Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития в 1920 —1930-е годы
Создание основ советской системы физического воспитания и спорта началось с введения в ней государственных органов управления. Вначале (1918 — 1920) это было Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). Появление этого органа было вызвано нуждами шедшей тогда гражданской войны. В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников. В 1920 г. был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР. Наконец в 1936 г. высший орган управления получает наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). По существу, с тех пор структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим, не менялась до прекращения существования СССР, т.е. до 1991 г. Лишь в 1953 г. Спорткомитет ввели в структуру Министерства здравоохранения, но через 9 месяцев вернулись к прежней системе управления, а в период 1960—1968 гг. в стране функционировал Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР — общественный орган управления. Однако и такая система управления была признана нецелесообразной. Практика выявила ошибочность подобного подхода к руководству физкультурно-спортивным движением.
В начале 20-х гг. отсутствовало единое мнение о содержании и методах работы по физической культуре. Было ясно, что принципы советской физкультуры должны быть иными, чем в западноевропейских странах, но сторонниками разных направлений предлагались своеобразные пути ее развития. Так, представители одного из них видели развитие “социалистического” характера физического воспитания в том, чтобы в школах “занимались только считавшейся благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью”. Таким образом, предлагалась упрощенная схема физического воспитания.
Приверженцы медицинского направления исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабили организм рабочих и их детей. Поэтому, учитывая влияние трудностей производственной деятельности, считали, что дополнительные нагрузки, связанные с выполнением физических упражнений, занятием спортом, вредны для здоровья рабочих. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастика на снарядах, по их мнению, из физического воспитания рабочего класса должны быть исключены как слишком нагрузочные. Предлагался так называемый порядок физического воспитания согласно нормам, который рекомендовал молодежи заниматься только упражнениями с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гимнастикой, играть и гулять. К примеру, футбол, как сообщает “Всеобщий календарь Российского общества Красного Креста”, изданный в 1925 г., “...вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа, что очень вредно... Высший совет физической культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет. Точно так же нельзя пионерам заниматься французской борьбой... Вместо французской борьбы можно рекомендовать сопротивление в виде перетягивания друг друга на палке”.
Специфическую форму развития физической культуры предлагали приверженцы Пролеткульта. Они полностью отрицали “буржуазную систему упражнений”. Доходило до абсурда. Например, в 1925 г. была опубликована статья о педагогической сущности футбола, где доказывалось, что эта игра, поскольку она является изобретением английской буржуазии, учит советскую молодежь обману, что, дескать, финт — это обман, а следовательно, он (финт) отрицательно влияет на личностные качества занимающегося этим видом спорта. Вместо “буржуазных упражнений” рекомендовалась “трудовая гимнастика”, т. е. подражательные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и т. п.). Большая роль отводилась зрелищным демонстрациям, где упражнения нужно было выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Особенно ярко это проявлялось в танцевальных движениях. Например, выдающаяся американская танцовщица А. Дункан, жившая в России в начале 20-х гг., стремилась в хореографических образах воплотить лозунги коммунистической революции. Она танцевала “идею красного знамени”, “гимн III Интернационала”, песни пионеров и комсомольцев.
Это направление не выступало против спорта вообще, но отрицало личные соревнования. Приверженцы Пролеткульта были против развития в нашей стране целого ряда видов спорта (бокса, спортивной гимнастики, футбола и др.) только потому, что они культивировались в капиталистических странах. В программных тезисах ЦК Пролеткульта “О задачах физической культуры пролетариата” говорилось:
1. Отрицая с исторической и научной точки зрения все старые системы физической культуры буржуазии, пролетариат создает классовую физическую культуру.
2. В настоящее время надо строить не физическую культуру для пролетариата, а физическую культуру пролетариата.
3. Новая физическая культура пролетариата — это психофизиологическое воспитание квалифицированного человека.
4. Новая физкультура пролетариата есть новая трудовая гимнастика и новый коллективный спорт...”.
Эти положения Пролеткульта критиковались В. И.Лениным и ЦК РКП(б) “...как теоретически неверные и практически вредные...”. По заданию Ленина публицист Я. А. Яковлев в 1922 г. написал большую статью в газете “Правда” с критикой позиций Пролеткульта в физической культуре и спорте. В статье не без сарказма отмечалось: “Отныне мы играем в футбол, лаун-теннис, городки, выбрасываем руки, ноги и тело в разные стороны в “сокольских играх” по-новому, по-пролетарскому, по-культурно-пролетарскому, посрамляя тем культуру Ллойд-Джорджа всячески”. Тем не менее взгляды Пролеткульта нанесли существенный вред физическому воспитанию в нашей стране. Мнение сторонников Пролеткульта примитивно сводилось к тому, что спортивное оборудование и снаряды, физические упражнения и качества обусловливают ту или иную мораль.
Показательна в этом плане судьба скаутского движения — одной из популярных среди детей и юношей внешкольной формы работы по всестороннему воспитанию, в том числе и физическому. Отношения скаутов с большевиками были определенно холодными и со временем еще более ухудшались. Кроме непосредственной связи многих скаутов и скаут-мастеров с белогвардейцами были и другие причины ухудшения отношений. Дело в том, что с созданием в 1918 г. комсомольской организации скауты стали в некотором роде ее конкурентами. Кроме того, оппозиционно настроенные по отношению к большевикам слои рассматривали скаутов как противоядие анархии, революции и безбожию. По их убеждению, скауты олицетворяли дисциплину, стабильность, истинные духовные ценности святой Руси. В свою очередь, многие большевики считали скаутов “инструментом” британского правительства и мировой буржуазии. Но хотя дискуссии о скаутском движении проходили остро, оно сохранялось и даже развивалось вплоть до 1922 г. Так, например, к 1920 г. было создано 14 скаутских отрядов в различных городах Московской губернии. Эти отряды вошли в состав московской дружины скаутов. В этом же году подотдел физической культуры отдела народного образования Московского губ-совдепа провел второе расширенное совещание по скаутизму. Было заслушано сообщение одного из лидеров этого движения В. А. Попова. Он, в частности, сказал, что скаутские организации ставят своей целью борьбу с моральным и физическим вырождением юного рабоче-крестьянского поколения; средством борьбы с этими явлениями скаутские организации считают физические упражнения детей и подростков до 16-летнего возраста в естественных природных условиях. В. А. Попов отметил, что организационная и содержательная деятельность скаутских отрядов подчинена законам и обычаям скаутов, принятым комиссией по разработке положения о скаутизме при Центральном управлении Всевобуча. Скаутские отряды должны создаваться на добровольных началах по территориальному принципу, чтобы скауты легко могли поддерживать связь между собой, быстро собираться в случае стихийных бедствий — пожаров, наводнений, катастроф и т. п.
В 1920 г. Центральным управлением Всевобуча были разработаны законы, правила и обычаи, разрядные требования (1, 2 и 3-й разряды), программа состязаний по скаутской подготовке. В качестве примера приводим требования к 1-му разряду:
1. Пробыть в организации не менее 6 месяцев.
2. Знать краткую историю скаутского движения в России и за границей.
3. Уметь оказывать первую помощь до прибытия врача.
4. Уметь сделать съемку местности.
5. Проплыть не менее 50 м и владеть приемами спасания.
6. Пробыть 2 недели в лагере и участвовать не менее чем в 5 экскурсиях.
7. Пройти одному или с товарищем 15 км и представить письменный отчет об этом.
8. Определить на глаз расстояние в лесу, комнате, на площадке.
9. Уметь вести отряд из 30 скаутов.
10. Иметь какой-нибудь трудовой навык.
11. Провести беседу на тему о скаутизме.
В день принятия Всевобучем законов и обычаев скаутов 20 мая 1920 г. в Московской губернии проводился День спорта. Он состоялся в Москве и ряде уездных (районных) городов: Павлове-Посаде, Верее, Волоколамске, Клину, Богородске (Ногинске). Результаты, показанные на этих состязаниях, представлены в таблице на с. 86.
В программу праздника, например в Волоколамске, входили: торжественный митинг, где выступавшие говорили о значении спорта, допризывной подготовки и всеобщего военного обучения как условий для оздоровления населения; состязания в легкоатлетическом пятиборье (бег на 100 и 400 м, толкание ядра, прыжки в длину и высоту с разбега), поднятии тяжестей, футболе, перетягивании каната. Об этих соревнованиях тогда, в частности, писалось: “...по тяжелой атлетике выступал тов. Егоров, который показал упражнения с “двойниками и живым весом”. Особенно публику заинтересовало вколачивание рукой гвоздя в толстую доску и растягивание (перетягивание) каната двумя партиями (группами) по пять человек с каждой стороны”. А вечером в местном театре был поставлен спектакль силами артистов Волоколамска.