрывают отношение автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочётами можно считать:
ü повторение одного и того же слова;
ü однообразие словарных конструкций;
ü неудачный порядок слов;
ü различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что обучающийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. | · нарушение последовательности в высказывании; · отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; · неоправданное повторение высказанной ранее мысли; · раздробление одной микротемы другой микротемой; · несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; · перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); · неоправданная подмена лица, от которого ведётся повествование, к примеру, повествование ведётся сначала от первого, а потом от третьего лица. |
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имён собственных, мест событий, дат. |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочёты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на лексические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
ü употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшимина них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
ü неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
ü нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
ü употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
ü пропуск, недостаток нужного слова, например: Серёжа смирно сидит в кресле, закутанный белой простынёй, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
ü стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался всё ближе и ближе.
Речевые ошибки в построении текста:
ü бедность и однообразие синтаксических конструкций;
ü нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
ü стилистически неоправданное повторение слов:
ü неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
ü неудачный порядок слов.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
ü неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
ü неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
ü смешение лексики разных исторических эпох;
ü употребление штампов.
Грамматические ошибки
Грамматическиеошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет оучающийся.