Ознакомление с окружающим миром
Составляя перспективный план ознакомления дошкольников с окружающим миром в повседневной жизни, необходимо сочетать его с содержанием учебного материала, предлагаемого детям в организованной деятельности. В настоящем пособии дан вариант перспективного плана, который в каждом дошкольном учреждении может быть изменен, дополнен в соответствии с содержанием реализуемой программы.
Следует обратить особое внимание на блок «Сенсорное развитие», впервые выделенный в перспективном планировании. Помимо формирования у детей знаний о цвете, форме, величине представлены задания на классификацию предметов по разным признакам, а также упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Нами предлагаются также некоторые методические приемы, которые помогут реализовать данное содержание. Они представлены в определенной последовательности. Сначала указаны приемы, основанные на непосредственном восприятии предмета или явления, -экскурсии, наблюдения, затем приемы, предполагающие знакомство с окружающим миром на основе иллюстративного материала, причем названия иллюстраций не указываются, так как содержание их определяется темой. Далее предложены словесные методические приемы - беседа, рассказ воспитателя, чтение произведений художественной литературы, причем указаны лишь некоторые названия произведений. Педагоги смогут и сами найти их достаточное количество. Закрепление познавательного материала может осуществляться в игровой деятельности - дидактических и сюжетно-ролевых играх, которые представлены далее. Для формирования сенсорных способностей рекомендуются только дидактические игры и упражнения. Хорошим дополнением к системе работы по ознакомлению детей с окружающим миром может стать продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, в которых дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе знакомства с социальной действительностью. Вид продуктивной деятельности в перспективном плане не указан. Его выберет сам воспитатель, учитывая тематику и уровень изобразительных навыков детей.
Темы | Содержание | Формы работы и методические приемы | ||||
Сентябрь | ||||||
«Труд людей» | Труд работников детского сада | Экскурсия по детскому саду. Рассматривание иллюстраций, фотографий, стенда о сотрудниках детского сада. Беседы: «Наш детский сад», «Кто работает в детском саду», «Кто заботится о нас». Чтение: Н. Найденова «Ольга Павловна». Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто что делает». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника». Продуктивная деятельность: портреты сотрудников детского сада | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Предметы вокруг нас: мебель, посуда, их дифференцировка | Беседы: «Наша мебель и посуда - производство и изготовление», «Как обставить комнату». Чтение: С. Маршак «Откуда стол пришел», К. Чуковский «Федорино горе», загадки о мебели и посуде. Дидактические игры на дифференцировку мебели и посуды разного назначения. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин посуды», «Мебельный магазин», «Семья - переезд на новую квартиру». Продуктивная деятельность: роспись мебели, сделанной из бросового материала, роспись посуды | ||||
«Сенсорное развитие» | Развитие мелкой моторики рук | Игры с бумажным шариком | ||||
Октябрь | ||||||
«Труд людей» | Городской" наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей, безопасность движения, правила поведения на улице и в транспорте | Целевая прогулка по улице. Беседы: «На чем люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте». Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофер», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука». Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет» Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | ||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знание основных цветов. Познакомить с хроматическими цветами. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Назови цвет», «Подбери по цвету». Рисование по точкам | ||||
Ноябрь | ||||||
«Труд людей» | Работники почты принимают телеграммы, посылки, бандероли, разбирают корреспонденцию, газеты и журналы, направляют их по адресам. Почтальон доставляет почту на дом. Закреплять знание домашнего адреса | Экскурсия на почту. Беседы: «Что мы видели на почте», «Как люди узнают друг о друге» Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Маршак «Почта», «Почта военная», Н. Носов «Телефон», К. Чуковский «Телефон». Дидактические игры: «Почтальон принес письмо», «Что лежит в посылке», «Письмо товарищу». Сюжетно-ролевая игра «Почта». Продуктивная деятельность: изготовление открыток | ||||
«Предметы ближайшего окружения» - | Одежда, обувь, головные уборы - сезонные, сделанные из разных материалов, место и время применения, труд мастеров по пошиву одежды, культура одежды, русский народный костюм | Рассматривание предметов одежды, обуви, головных уборов, тканей. Составление описательных рассказов. Беседы: «Как одеваются люди в разные сезоны», «Как делают ткани». Чтение: 3. Александрова «Сарафанчик». Дидактические игры: «Какая это одежда?», «Что это?», «Назови и опиши». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Продуктивная деятельность: «Узор для ткани», «Красивое платье» | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знание о форме. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Составление фигур из счетных палочек», «Чудесный мешочек». Пальчиковые игры с орехами: прокатывание по тыльной стороне ладони, вращение по одной ладони и др. | ||||
Декабрь | ||||||
«Труд людей» | Особенности труда людей в библиотеке, работа читального и абонементного залов; история возникновения книги, ее составные части (обложка, переплет, страницы, иллюстрации), бережное отношение к книге | Экскурсия в библиотеку. Рассматривание книг с иллюстрациями Л. Лебедева, Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Рачева, Е. Чарушина. Беседы: «Что мы видели на экскурсии», «Как пишут и печатают книги». Чтение: Р. Сурьянов «Откуда пришла эта книга», загадки, пословицы про книги. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Продуктивная деятельность: ремонт книг в группе и для малышей, рисование иллюстраций к любимым произведениям, составление иллюстрированных книг для малышей | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Предметы, облегчающие труд людей | Рассматривание пылесоса, кухонного комбайна, миксера, вентилятора, бра. Рассматривание иллюстраций инструментов и машин, облегчающих труд людей на стройке. Беседа «Машины - наши помощники». Чтение: загадки о бытовых предметах и строительных машинах | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять умение различать цвет по оттенкам и насыщенности. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Найди и назови», «Светлый и темный», «Подбери такой же», «Найди соседа». Игра с прищепками «Выложи предмет по заданию» | ||||
Январь | ||||||
«Труд людей» | Труд парикмахера, продавца | Экскурсии и целевые прогулки. Беседы: «Как работает парикмахер», «Как трудятся продавцы». Сюжетно-ролёвые игры: «Парикмахерская», «Магазин». Продуктивная деятельность: «Девочки с разными прическами», «Продукты для игры в магазин» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей | Рассматривание материалов. Опытно-исследовательская деятельность по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется и т.д.). Беседы: «Что из чего делают», «Как производят эти вещи». Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови материал». Продуктивная деятельность: игрушки из дерева, бросовых материалов, рисование витражей, батик | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знание материалов, из которых изготовлены предметы. Развивать мелкую моторику рук | Дидактическая игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» | ||||
Февраль | ||||||
«Труд людей» | Труд пожарных - важный и опасный, спасение людей, пожарная безопасность | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Огонь - наш друг или враг». Чтение: П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях». Продуктивная деятельность: плакаты о пожарной безопасности, «Пожарная машина» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Дымковская игрушка закрепление знаний о промысле, история, особенности росписи | Рассматривание игрушек. Беседа «Дымковские чудо-игрушки». Чтение: Л. Гулыга «Пестрый хоровод», А. Дьяков «Веселая дымка», О. Левицкий «Хороша игрушка расписная...». Продуктивная деятельность по мотивам дымковской росписи | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания о величине. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)». Игра со счетными палочками «Выложи предмет по образцу» | ||||
Март | ||||||
«Труд людей» | Труд строителей (каменщики, маляры, плотники, машины и механизмы, облегчающие труд людей) | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как строят дома». Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Маяковский «Кем быть?», М. Пожарова «Маляры». Сюжетно-ролевая игра «Строители» Продуктивная деятельность: «Строительство многоэтажного дома», «Новостройки в нашем районе» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Народные промыслы: золотая хохлома (особенности изделий, элементы орнамента, творческий труд мастеров) | Рассматривание предметов. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Незамерзающие лесные ключи», П. Синевский «Как волшебница жар-птица...». Сюжетно-ролевая игра «Хохломские мастера». Продуктивная деятельность по мотивам хохломской росписи | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания. о расположении предметов в пространстве. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Где расположен предмет», «Положи предмет по заданию», «Слева, справа, вверху, внизу». Игра со счетными палочками «Выложи предмет без образца» | ||||
Апрель | ||||||
«Труд людей» | Труд людей в деревне | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Калачи, баранки, булки не добудешь на прогулке», «Как хлеб на стол пришел», «Молоко из пакета». Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек», А. Митяев «Горячий гвоздь», А. Мусатов «Стакан молока», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную», Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Продуктивная.деятельность «Как трудятся люди в деревне» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Народные промыслы: городецкие узоры (история развития промысла, виды изделий, традиционные мотивы росписи) | Рассматривание предметов. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Купавка». Дидактические игры: «Какой это узор», «Составь узор». Продуктивная деятельность по мотивам городецкой росписи | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Черный - серый - белый», «Волшебные краски», «Радуга». Игра с крупой «Разбери гречку и рис» | ||||
Май | ||||||
«Труд людей» | Работа милиции, службы спасения | Встреча с сотрудником милиции. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «На страже порядка». Чтение: С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Продуктивная деятельность «На посту» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Русская матрешка - история появления, стили росписи, цветовая гамма, творческий труд мастеров | Рассматривание предметов и иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Алехин «Матрешки», загадки. Сюжетно-ролевая игра «Мы - семеновские мастера». Продуктивная деятельность: роспись трафаретов матрешек | ||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Найди такие же предметы», «Что лишнее». Игры с карандашом: катание между ладонями, пальцами | ||||
Июнь - август. | ||||||
«Труд людей» | Обобщить знания о профессиях и людях труда, наградах за трудовую доблесть | Рассматривание трудовых наград родителей. Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус». Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто что делает». Продуктивная деятельность «Все работы хороши, выбирай на вкус» | ||||
«Предметы ближайшего окружения» | Закреплять знания о предметном мире, обобщающие понятия, дифференцировку | Дидактические игры на закрепление цвета, формы, величины и других свойств предметов | ||||
«Сенсорное развитие» | ||||||
Ознакомление с природой
В содержание этого раздела плана целесообразно включить не только знания, которые могут быть реализованы на прогулке, но и те, которые расширят, закрепят представления детей о природе в целом: о домашних и диких животных, комнатных растениях и т.д. В зависимости от условий дошкольного учреждения некоторые знания могут быть даны на основе непосредственного наблюдения, другие - на основе иллюстративного материала, рассказов воспитателя, чтения и т.д.
» Содержание наблюдений в природе дано в соответствии с природными условиями средней полосы России, поэтому для дошкольных учреждений других районов необходимо внести соответствующие коррективы. В некоторых случаях в содержании приведены и приемы ознакомления с ним детей: рассмотреть, наблюдать, провести простейшие опыты и т.д.
В графе «Методические приемы» не указывается наблюдение, так как это один из основных приемов, который используется при ознакомлении детей с природой постоянно. Здесь приведены только те приемы, за счет которых могут быть дополнены и закреплены знания детей. Некоторые из приемов, как, например, опытно-исследовательская деятельность дошкольников, вошли в графу «Содержание», так как требовали конкретизации по отношению к определенным объектам. Предлагая рассматривание картин и иллюстраций при закреплений знаний детей о природе, мы надеемся, что педагоги сами подберут конкретный изобразительный материал и внесут его в перспективный план.
Объекты | Содержание | Методические приемы | |
Сентябрь | |||
Растительный мир | Рассмотреть листовые пластины дуба, березы, учить определять дерево по листовой пластине. Сравнить дерево и кустарник, закреплять умение определять их по листьям, коре, строению. Выкопать цветущее растение, перенести в группу, формировать представление о том, что для его роста необходимо тепло. Сравнить растения в группе и на участке, отметить изменения. Наблюдать осенний лес, учить видеть красоту природы. Закреплять знания об овощах и фруктах | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Красота осенней природы». Чтение: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу». Дидактические игры;. «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Назови цветок», «Овощи и фрукты». Народные игры: «Царь-картошка», «Уж я золото хороню..». Чтение: И. Белоусов «Близость осени». Продуктивная деятельность: «Натюрморт из фруктов», «На огороде созрели овощи» | |
Животный мир | Уточнить знания о птицах, об их питании, установить взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные». Наблюдать за птицами, собирающимися в стаи. Наблюдать за собакой, уточнить знание о волке, сравнить, определить сходства и различия в строении тела и поведении | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Перелетные птицы». Чтение: Н. Сладкое «Кто куда», Э. Шим «Отчего осень грустна», Д. Крупская «Щенок», С. Черный «Волк». Дидактические игры: «Что за зверь, что за птица», «Найди по описанию». Продуктивная деятельность «Птицы улетают в теплые края» | |
Неживая природа | Формировать начальные представления о движении облаков, наблюдать за ними сквозь осеннюю листву. Наблюдать за облаками в пасмурный (тяжелые, плывут низко над землей) и солнечный дни (плывут высоко, их мало). Наблюдать за осенним дождем: он мелкий, холодный, в лужах много пузырьков воздуха - это к ненастью. Познакомить со свойствами глины и песка (размешать в прозрачных баночках с водой): песок пропускает воду, глина задерживает : | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Вот и осень наступила». Чтение: С. Козлов «Сентябрь». Продуктивная деятельность «Осенние картинки» | |
Труд людей в природе | Отметить изменения в одежде людей. Привлечь к подготовке растений к зиме. Рассказать о посадке лесов, об охране природы | Беседа «Как изменилась одежда людей осенью». Чтение: Г. Снегирев «Кто сажает лес». Продуктивная деятельность окапывание деревьев | |
Октябрь | |||
Растительный мир | Обратить внимание на разнообразие окраски листвы, понаблюдать за листопадом, закреплять признаки осени. Сравнить сосну и ель с лиственными деревьями, рассказать, почему они остаются зелеными. Привлечь к сбору семян деревьев для гербария рассмотреть семена липы и клена, подумать, почему они называются двукрылкой. Уточнить представления о растениях ближайшего окружения. Сравнить кору, листья разных деревьев. Рассмотреть травы на участке, растения цветника. Собрать семена | Рассматривание листьев, плодов деревьев. Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Золотая осень». Чтение: О. Белявская «Листопад», В. Голяховский «Листопад», Д. Крупская «Желтый листопад», В. Мусатов «У рябины листопад», И. Савицкий «Кто разносит семена», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». Продуктивная деятельность «Лес, словно терем расписной...» | |
Животный мир | Предложить найти насекомых, объяснить причину их отсутствия, рассказать, как они зимуют. Систематизировать знания о жизни насекомых в зависимости от времени года. Наблюдать за кормушкой, где все чаще появляются птицы, подвести к выводу о необходимости подкармливать их | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как зимуют насекомые». Чтение: Г. Скребицкий «Исчезли на зиму». Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц» | |
Неживая природа | Обратить внимание на изменение долготы дня. Рассказать, как люди готовятся к зиме (утепляют помещения, готовят теплую одежду, перекапывают огород). Рассмотреть следы после дождя на песчаной и глинистой почве, закреплять знание о свойствах глины и песка. Рассмотреть Луну и звезды, полюбоваться ими | Беседа «Как люди готовятся к зиме». Чтение: О. Высотская «Осеннее утро», А. Майков «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» | |
Труд людей в природе | Рассказать о заготовке овощей и фруктов на зиму | Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Овощи - фрукты», «Сварим борщ и компот». Продуктивная деятельность «Консервирование овощей» | |
Ноябрь | |||
Растительный мир | Наблюдать листопад в тихую и ветреную погоду, учить замечать различие и делать выводы. Сравнить плоды клена и ясеня, закреплять умение различать деревья по плодам. Закреплять характерные признаки дерева и кустарника. Рассмотреть рябину, напомнить, что ее плоды -хороший корм для птиц. Формировать понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как изменились деревья в ноябре». Чтение: И. Мазин «Посмотри, как день прекрасен...», Н. Сладков «Осенняя елочка», Е. Трутнева «Зябнет липа за окошком...» | |
Животный мир | Наблюдать за кошкой, закреплять понятие «домашние животные». Наблюдать, за синицей, напомнить о необходимости подкармливать птиц. Рассмотреть воробья: внешний вид, повадки. Рассказать о подготовке зверей к зиме (смена шубки на более теплую и менее заметную) | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как звери к зиме готовятся». Чтение: Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги...», И. Сладков «Осень на пороге», «Почему ноябрь пегий», Е. Чарушин «Кошка Маруська». Дидактическая игра «Найди детеныша» |
Неживая природа | Наблюдать за ветром, закреплять умение определять его силу. Наблюдать за облаками, их движением, учить называть состояние погоды: пасмурно, ветрено, дождливо. Наблюдать за почвой, сравнить с летней, подвести к пониманию: на улице холодно, и почва замерзшая, твердая. Наблюдать за дождем (мелкий, моросящий), сравнить с летним. Рассмотреть замерзшие лужи, первый снег. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое | Беседа «Осенняя погода». Чтение: Л. Завальнюк «Времена года», А. Плещеев «Скучная картина...», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» |
Труд людей в природе | Рассказать о содержании домашних животных на ферме, закреплять знания об их внешнем виде, роли в хозяйстве | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Домашние животные в жизни человека». Чтение: Ю. Коринец «Кто живет у нас в сарае?», В. Левин «Глупая лошадь», С. Черный «Жеребенок» |
Декабрь | ||
Растительный мир | Напомнить признаки, по которым узнавали деревья осенью, и как можно узнать их сейчас. Рассмотреть и отметить характерные особенности 4-5 деревьев. Закреплять умение различать ель и сосну, уточнить понятие «вечнозеленые». После обильного снегопада осторожно стряхивать снег с деревьев, закреплять знание о том, что в мороз ветви деревьев хрупкие и могут сломаться под тяжестью снега | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Что за дерево такое». Чтение: В. Бианки «Месяц белых троп», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», К. Чолиев «Деревья спят», Е. Явецкая «Зима- рукодельница». Продуктивная деятельность: «Заснеженные ели», «Зимой в лесу» |
Животный мир | Наблюдать за воронами и галками, закреплять умение различать их, рассмотреть следы на снегу. Наблюдать за снегирями и синицами, слушать их посвистывание. Закреплять умение узнавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц. Формировать представление о зимующих птицах | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Птицы зимой». Чтение: Н. Исаев «Зяблики». Дидактическая игра «Птицы». Подвижная игра «Прыгунчики-воробушки». Продуктивная деятельность «Как розовые яблоки, на ветках снегири» |
Неживая природа | Рассмотреть, как падает снег (снежинками, хлопьями, крупой). Уточнить, что в зависимости от погоды снежинки могут иметь разную форму. Измерить глубину снежного покрова палочкой, отмечать высоту снежного покрова после каждого снегопада. Наблюдать иней, узоры на окнах, учить замечать красоту природных явлений. Закреплять знания о свойствах воды (замерзает на морозе, превращается в лед). Наблюдать ледостав на реке, озере, в пруду, уточнить свойства льда: гладкий, прочный, скользкий. Наблюдать метель, послушать ее завывание. Отметить изменение долготы дня: поздно светает, рано темнеет | Опытно-исследовательская деятельность: замерзание воды в формочках за время прогулки. Беседы: «Снег, иней и лед», «Зимние явления природы». Чтение: И. Бунин «Первый снег», И. Никитин «Встреча зимы», Н. Носов «На горке», И. Суриков «Зима», Г. Ходырев «Зима». Подвижная игра «Два Мороза». Продуктивная деятельность «Зимний покой» |
Труд людей в природе | Предложить сгрести снег к стволам деревьев. Закреплять понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания. Рассказать о выращивании овощей в теплицах. Отметить изменение в одежде людей, закреплять " умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды | Беседа «Как защитить деревья и кусты зимой». Рассказ воспитателя о выращивании овощей в теплицах. Чтение: М, Ляшенко, А. Мусатов «Изумрудные города», В. Одоевский «Мороз Иванович». Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» |
Январь
Растительный мир | Наблюдать деревья в зимнем уборе. Закреплять умение распознавать их по строению и цвету коры. Закреплять названия комнатных растений и правила ухода за ними. Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений' | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Что мы знаем о комнатных растениях». Чтение: Н. Павлова «Где зимуют почки», Н. Сладков «Зимнее лето», А. Фет «Чудная картина...» Дидактические игры: «Назови и опиши», «Какого растения не стало», «Положи лист к дереву». Продуктивная деятельность: «У нас расцвели фиалки и декабрист», «Деревья зимой» (техника «мятая бумага») | |
Животный мир | Наблюдать за щеглами, закреплять особенности их внешнего вида, учить отличать от других птиц. Рассматривать птиц в разную погоду, замечать разницу в их поведении (нахохлились в холодную погоду, оживлены в оттепель). Рассматривать, различать и сравнивать следы птиц и животных на снегу. Уточнить знания о диких животных средней полосы России: внешний вид, повадки | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Зимующие птицы», «Животные наших лесов». Чтение: Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», «Синичкин календарь. Январь», Н. Сладков «Волк», «Сороки», Е. Чарушин «Белка с бельчатами», «Зайчиха», «Лиса с лисятами», «Рысь», «Кто чем занят зимой», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто лишний». Продуктивная деятельность «Птицы на кормушке» | |
Неживая природа | Продолжать измерение глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора, учить делать выводы. Закреплять знания о свойствах снега: в морозную погоду легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий, в ветреную похож на крупу, в тихую морозную падает отдельными снежинками, в более теплую - хлопьями; в морозную погоду снег всегда рассыпчатый. Закреплять знания о свойствах льда | Беседа «Снег бывает разным». Чтение: И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная», Н. Сладков «Суд над декабрем», А. Пушкин «Зимний вечер» | |
Труд людей в природе | Рассказать о труде людей в деревне: проводят снегозадержание, ремонтируют сельскохозяйственную технику. Продолжать собирать снег вокруг деревьев и кустарников | Рассказ воспитателя. Чтение: А. Митяев «Горячий гвоздь» | |
Февраль | |||
Растительный мир | Рассмотреть и сравнить почки тополя и липы. Поставить в воду веточку тополя, формировать представление о том, что дЛя жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательная среда. Рассмотреть еловые шишки: они расслабляют чешуйки, и из-под каждой чешуйки высыпаются семена. Объяснить, что семена деревьев созревают в разное время. Предложить вспомнить, когда созревают семена тополя, клена, липы, березы. Наблюдать деревья после оттепели: ветки покрываются тонким слоем льда. Подвести к простейшим выводам: вода на морозе замерзает, поэтому ветки обледенели | Рассматривание распустившихся веток, шишек. Беседа «Растения на участке и в группе». Рассказ воспитателя «Зимний покой деревьев и кустарников». Продуктивная деятельность: поделки из природного материала | |
Животный мир | Сравнить ворону и галку, обратить внимание на их способ передвижения по земле. Обратить внимание на то, как питаются снегири и синицы: снегирь корм выклевывает, а синица быстро шелушит семена. Сравнить поведение синиц, снегирей, щеглов, послушать издаваемые ими звуки. Закреплять знания о диких животных жарких стран | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Такие разные птицы», «Животные жарких стран». Чтение: В, Берестов «Воробушки», В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль», Б. Заходер «Мохнатая азбука», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима». Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Птицы зимующие и перелетные», «Угадай животное». Продуктивная деятельность: «Зоопарк», «Где обедал воробей» | |
Неживая природа | Наблюдать за снегом в метель, обратить внимание, где он задерживается. Наблюдать капель с крыши на солнечной стороне, подвести к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Наблюдать гололед, поземку. Наблюдать за солнцем, фиксировать линию, вдоль которой оно движется. Рассмотреть снег в конце месяца: становится серым, оседает, сверху образуется корочка - наст. Обратить внимание на цвет неба, вспомнить; каким оно было в декабре в ясную и пасмурную погоду, закреплять понятие о том, что цвет неба меняется в зависимости от времени года и погоды. Продолжать формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое (лед) | Опытно-исследовательская деятельность: ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожке. Беседа «Какая погода была зимой». Чтение: В. Берестов «Гололедица», В. Инбер «Оттепель», Я. Купала «Зима», С. Маршак «Февраль». Продуктивная деятельность: посыпать песком дорожки к участку младшей группы, сделать льдинки для украшения участка | |
Труд людей в природе | Рассказать о подготовке к весенним полевым работам: ремонт сельскохозяйственной техники, уход за домашними животными на ферме | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя | |
Март | |||
Растительный мир | Первое: весеннее пробуждение растений показать на примере вербы: появились серебристые пушистые почки. Объяснить, что пух предохраняет почки от холода. Сравнить ветки тополя, клена, ясеня по величине, . форме, расположению почек на ветке. Закреплять умение самостоятельно определять название дерева по ветке без листьев | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Первые признаки весны». Чтение: М. Пришвин «Деревья в плену», «Разговор деревьев», Г. Скребицкий «На пороге весны». Дидактические игры: «От какого дерева ветка», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы отгадаем». Продуктивная деятельность «Распустилась верба» | |
Животный мир | Наблюдать грачей, закреплять умение отличать их от других птиц. Дать понятие о том, что грачи - вестники наступающей весны, первыми возвращаются в родные места. Уточнить знания о том, куда улетают зимующие птицы весной, закреплять понятие «перелетные птицы», знание их названий | Рассматривание иллюстраций, картин. Беседа «Грачи весну на крыльях принесли». Чтение; О. Белявская «Весенние вести», загадки о птицах, Продуктивная деятельность «Вестники весны» | |
Неживая природа | Отметить увеличение светового дня, небо становится ярко-синим, пригревает солнце, снег начинает таять. Наблюдать за сосульками, послушать капель. Обратить внимание, что сосульки образуются не со всех сторон и не все тают. Учить делать выводы. Наблюдать ледоход. Измерить высоту снежного покрова, отметить происшедшие изменения. Рассмотреть проталины, уточнить, где они появляются раньше, закреплять умение делать выводы | Беседа «Первый месяц весны». Чтение: В. Бианки «Синичкин календарь. Март», К. Кублинская «Весна», И. Соколов-Микитов: «Ранней, весной», Ф. Тютчев «Зима недаром злится...», Э.Шим «Сосулька» | |
Труд людей в природе | Уточнить знания о подготовке к весенним полевым работам: подготовка семян, ремонт техники, снегозадержание. Закреплять знание, о значении сельскохозяйственного труда | Рассказ воспитателя «Сельскохозяйственный труд весной». Беседа «Кто нас кормит». Чтение: Ю. Крутогоров «Кто поле защищал» | |
Апрель | |||
Растительный мир | Рассмотреть кустарники, понюхать ветки черной смородины. Подвести к выводу, что кустарники различаются не только по внешнему виду, но и по запаху. Наблюдать появление первых цветов - медуницы, мать-и-мачехи. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста растений | Рассматривание иллюстраций, картин. Беседа «Первые цветы». Чтение: В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель», Л. Гулыга «Весна», И. Соколов-Микитов «Цветы леса». Продуктивная деятельность «Цветы весны» | |
Животный мир | Наблюдать за грачами: оживленны, ремонтируют и строят гнезда. Уточнить знания о перелетных птицах. Наблюдать за появлением муравьев. Уточнить представления о животных Севера | Чтение: Н. Сладкое «Лисята», Э. Шим «Дятел, зайцы и медведь» | |
Неживая природа | Наблюдать за облаками, определять скорость их движения (быстро, медленно), учить видеть зависимость движения от силы ветра. Подвести к обобщению: снег тает на освещенных солнцем местах. Наблюдать за движением ручейков, предложить найти способ отвести воду с участка. Наблюдать движение солнца в разное время дня через цветное стекло. Учить видеть зависимость температуры и высоты подъема солнца. Наблюдать у водоема исчезновение льда, учить видеть причинно-следственные связи | Рассматривание иллюстраций. Чтение: русская народная сказка «Снегурочка», украинская народная песенка «Веснянка», Я. Аким «Апрель», А. Барто «Река разлилась», В. Берестов «Картинки , в лужах», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Весна», Т. Тарабарина «Март, Апрель. Май», Ф. Тютчев «Весенние воды». Продуктивная деятельность «Вот уж снег последний тает...» | |
Труд людей в природе | Закреплять знания о том, что в сельской местности продолжается подготовка к весеннему севу злаков, проверяют семена на всхожесть, сеют ранние овощи: редис, зеленные культуры, приводят в порядок технику. Уточнить названия сельскохозяйственных машин: трактор, борона, сеялка | Рассказ воспитателя «Подготовка к полевым работам». Чтение: А. Букалова «Как машины хлеб берегут» | |
Май | |||
Растительный мир | Обратить внимание на последовательность появления листьев на деревьях: вначале зеленеет черемуха, затем береза, тополь, липа. Рассмотреть всходы редиса, укропа, лука, найти сходства и различия, учить различать всходы. Наблюдать за ростом одуванчиков, сравнить с первоцветами. Отметить изменение внешнего вида цветка в солнечную и пасмурную погоду, определить роль солнца. Отметить, что под большими соснами растут маленькие, вспомнить внешний вид семян сосны и ели. Рассмотреть в цветнике тюльпаны, нарциссы, сравнить их форму, окраску, уточнить, что общее у этих растений - луковица, в которой сохраняются питательные вещества, и за счет них перезимовавшие растения быстро растут весной. Обратить внимание, что береза одновременно цветет и распускает листья. Рассмотреть цветы длинные и короткие сережки. Рассмотреть рассаду помидоров. | Рассматривание иллюстраций, картин. Беседы: «Что растет на огороде», «Одуванчик - чудо-солнышко». Чтение: С. Есенин «Черемуха», Н. Наши рекомендации
|