Глава 3. Как правильно действовать при вождении

(психологические правила, формирующие и отражающие культуру исполнительных действий водителя)

Начнем с правил, формирующих и отражающих культуру исполнительных действий водителя, направленных на регулирование скорости. Именно несоблюдение скоростного режима часто становится причиной ДТП. Водитель превышает скорость не только из-за срабатывания подсознательных психических механизмов, но чаще из-за сознательного неправильного ее регулирования.

Поэтому следует руководствоваться такими правилами, позволяющими ограничивать скоростной режим:

Скорость как наркотик - пьянит, но я - не наркоман, чтобы гонять

или:

Тише едешь - меньше неприятностей

или:

Моя машина - не болид, а я - не Шумахер*

*Для тех, кто не интересуется автоспортом: болид - автомобиль «Формулы-1», Шумахер - лучший гонщик.

Скорость, о чем знает, наверное, каждый водитель, опьяняюще действует на человека, особенно, если он находится за рулем нового ТС. При этом водитель забывает о главном: каждый скоростной режим предъявляет свои требования к профессиональной подготовке и психофизиологическим возможностям водителя. И чем выше скорость - тем выше требования. Когда это соотношение нарушается (а водитель, будучи опьяненным скоростью, не всегда чувствует такой момент), то надежность его действий при дальнейшем увеличении скорости резко падает. Поэтому незначительное усложнение ситуации (выбоина на дороге, перестроение впереди движущегося ТС и т.п.) приводит к совершению ошибки и как следствие к ДТП. Ну, а уж к каким последствиям приводит такое ДТП понятно каждому. Ведь скоростные ДТП - самые трагичные. Поэтому сознательный контроль режима скорости и его строгое соблюдение с учетом не только требований дорожных знаков, но и состояния дороги (снег, гололед и т.п.) и своего собственного - залог безаварийного вождения ТС. Не зря народная мудрость гласит: "Тише едешь - дальше будешь".

Следует придерживаться в регуляции скоростного режима и таких правил:

Медленно ездить надо учится, быстрая езда приходит сама Медленная езда требует ума, соперничество на дороге - его отсутствия

и

Каждый, кто осваивал самостоятельное вождение, замечал, что через некоторое время начинает управлять ТС на больших скоростях, получая от этого удовольствие, не задумывался, однако, о том, что не готов к такому вождению. Данный этап в формировании водительского профессионализма самый опасный. Поэтому осознание




уважительного отношения к скоростному режиму имеет жизненно важное значение. Принцип пренебрежения скоростью - чрезвычайно опасен. И беда не за горами, если человек этого не понял.

На дорогах нередко можно наблюдать такую картину, когда одно ТС начинает постоянно перестраиваться на дороге, доставляя неудобства всем остальным водителям. Действия водителя перестраивающегося ТС можно охарактеризовать одним словом - суета, поэтому рекомендуем руководствоваться следующим правилом:

Суетиться - значит провоцировать ДТП

Понятно, что суета имеет место в тех случаях, когда водитель не способен правильно оценить ситуацию, поэтому выполняемые им действия не адекватны ей, не способствуют достижению цели, а повторяясь вновь и вновь, усложняют дорожную обстановку и провоцируют ДТП. Суета - признак недостаточного профессионализма и проявление негативных психических установок. Поэтому, если не хотите ДТП - не суетитесь. И знайте: суета нужна только при ловле блох.

И еще об одном. Суета - сестра спешки. Никогда не спешите. Помните правило:

Спешка сокращает не только время, но и путь в могилу

Глава 3. Как правильно действовать при вождении - student2.ru
Глава 3. Как правильно действовать при вождении - student2.ru Известно, что «спешить - людей смешить», но применительно к труду водителя это звучит кощунственно. Потому что «спешка» водителя - это не смех, а слезы, т.к. завершается она ДТП. Стремление за счет скорости решить какие-то вопросы (пусть даже кажущиеся исключительно важными) может привести к настолько печальному результату, когда все остальное просто меркнет, и прежде всего ничтожно мелким становится тот исключительно важный вопрос, ради решения которого и была предпринята спешка. Но, к глубокому сожалению, вернуться в прошлое, чтобы исправить свою ошибку, невозможно. Запомните это и сдерживайте себя от спешки, сознательно контролируя не только и не столько скоростной режим движения, сколько свои мысли. Не забывайте, что вождение на высоких скоростях - это вождение в усложненных условиях и достаточно еще одного опасного фактора, чтобы возникла сложная ситуация, к действиям в которой вы можете оказаться не готовы. Проявления спешки многогранны. Это и нарушение скоростного режима, и начало движения на желтый сигнал светофора, не дожидаясь зеленого, и проезд перекрестка на желтый сигнал, переходящий в красный, разворот в запрещенном месте, внезапный пространственный маневр после случайного обнаружения значимого ориентира и т.д. Поэтому хотим сформулировать еще одно правило:

Очень часто именно начало движения на желтый сигнал светофора при одновременном продолжении движения на такой же сигнал другого ТС по пересекаемой дороге приводит к ДТП на перекрестках. А результат трагедии, как известно, - кровь. Поэтому помните, что сигналом на начало вашего движенияявляется не только, а точнее сказать, не столько включение зеленогосигнала светофора (тем более не желтого), сколько отсутствие в этотмомент "летящего" ТС по пересекаемой дороге. Обязательно в этом убедитесь прежде, чем тронуться. И научитесь давить своим сознанием любое внезапно возникающее подспудное желание, реализация которого снижает

безопасность движения (например, "проскочу" и т.п.).

Четко для себя усвойте, что ПДД и соответствующие средства регулировки дорожного движения (светофоры, знаки, разметка и др.) только организуют движение ТС, но не гарантируют их безопасность. Последняя обеспечивается вами. Ваша безопасность - в ваших руках. Нелишне об этом напомнить.

Еще одним из видов проявления спешки является внезапный пространственный маневр в сторону значимого для вас ориентира после его обнаружения. Такое часто наблюдается в случаях потери водителем ориентировки на новом маршруте, когда он не четко представляет свое местонахождение и оказывается не готов к выполнению заблаговременного маневра (например, поворота направо, поскольку движется в левом крайнем ряду и т.п.). Возникающая мгновенная реакция на выполнение маневра, как правило, приводит к ДТП. Поэтому следует помнить о таком правиле:

Потеряли ориентировку на маршруте – остановитесь и восстановите ее

Никогда не пытайтесь во время движения, особенно плотного и интенсивного, искать вдоль дороги значимые ориентиры, чтобы определить свое местонахождение. Это очень отвлекает от контроля дорожной обстановки и может не позволить вам оперативно отреагировать на ее негативное изменение. Если же нужный ориентир обнаружили внезапно, то не следует сразу, без подготовки, как говорят, "сломя голову", выполнять пространственный маневр. Лучше проехать дальше и вернуться, чем потом после аварии искать оправдания своим бездумным действиям.

Спешка и другие причины могут привести к несоблюдению дистанции до движущегося впереди ТС. Это всегда опасно, поэтому одно из правил звучит так:

Оптимальная дистанция - ключ к безопасному дорожному движению

Выдерживать дистанцию непросто, особенно начинающему водителю. Сделаешь, как учат (дистанция до движущегося впереди ТС в метрах должна быть равной 1/2 от скорости ТС, выраженной в км/ч, например V = 60 км/ч, то при дистанции D = 30 м), то будут постоянно встраиваться между вами в плотном потоке другие ТС, вынуждая вас тормозить и нервничать. Уменьшишь дистанцию - есть опасность своевременно не остановиться при резком торможении впереди движущегося ТС. Поэтому поиск и выдерживание оптимальной дистанции - не такая уж и простая задача. Напомним, что при этом следует учитывать, какое ТС движется впереди вас. Если это грузовой автомобиль, то он быстро не останавливается, а если иномарка, то ее возможности по торможению (в случае, когда вы на отечественном ТС) выше.

Важно при выдерживании дистанции думать не о том, как бы не позволить кому-нибудь встроиться перед вашим ТС, а о том, чтобы всегда соблюдать безопасную дистанцию. К встраиванию других ТС относитесь абсолютно спокойно, не взирая на то, новичок вы за рулем или профессионал. Появляющиеся беспочвенные амбиции давите сознанием. Вообще амбиции - один из самых коварных врагов водителя, поскольку проявляются подчас внезапно и с большой силой, подавляя разум и генерируя негативные установки (например, не уступлю и т.д.), суждения (например, я спешу, и он меня должен пропустить и др.) и т.п.

Чтобы водитель ни делал на дороге, его безопасность, во многом, определяется, прежде всего, его осмотрительностью. Именно осмотрительность должна предварять любое действие. Поэтому запомните следующее правило:

Плохая осмотрительность - начало трагедии

Это правило может быть полезным и новичкам, и опытным водителям. Ни одно действие на дороге не должно выполняться без должной осмотрительности. Ее объем бывает разным: при движении по полосе - один (как правило, осмотрительность требуется для оценки ситуации только перед собой и немного - по сторонам), при перестроении - другой (обязательно оценивается ситуация на полосе, на которую перестраиваешься), при обгоне - третий (максимальная осмотрительность). Если у вас появилось чувство, что вы не до конца владеете ситуацией, то лучше немедленно снизьте скорость! Учитывая, что осмотрительность - основа безопасности дорожного движения, существует еще одно правило-формула, обеспечивающее правильное маневрирование:

Короткий взгляд в зеркало на долгие годы страхует вас от ДТП

Эта правило-формула раскрывает весь алгоритм маневрирования именно в той последовательности, в которой он наиболее эффективен. Понятно, что если начал выполнять действие, а затем стал осматриваться, то трагедии не избежать. Поэтому пользуйтесь правилом:

Замыслить + осмотреться +

принять решение + привлечь (предупредить) всех + выполнить управляющее действие =

Наши рекомендации