Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры
Прогрессивные взгляды на физическое воспитание известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Н. И. Пирогова определились под влиянием его участия в Крымской войне (1853—1856). Военные действия со всей очевидностью показали неудовлетворительную физическую подготовленность российской армии. В 1856 г. Н. И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, однако его призыв не был поддержан. Н. И. Пирогов также поставил вопрос о необходимости внедрения в школах России научно обоснованной системы физического воспитания, которого в стране вообще не существовало.
Развитие физиологии физического воспитания и спорта во многом связано с научной деятельностью выдающихся русских физиологов И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова.
С именем И. М. Сеченова тесно связано создание теории утомления при физической работе. Экспериментально он доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный: “...К немалому моему удивлению, — писал он, — наиболее действенным оказался не временный покой работавшей руки (им был сконструирован специальный эргограф, на котором можно было имитировать “пилящие” движения руки), а покой ее, даже более кратковременный, связанный с работой другой руки”. И далее: “Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его... исключительно в центральную нервную систему”.
Большое значение для физического воспитания и спорта имеют открытия известного физиолога Н. Е. Введенского. Он считал, что “...каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в наш организм”. Проблема резервных возможностей организма человека, особенно в спорте высших достижений, в дальнейшем становится одной из центральных.
И. П. Павловым были раскрыты представления о физиологических механизмах двигательных умений и навыков. Согласно его теории, в основе обучения движениям животных лежит рефлекторная деятельность нервной системы. Им сформулировано понятие динамического стереотипа, позволившего объяснить сложное двигательное действие, процесс формирования которого состоит из цепочки одновременных или последовательных более простых движений. Работы этого ученого обосновали сигнальную функцию условного раздражителя. Раздражитель следует понимать как сигнал (это требование отразилось в названиях —“первая и вторая сигнальные системы”).
И. П. Павлов стал первым ученым дореволюционной России, удостоенным Нобелевской премии (1904).
Исследования И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии, педагогики.
В нашей стране теория И. П. Павлова о том, что “одним из ведущих механизмов научения являются условные рефлексы”, легла ; в основу теории обучения двигательным действиям в качестве одного из элементов методологии. Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и навыков в физическом воспитании и спорте в свете положений теории условных рефлексов было продолжено сотрудником и учеником И. П. Павлова А. Н. Крестовниковым.
Позднее значительный вклад в теорию обучения движениям (Внесли отечественные ученые П.К.Анохин, Н. А. Бернштейн, П. Я. Гальперин и др.
Вторая половина XIX в. связана с деятельностью основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского. Он впервые научно доказал большое значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребенка. Во-первых, в процессе умственного воспитания необходимо его закономерное чередование с физическими упражнениями, отчего результаты умственной деятельности будут более эффективными. Во-вторых, К. Д. Ушинский физическое и эстетическое воспитание считал единым и взаимосвязанным процессом. По этому поводу он говорил: “Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей — трудно... Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми — и уже в этой форме дети воспринимают изящное”.
В связи со сказанным, физическое воспитание для него не самоцель, а необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека. К. Д. Ушинский утвердил один из основополагающих принципов современной дидактики — принцип воспитывающего обучения. Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека: образование и воспитание должны базироваться на знаниях возрастных “Особенностей детского организма — анатомических, физиологических, психических и т.п.
Врачи-гигиенисты Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев в процессе физического воспитания детей на первый план выдвигали народные подвижные игры на свежем воздухе. Это средство особенно рекомендовалось использовать для детей младшего возраста. Они справедливо считали, что в условиях, когда спортивные залы в России практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядовой, было просто невозможным. Е. А. Покровский первым в России собрал и систематизировал народные игры и издал книгу “Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)”. В принципе Покровский и Дементьев вовсе не отрицали спорт, особенно в форме народных игр, не отрицали также и гимнастику как средства физического воспитания детей более старшего возраста.
В дореволюционной России не было профессиональной школы историков физической культуры. Вся информация по этому вопросу исходила от теоретиков, методистов, практиков физического воспитания, педагогов, врачей, революционных демократов и т. д. Собственно же история физической культуры как отрасль исторической науки начала складываться во второй половине XIX столетия. Первой по времени отечественной работой в этом направлении была книга П. Тихановича “Очерк гимнастических игр у древних греков”, изданная в 1856 г.
Доктор А. Г. Берглинд, который в 60-е гг. руководил врачебно-гимнастическим заведением в Петербурге, первым в России дал описание шведской гимнастики (1860, 1861). Он же написал книгу по истории гимнастики (1872), где говорится о причинах ее возникновения, ее месте в системе воспитания в Древней Греции, Средние века и в Новое время, приводятся данные о зарождении немецкой, шведской, французской гимнастики и их распространении в России, рассказывается о деятельности Ф. Яна, П. Линга, Ф. Амороса и др.
Берглинд в частности подчеркивает, что введение гимнастики должно “...основываться на научных законах и потребностях человеческого организма”.
В конце XIX — начале XX в. выходит ряд книг, посвященных военно-физическому воспитанию. Примером может служить книга Ф. В. Игнатьева “Гигиена и история физических упражнений” (1899). Автор пишет о роли и значении гимнастики для военного дела, подготовки резервов для армии, приводит примеры развития гимнастики, преимущественно военной, в Германии, Дании, Англии, Швеции. Примечательной особенностью книги Ф. В. Игнатьева является то, что в ней рассказывается и об истории военной гимнастики России.
6.2. Создание в России системы физического воспитания (образования)
Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837—1909).
Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давлением военного ведомства сделало ряд попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Циркуляров, приказов и рекомендаций было много, физического воспитания же в школе фактически не было. Об этом свидетельствует доклад Н. С. Филитиса, сделанный им в 1899 г. в Московском университете: «Цели были поставлены большие, но осуществление их неудовлетворительное. Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием подготовленного педагогического состава преподают офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в инструкции 1889 г., не пускают, образовательные экскурсии заменили военными походами». А несколько раньше ученица Лесгафта С. М. Познер так сказала по этому поводу: «...Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал...».
Безусловно, были отдельные школы, где физическому воспитанию уделялось должное внимание, например в Яснополянской школе, где Л. Н. Толстой пропагандировал здоровый образ жизни. Но эти отдельные примеры скорее были редкими исключениями в России.
На этом фоне прогрессивной была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкулътурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360: Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество содействия физическому развитию, Общество русских скаутов, Общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество любителей бега на коньках, Всероссийский футбольный союз и многие другие. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в подготовке специалистов в различных областях производства, в том числе и в физическом воспитании и спорте. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П. Ф. Лесгафтом в 1896г.
Лесгафт вошел в историю как основоположник отечественной научной системы физического воспитания (образования). Он родился в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира. Окончив с серебряной медалью гимназию, в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни. В медицинских кругах его впоследствии стали называть “поэтом анатомии”. Безусловно, к его увлечению анатомией в первую очередь причастен профессор В.Л. Грубер “Пимен русской анатомической школы”, как его называли.
П. Ф. Лесгафт - создатель отечественной системы физического воспитания (образования). Его именем названо первое в нашей стране высшее физкультурное учебное заведение — Институт физического образования им. П.Ф.Лесгафта в Петрограде (1919)
В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии.
В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, активного поборника женского медицинского образования, борца за справедливость. Однако в 1871 г. Лесгафт вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал статью в “Санкт-Петербургские ведомости” о нарушениях педагогической этики рядом профессоров университета. В результате министр народного образования издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания. В знак солидарности с Лесгафтом, с его справедливыми требованиями семь ведущих профессоров оставили университет.
Лесгафт вернулся в Петербург и частным образом руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии.
С 1874 г. он ведет занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Спустя несколько месяцев директор гимназии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений.
По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. Лесгафт делает отчет “Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы”. Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда и изучение зарубежных систем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образования.
В практическом плане ему удалось добиться лишь организации в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла. При должной поддержке курсы могли перерасти в институт, но этого не произошло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек. А новый военный министр — генерал П. С. Банковский — и вовсе закрыл курсы.
В 1878 г. Груберу, наконец, удалось вернуть своего лучшего ученика в академию, где он проработал 6 лет в должности патологоанатома. Консервативная администрация и профессура недолюбливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных поисков. Следствием всевозможных интриг стало то, что при избрании на преподавательскую должность Лесгафт не набрал необходимого числа голосов и лишь через 2 года получил место приват-доцента в Петербургском университете, в котором проработал 10 лет.
Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. Он никогда не брал денег за свои врачебные консультации, жил на средства, которые получал за преподавательскую работу и гонорары за изданные книги и до самого последнего года жизни не брал извозчика, а по железной дороге всегда ездил в третьем классе. Весь свой досуг, праздничное и каникулярное время он отдавал ученикам и больным. По праздникам совместно с учениками он посещал заводы, фабрики, больницы.
Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Имение принадлежало знакомому генералу, предложившему Лесгафту для проживания маленький домик, в котором раньше жил мельник. Уезжал он туда, как правило, со своими ближайшими учениками.
Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из соседних губерний. Каждый день с утра он принимал до сотни больных. Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. По вечерам все его ученики и ученицы собирались перед его домиком на большой лужайке, где устраивались всевозможные игры и гимнастические упражнения.
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай... После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам.
К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: “Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования — приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, в полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил”.
Функции преподавателей в ОСФР сначала выполняли члены Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило “Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр” и назначило Лесгафта заведующим этих курсов.
Первые руководительницы физических упражнений и игр, подготовленные на курсах Лесгафта
На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.
Количество обучающихся на курсах в течение 9 лет их существования представлено в таблице на с. 59. Система физического образования изложена П. Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” (1888 —1901). В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования — педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.