Система воспитания этнокультурных ценностей учащихся
в образовательных учреждениях
Среда, которая формируется в культурно-досуговых учреждениях, представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Это и национальные праздники, и обряды, тематические вечера, информационно-просветительские программы и т.д.
На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости создания системы этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Система этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях мы предлагаем организовать в двух направлениях:
1. С одной стороны через деятельность самих учреждений культуры, общественных организаций, местных средств массовой информации.
2. С другой стороны, значительное влияние на этнокультурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения и другие факторы.
Исходя из вышесказанного, организация этнокультурной воспитательной работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях должна вестись по двум направлениям:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов, населяющих Тверскую область, специфике их культуры и ценностей)
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе молодого человека, «расшевелить» его чувства) и поведенческие нормы (знания, полученные молодым человеком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Практически ценностные ориентации как личностно образующая система складываются лишь к подростковому периоду онтогенеза, что обусловлено определенным уровнем развития самосознания детей, именно в этом периоде осознающих свое «я» в системе общества. установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. В психологической литературе отмечается, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. однако некоторые исследователи отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков [3, 4]. Выявление характера и особенностей ценностных ориентаций позволяет прогнозировать общую направленность развития растущего человека как личности. Характеризуя уровень сформированности личности, ценностные ориентации одновременно являются базовым образованием, обеспечивающим ее дальнейшее развитие, поэтому очень важно установить характер изменений ценностных ориентаций, их особенности и закономерности, присущие представителям различных этнических групп, что необходимо как для более глубокого проникновения в механизм формирования личности, так и для научно обоснованного совершенствования процесса воспитания подростков.
Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик.
Ребенок 6–7 лет приобретает первые фрагментарные и систематические
знания о своей этнической принадлежности и о существовании иных этносов.
Ребенок 8–9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В нем просыпаются национальные чувства и формируется отношение к представителям инонациональных культур.
Ребенок подросткового возраста (10–14 лет) формирует этническую
идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он
отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.
Подростковый возраст имеет большое значение в становлении взрослею-
щей личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют социально нравственный облик человека. В этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.
Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспита-
тельный потенциал всех образовательных областей и предметов.
Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-
нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Многолетний опыт работы в качестве классного руководителя и учителя
балкарского языка и литературы в национальной школе позволяют нам вы-
делить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:
• развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он
унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);
• включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и
воспитания;
• развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
• проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один
из этносов;
• обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим
миром в системе различных влияний;
• отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек».
Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:
• народная философия как основа существования этнокультуры;
• человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения
в природе;
• семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения
между членами семьи и т. д.;
• народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т. д.;
Известно, что система ценностей каждого человека как общественного индивида, выполняя регулятивные и прогностические функции, определяет направленность его развития как личности в системе социальных отношений. Человеческим взаимоотношениям свойственна пристрастность, выступающая в мотивах поведения, в сложном взаимоотношении доминирующих и подчиненных ценностей, структура которых вырабатывается в сознании субъекта в процессе присвоения им всего смыслозначимого пространства человеческого опыта.
Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями:
— Средствами народоведения приобщать молодежь к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона.
— Создавать благоприятные условия в культурно-досуговом учреждении для одновременного восприятия молодежью общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.
Также для успешного осуществления межкультурного общения представители молодежной группы должны иметь высокий уровень общей культуры, хорошо знать культуру своей страны. Этнокультурные помехи могут возникать не только в условиях непосредственного, но и опосредованного межкультурного общения, когда отсутствие необходимых знаний может привести к случаям этнолингвистической функциональной неграмотности.
Способствуя формированию определенного образа жизни через изучение отечественных и мировых этнических культур, полиэтническая образовательная среда способствует распространению чувства общности с другими народами с целью сохранения культурного разнообразия мира. При этом необходимо учитывать, что любой этнос сегодня развивается в двух направлениях: во-первых, идет процесс постепенной универсализации человечества и понимание того, что мир един, и планета - наш общий дом, во-вторых - идет процесс сохранения национальной самобытности.
Подводя итог из вышесказанного можно определить основные положения системы этнокультурного воспитания молодёжи в культурно-досуговых учреждениях как,
? признание системы воспитания необходимым механизмом преодоления нарастающих негативных тенденций в обществе, гармонизации межэтнических отношений в условиях роста полиэтничности и поликультурности населения Тверской области;
? необходимость включения в систему воспитания национально-регионального компонента, опирающегося на идеи полилога культур, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям разных этнических сообществ;
? обоснование особого содержания этнокультурного воспитания, в котором наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции;
? определение вариативности этнокультурного компонента воспитания, который может реализовываться в форме народных праздников, познавательных и игровых программ, с использованием всего разнообразия современных социокультурных технологий;
? признание необходимости разработки методических рекомендаций по этнокультурному воспитанию, как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Ценностные представления, приобретаемые подрастающими людьми в процессе социализации их обществом через систему воспитания, чрезвычайно варьируются. Вместе с тем структура ценностных ориентаций, даже в том случае, если она очень «пластична» для отдельных индивидов, сохраняет преемственность с устойчивыми («базальными») ценностями, которые вырабатываются всем развитием отдельных социальных общностей, этнических групп, вносящих разный по своему потенциалу вклад в общий процесс развития общества на каждом из конкретных исторических этапов. именно с этим обстоятельством связан тот факт, что каждый из народов обладает и вырабатывает систему ценностей, представленную категориями общечеловеческой значимости, например «добро» и «зло», и теми ценностями, в которых запечатлена социальная и культурная специфика, традиции и обычаи, нормы, образующие систему ценностных ориентаций.
С психологической точки зрения именно ценностная ориентация является материалом, на основании которого кристаллизуется этническая культура, причем замер ценностной ориентации – это исследование сегодняшнего состояния этноса.
Наибольший интерес представляют переломные периоды в жизни народа, когда можно наблюдать изменения в его сознании, поведении и отмечать, что остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как [2].
Глава 2. Изучение практического опыта работы образовательных учреждений по формированию этнокультурных ценностей
2.1. Модель этнокультурного воспитании молодежи в культурно-досуговых учреждениях
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [принят Президентом РФ в 2012 г.) [Электронный ресурс]// URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1644521 (дата обращения 29.12.2012)
Действительное же отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнями социального и культурного развития. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное влияние разных этнических традиций и языков придают культурно-цивилизационному обществу особую устойчивость и открытость. Следовательно, в основу этнокультурного воспитания должны быть положены такие идеи, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий этническую и надэтническую целостность общества, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. Дмитриева С.Ю. Педагогическая модель реализации этнокультурного содержания в начальном общем образовании для социализации младших школьников [Текст]// ГБОУ ДПО (ПК): Саранск. -2002.
Особое место в социализации молодежи занимают социальные институты, такие как образования и культуры. Именно социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом, а также специальными структурами на основе филогенеза. Жаркова А. А. Педагогика искусства Электронный научный журнал Учреждения Российской Академии Образования «Институт художественного образования.- № 1. 2011 .- [Электронный ресурс]: URL:http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения 29.12.2012)
Сейчас же на данный момент характерными особенностями молодежной культуры становятся дегуманизация, деморализация, национально-культурная нетерпимость. Познания и навыки в области высокого искусства, подлинной культуры, национальных традиций перестали быть ценными и престижными в общественном сознании.
Национальная замкнутость и ограниченность складываются в опасную тенденцию, создаются благоприятные условия для деятельности организаций националистического и профашистского толка, проявлений национального экстремизма.
Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Просветительская роль культуры: ориентация на молодежную аудиторию// Сборник материалов: Москва. - 2007
Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности. Блохина Л.В. Доклад «Национальные культуры народов России: Проблемы и перспективы» Российская культура: ее уникальность и значимость в прошлом и настоящем [Электронный ресурс]//URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-203347.html (дата обращения 06.03.2012).
Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.
Президент России В.В. Путин совершенно справедливо подчеркивает в своей речи на заседании Совета по межнациональным отношениям: «Наша задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны».
В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, и других проблем общественного развития. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и молодежи населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, и людей других национальностей, проживающих в данном регионе, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче, новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Учебное пособие. Издательство Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: Тамбов. - с. 272-273
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что необходимо разработать модель реализации этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях для социализации молодежи.
Модель реализации этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях мы выстраивали, основываясь на толковании термина «модель», устоявшемся в современной научной литературе.
Модель -- образ (в т. ч. условный или мысленный -- изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определённых условиях в качестве их «заместителя» или «представителя».
В широком смысле моделью называют любой мысленный или знаковый образ подлинного объекта, который отражает объект исследования и дает при его изучении новую информацию. Валеев Г.Х. Личностно адаптивная система обучения// Педагогика. - № 7. - 2002. с. 66
При разработке модели мы учитывали определенные требования:
· она должна отображать целостность реализуемого процесса;
· она должна включать условия ее успешной реализации;
· она должна представляться с позиции структурной целесообразности.
Для формирования этнокультурной личности система культурно-досуговых учреждений в нашей области располагает необходимым арсеналом средств и может быть охарактеризована как идеальное этническое пространство, где идет процесс формирования этнокультурной личности. На этническом пространстве возможно использование модели, состоящей их трех основных направлений, при этом каждое направление отличается достаточным уровнем эффективности и способствует реализации задач этнокультурного воспитания.
Первое направление. Этнокультурная направленность воспитания. Это направление отличается традиционностью. Оно заключается в проведении мероприятий воспитательного характера на уровне областных, общегородских, поселенческих праздников. Ярким примером может служить подготовка и празднование: праздника Ивана Купалы, дня весеннего равноденствия - Навруза, Дня Святого Патрика и т.д.
Рис.2. Модель этнокультуры определенного этноса
Второе направление. Полное этнокультурное направление становления личности предполагает систематическое использование элементов этнокультуры в воспитательной работе, создание при досуговых учреждениях: любительских объединений, коллективов этнического творчества, в задачу которых входит тщательное изучение, хранение и использование материалов фольклора, устного народного творчества. Кроме того, предполагается тесная связь молодежи с учреждениями образования и дополнительного образования, их целенаправленное взаимодействие, при котором этнокультурные традиции, обряды и ритуалы становятся главной частью бытия.
Третье направление. Направление компромиссного этнологического и всеобщего соединения механизмов формирования личности может быть использована в многонациональном государстве, где грамотные межнациональные отношения предполагают глубокое изучение и бережное сохранение собственной культуры, и одновременно - формирование интереса и стремления к освоению культуры другого, живущего рядом народа. Это тот самый вариант формирования гражданина и патриота, ощущающего свою абсолютную гармонию с миром путем освоения не только своей культуры, но и культуры других народов. Жибраева К. Этнокультурный подход к воспитанию [Текст]// № 3 (76).- 2010
Эта модель этнокультурного воспитания молодежи представляет собой специальную организацию согласованной деятельности таких социальных институтов, как культура, образование, семья и других субъектов области.
Специфика этнокультурной модели воспитания молодежи заключена в следующем: данная модель является локальной по области реализации и предназначена для реализации в социокультурном пространстве единого этноса (любительского объединения, творческого коллектива, культурно-досугового учреждения, автономного региона и др.).