Полет с Гитлером в штормовую погоду

8 апреля 1932 года над всей территорией Германии разыгрался сильный шторм, который даже трудно было себе представить. Из темных облаков посыпался град. Вспышки молний то и дело озаряли поля и сады. Грязные пенящиеся потоки воды текли по дорогам и железнодорожным путям. От сильных порывов ветра то тут, то там падали деревья.

Мы ехали в аэропорт Мангейма. Вряд ли в такую погоду будет выпущен хоть один самолет. «Люфтганза» прекратила все полеты.

В струях дождя мы увидели довольно большое число наших сторонников, пришедших лично убедиться, рискнет ли фюрер сесть в самолет.

Усевшись на свое место, фюрер без колебаний отдал распоряжение взлетать. Маршрут пролегал в западные районы Германии, где нас ожидали сотни тысяч людей.

С большим трудом наземная команда и несколько десятков штурмовиков удерживали самолет за плоскости, чтобы ветер не швырнул его на землю. Но вот были запущены двигатели, и машина задрожала как бы в нетерпении.

Самолет вырулил на взлетную полосу и после короткого разбега оторвался от земли. Под нами поплыли зеленые лужайки.

Это был даже не полет, а какой-то дикий танец, о котором мы теперь вспоминаем как о кошмаре. Мы сразу же вошли в плотные облака, воздушный круговорот грозил сбросить нас на землю. Мы то проваливались в воздушные ямы, то взлетали ввысь.

Несмотря на беснующуюся стихию, мы сохраняли полное спокойствие. Абсолютная безмятежность фюрера передавалась всем нам. В часы неимоверной опасности он сохранял твердую, как гранит, веру в свою историческую миссию и непоколебимую убежденность в том, что провидение сохранит его и убережет от беды, чтобы он выполнил свою великую задачу.

Вот и тогда он оставался человеком, превосходящим всех других, смело смотревшим в лицо опасности в силу своей внутренней убежденности. Фюрер внимательно следил за мастерскими действиями нашего шеф-пилота Бауэра, который стремительно уходил от грозовых фронтов и тут же пересекал скопление облаков, ища между ними просветы, и точно следовал курсу, указанному радистом, который непрерывно ловил сигналы аэропортов...

(Книга для чтения: (Пятый и шестой классы народной школы). Брауншвейг.)

Темы школьных сочинений

Для школ-девятилеток

Четвертые классы:

а) Британо-итальянский конфликт из-за Абиссинии.

б) Оптимизм и пессимизм — противопоставление.

в) Страсбург как символ германо-французских отношений

.

Пятые классы:

Выступление Эриха Марка в 1913 году «1813 годидеи и силы возможного подъема Германии»: содержание, структура и ориентация в сравнении с опытом Третьего рейха. (Текст выступления предварительно зачитывается перед классом.)

Шестые классы:

Что объединяет нас с философией просвещения и что разделяет?

Седьмые классы:

Значение факторов внешнего и внутреннего развития в жизни Клейста.

Для школ-десятилеток

Первые классы:

а) Почему рейху необходима армия?

б) Почему нам нужны автомобили?

в) Представляют ли деньги опасность для становления характера?

Вторые классы:

Проанализируйте выступление фюрера в рейхстаге Нюрнберга и резюмируйте его основные положения.

Третьи классы:

а) Моя цель в жизни.

б) Национально-политическое значение изучения иностранных языков.

в) Почему я состою в гитлерюгенде.

Четвертые классы:

Изложите «Песнь о Нибелунгах» на современном немецком языке.

Пятые классы:

Темы — в соответствии с договоренностями.

Шестые классы:

а) Романский и готический церковные стили — сравнение.

б) Какие изменения внес Хеббель в «Песнь о Нибелунгах» и почему?

в) Задачи противовоздушной обороны.

Седьмые классы;

а) Вальтер фон Фогельвайде как политический поэт.

б) Как можно объяснить готовность крестьянской девушки в произведении Гартмана фон Ауэ «Бедный Генрих» к самопожертвованию?

в) Значение национальных праздников.

r) Культурные направления в мире.

Восьмые классы:

Иллюстрированная газета как зеркало времени.

(Из доклада Ханса Берендта, директора частной школы-колледжа Бад-Годесберга по итогам 1934/35 учебного года.)

ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Бальдур фон Ширах

Гитлерюгенд

Национал-социализм признает только национал-социалистские формы организации, структура которой базируется на нашем мировоззрении — как и все институты нашего движения. Любая организация — не просто объединение людей, а нечто органичное, полностью созревшее. Это конкретная форма нашего мировоззрения.

В форме любой национал-социалистской организации заключена идея. А идея должна иметь такую же точно связь с этой организацией, как и художественный замысел с формой...

В гитлерюгенде нет начальников, но есть лидеры.

Лидер — это не просто личность, стоящая во главе группы из шести — восьми человек. Он не занимает должность, а просто так зовется. Он не может закончить свои дела вечером, как это делают обычные рабочие или служащие, так как на него возложена часть общей задачи. Поэтому его обязанности не определены точно по времени. И лидерство его не отмечается галунами, звездами и иными знаками различия на форме, а выражается постоянной самоотверженной работой. Он должен служить образцом для членов своей группы и сам вести национал-социалистский образ жизни. Он не обязательно должен быть сильнее своих ребят физически, но обязательно — духом и характером. Структура гитлерюгенда такова, что ее лидер не может просто сидеть на троне, он должен быть товарищем среди товарищей. И на него не должны смотреть снизу вверх, потому что его авторитет не идет сверху, а основан на личных заслугах и личностном превосходстве.

Гитлерюгендом руководит единая воля. Все ее лидеры снизу доверху пользуются абсолютным авторитетом. А это означает, что они имеют неограниченное право командования, неся за все полную личную ответственность. Каждый знает, что большая ответственность дает и больше прав. Поэтому они молча принимают к исполнению распоряжения вышестоящих товарищей, даже если они направлены против них самих. Для них, как и для всей молодой Германии, история гитлерюгенда доказывает, что сплочение молодежи и действительно товарищеские отношения друг к другу могут быть успешными, только если в этой организации будет безоговорочно признаваться авторитет руководства. Успех национал-социализма зиждется на дисциплине. Здание национал-социалистской молодежной организации точно так же держится на фундаменте дисциплины и послушания. Уроки периода гонений и преследования сохраняют свое значение и в наше время — время побед и завоевания власти. Поэтому малыши из организации юнгфольк*, вступающие по достижении десятилетнего возраста в движение Адольфа Гитлера, скоро привыкают подчинять свои мелкие желания законам, на которых основано государство и которые направлены на обеспечение счастья всей нации. Они начинают понимать, что их нарушение приведет к потере свободы и крушению всего народа. Становясь старше, они понимают, что дисциплина и субординация не дело рук нескольких человек, рвущихся к власти и старающихся тем самым обеспечить свои собственные позиции, а обязательное условие существования нации.

* Юнгфольк — нацистская детская организация, в которую

входили ребятишки в возрасте от шести до десяти лет. (Примеч. пер.)

Именно в этом состоит самая большая ценность организации для каждого подростка. Находясь среди сверстников и даже участвуя в играх и других мероприятиях, он приобретает знания, которые потребуются ему во взрослой жизни. Приучаясь к дисциплине, он начинает понимать, что его слепое повиновение дает всей его группе возможность достичь успеха. Поэтому понимание необходимости выполнения мелких поручений и заданий, приобретенное им в детские годы, скажется положительно впоследствии, при выполнении задач государственной важности...

Молодежные организации национал-социалистского типа существуют повсеместно. И гитлерюгенд оказывает большое влияние не только на образование и воспитание, но и на практическую жизнь. Когда молодежь выходит на экскурсии или предпринимает длительные пешие походы, она не только общается с природой, но и подчиняет эти мероприятия политическим целям. Они служат знакомству. с отечеством и с товарищами в других частях рейха. Тот, кто познакомился с народным сообществом и научился ценить свое отечество в свете национал-социалистской идеологии, в состоянии выступить на защиту государства в случае необходимости, а если потребуется, то и пожертвовать собственной жизнью.

В глубоком понимании идея создания групп и клубов гитлерюгенда преследовала цель предотвратить моральную коррозию молодежи, в особенности в крупных городах, и показать ей, что существуют другие формы отдыха и развлечений, более полезные и приносящие удовлетворение, нежели сидение в кинотеатрах и пивные застолья, и к тому же требующие гораздо меньше денег. В результате даже детям из бедных семей предоставлена возможность ознакомиться с родиной и установить более тесные связи с народом. Для этого не требуются дорогие гостиничные номера — всего за несколько пфеннигов они размешаются в жилом секторе красивейших регионов родной страны. Молодые люди, познакомившиеся таким образом со своим большим отечеством, будут иметь впоследствии обширный политический кругозор, не ограниченный стенами пивных заведений...

По сути дела, правильное развитие молодежи обеспечивают три источника, действующие комбинированно родительский дом, школа и гитлерюгенд. Семья — самая маленькая, но наиболее важная ячейка народного сообщества. В задачу молодежной организации не входит вмешивание в жизнь семьи и в деятельность родителей по воспитанию своих детей. Но и родители не должны вмешиваться в работу нашей организации. Однако молодежные лидеры должны рассматривать как одну из своих основных задач поддержание хороших отношений с родителями находящихся у них в подчинении ребят. Вместе с тем они обязаны предоставлять родителям всяческую возможность ознакомления с работой своей организации. Они должны быть всегда готовы ответить на любой вопрос родителей, а также стать наперсниками семей своих ребят. Только тот настоящий молодежный лидер, кто знаком с родителями ребят своей группы, их жизненными условиями, обстановкой в доме, их радостями и заботами.

Каждое молодежное движение должно согласовывать свою деятельность с родительским домом. Если обе стороны пытаются подорвать авторитет друг друга, значит, такие молодежные лидеры не соответствуют своему предназначению. Родительский дом находится даже в лучшем положении, так как может дать ту или иную оценку деятельности гитлерюгенда с учетом того, поддерживает она авторитет родителей или нет.

Гитлерюгенд много потерял в последние два года изза того, что не имел достаточно времени для выполнения поставленных перед ним задач. Молодые рабочие не могли прибыть в организацию ранее восьми часов утра. Студенты также не могут собираться в это время, так как это подорвет их обычный распорядок дня и настрой. Поэтому для проведения тех или иных мероприятий приходилось занимать вечера в рабочие дни и каждое воскресенье. Но и такое положение дел было нетерпимым по двум причинам:

1) в дневное время ребятишки целиком заняты в школе и по дому;

2) у молодежной организации все равно не было необходимого ей времени.

По воскресеньям уходить в поход ранее полудня было практически невозможно из-за церковного богослужения. В последующем, правда, с евангелической церковью была достигнута договоренность, чтобы она не занимала один вечер в неделю и два воскресенья в месяц. По указанию министерства внутренних дел все подростки должны были быть дома после восьми часов вечера. Рабочей молодежи, работавшей до семи часов вечера, требовался как раз час, чтобы добраться до дому. Таким образом, в более позднее время молодежная организация свою работу с ними вести не могла. Распоряжения полиции, действовавшей из добрых побуждений, нарушать было нельзя. Ситуацию можно было изменить только специальным указом, а

именно выделением одного полного дня в неделю для мероприятий молодежной организации. Был разработан план установления для подростков государственного молодежного дня, — как на заводах и фабриках, так и в школе, — шестого дня в неделю, предназначенного для политической и иной деятельности гитлерюгенда. Седьмой день недели должен был принадлежать семье. Однако этот план, поддержанный имперским министром образования Бернхардом Рустом, вызвал некоторые трудности и непонимание в связи с тем, что руководство гитлерюгенда еще раньше на собственный, как говорится, страх и риск приняло решение занимать для своих дел вечернее время по средам (о чем вы говорили выше). Вечера эти традиционно проводились по единой программе имперского молодежного руководства, преследуя цель воспитания школьной молодежи.

Главным все же было то, что молодежь получила свой собственный день, когда можно было проводить походы и спортивные мероприятия в отрыве от школьной скамьи и заводских цехов, получать новые жизненные впечатления и приобретать новых друзей.

Таким образом, отношения между гитлерюгендом и семьей были в определенной степени сбалансированы. Цели и задачи стали доводиться до молодежи совместными усилиями: родители рассказывали детям о собственной жизни и семейных традициях, а молодежные лидеры формулировали и разъясняли им требования национал-социалистского руководства.

Школа проводила обучение сверху, а гитлерюгенд — снизу. Если в школе это делали преподаватели, то в гитлерюгенде — его лидеры. Естественно, в стенах школы авторитет учителя был непререкаем. Вне школы высшим авторитетом для молодежи были ее лидеры. Если обе стороны правильно учитывали это обстоятельство, то никаких трений не возникало, ведь обучением молодежи они должны были заниматься совместно. Не наводя критики на профессию учителя, следует сказать, что учитель не может быть одновременно и лидером молодежи — своих учеников. То обстоятельство, что в рядах руководства гитлерюгенда насчитывается несколько сот молодых учителей, нисколько не противоречит этому утверждению, так как в нем имеются представители различных слоев общества и профессий. И никакого предпочтения учителям не делается, они имеют такие же возможности для выдвижения, как и их товарищи. Профессия учителя еще не дает никакого основания быть лидером молодежи. Преподавание и лидерство — суть два совершенно различных явления. Даже опытные и имеющие определенный успех учителя могут оказаться совершенно непригодными на роль лидера хотя бы одной небольшой группы молодежи, так же как, с другой стороны, не каждый молодежный лидер может стать хорошим школьным преподавателем. Кроме склонности к преподаванию, учитель должен получить специальное государственное образование. Что же касается молодежного лидера, то и он проходит определенную подготовку, включая практическую деятельность в молодежном движении. Кроме того, он должен обладать способностью, которую не дают ни педагогическое образование, ни университет, ни даже работа в министерстве образования, — врожденной способностью к лидерству, необходимой предводителю молодежи. Тот, кто ею обладает, будь то учитель, крестьянин или заводской рабочий, может участвовать в молодежной работе. Следует отметить, что многие учителя придерживаются мнения, будто бы право на лидерство приобретается ими одновременно с получением диплома. Громадное заблуждение! Возглавив молодежную группу, такой учитель даже без злого умысла фальсифицирует значение и цели молодежного движения, поскольку будет рассматривать свою деятельность в гитлерюгенде как продолжение школьного обучения, только иными методами. Мероприятие, рассматривающееся в молодежной организации как марш или серьезный поход, превратится в обычную школьную экскурсию. Кроме того, если свой авторитет учитель получил от государства, то здесь авторитет лидера он должен еще завоевать. А в результате как учитель, так и ребята будут разочарованы: учитель потеряет веру в себя, а ребята — веру в идею. Таких ошибок трудно избежать, в особенности при непосредственном руководстве группами молодежи. Поэтому лучше избегать таких ошибок с самого начала. Более того, многие опытные преподаватели говорили мне, что редкие учителя, нашедшие себя в этой профессии и глубоко ею овладевшие, становятся воспитателями и лидерами молодежи, поскольку это совершенно разные понятия.

Вместе с тем социальная структура гитлерюгенда, большинство членов которой составляют выходцы из рабочей среды и работающая молодежь, не будет соответствовать представлениям школьного учителя о работе с молодежью. Педагогические знания, позволяющие учителю успешно работать с учениками, потеряют свою значимость, как только он столкнется с представителями молодежи из самых различных слоев населения, уже завершившими учебу в школе. И если в школе он имел дело только с учениками, одетыми к тому же в единую школьную форму, то в рядах гитлерюгенда это будут представители всего народа.

Однако невозможно провести четкую разграничительную линию между школой и гитлерюгендом. Точнее говоря, между молодежными лидерами и учителями должно быть тесное взаимодействие, основанное на совместном доверии и товариществе. Чем чаще они будут обмениваться мнениями о проблемах молодежи, тем лучше пойдет дело и в школе, и в гитлерюгенде. Ленивый ученик в рядах молодежной группы будет зачастую работать лучше, чем если бы он выслушал назидание от учителя в классе. В связи с вышеизложенным необходимо обратить особое внимание на следующее: с усилением и подъемом национал-социалистского молодежного движения в школьных классах появились представители детской организации юнгфольк, гитлерюгенда и союза немецких девушек — БДМ. Поэтому учителю приходится прилагать немалые усилия, чтобы найти правильный тон для разговора с ними. В то же время они — такие же ребятишки, как и все остальные ученики. Но все же между активистами этих организаций и другими ребятами есть определенная разница. Поэтому задача учителя — не подрывать без особой необходимости их авторитет. Замечания и пожелания им целесообразно делать в личной беседе, а не перед всем классом. Если же это не поможет, то учитель должен обратиться к соответствующему руководству гитлерюгенда. В противном случае между учениками и учителем, в особенности если он в запальчивости будет высказывать критические замечания в адрес гитлерюгенда, могут возникнуть трения, исправить которые будет непросто. С другой же стороны, если учитель будет стремиться лучше ознакомиться с духом и структурой гитлерюгенда, тем большего успеха он сможет добиться. На мой взгляд, учителю необходимо вникать в интересы своих учеников во внешкольное время. Как показывает опыт, в результате этого значительно улучшаются психологический климат в классе и взаимопонимание между учителем и учениками. К сожалению, еще немало случаев, когда учителя отворачиваются в этом плане от молодежи, допуская тем самым большую ошибку. А ведь молодежь всегда права, так как представляет новую жизнь. Преподаватели, сторонящиеся молодежи, могут оказаться на обочине дороги, потеряв жизненно необходимые контакты с реальностью.

В наше время значение учителя возрастает как никогда ранее. Подобно молодежным лидерам, он должен решать грандиозную задачу по воспитанию молодого поколения. Со звонком об окончании занятий ему не следует, как когда-то прежде, просто-напросто захлопывать свои книги, считая, что на этом его обязанности на этот день закончены.

Можно с уверенностью говорить, что молодежь не особенно-то тянется к знаниям. Она уважает и почитает сильного человека. Настоящий учитель может строить свои занятия в классе с интересом. Кто этого сделать не может, тому уже ничем не поможешь. Надо только надеяться, что лица, усматривающие в преподавании лишь выгодную должность и видящие в учениках неблагодарный материал, с которым им поневоле приходится работать, скоро исчезнут. Люди такого типа нам хорошо известны, в народе их называют «звонари». С каждым днем их становится все меньше. Они просто не переносят свежий воздух Третьего рейха. А когда они, фигурально говоря, вымрут, их места займут молодые учителя, стойкие члены нашей партии, твердо стоящие обеими ногами в реальной действительности и уверенно идущие вперед в одних рядах с членами СА и других партийных организаций.

В годы либерализации было введено звание «оберштудиендиректор» — главный директор школ. Истинную же цену учителей («штудиенрат») определит и покажет национал-социализм.

Гитлерюгенд является составной частью НСДАП. Ее задачей является воспитание новых членов национал-социалистского движения в том же духе, с которым партия добилась выдающихся успехов. Каждое политическое движение, которое приходит к власти, подвержено опасности коррупции и оппортунистического перерождения. Даже у национал-социалистского движения были определенные трудности с подобными «рыцарями собственной выгоды». В просторечии они слывут «стодесятипроцентными». Это в основном люди, присоединившиеся к партии, занимающей ведущие позиции, но готовые немедленно выйти из нее, как только увидят, что ее звезда закатывается. У них нет никакого интереса к вопросам мировоззрения и ни малейшего духовного импульса для принятия ответственного решения. Единственный их интерес заключается в возможностях личной выгоды и продвижения по службе. 30 января 1933 года, в день прихода национал-социализма к власти, эти типы усмотрели в нем хорошие возможности для личного процветания. И они неусыпно следят за действиями национал-социалистских лидеров, чтобы своевременно узнать, не стало ли тем что-либо известно об их подлинной сущности. Такие «последователи» национал-социализма опаснее действительных врагов движения. Реальным заслоном НСДАП от таких типов и является гитлерюгенд. Вступая в эту организацию в возрасте десяти лет и находясь в ней до восемнадцати, то есть довольно продолжительное время, подростки успевают зарекомендовать себя надежными бойцами в будущем. И это — самый верный путь обеспечения внутренней партийной безопасности. В борьбе каждый член НСДАП чувствовал обязанность принести себя в жертву за дело партии, если возникала такая необходимость. Этой верой проникались все, кто приходил к нам в те годы. Ныне членство в партии обеспечивает определенный престиж, который тем выше, чем дольше человек состоял в партии. Сегодня все знают, что знак принадлежности к старой гвардии является символом всего вышесказанного.

Вполне вероятно, что после 30 января 1933 года наше движение привлекло в свои ряды сотни тысяч лояльно настроенных и неутомимых членов, но никто из них не принимал участия в ожесточенной борьбе недавнего прошлого. Однако было бы несправедливо сомневаться в их готовности пройти любое испытание. Факт остается фактом: старые члены партии продолжают равняться на своего прежнего лидера, тогда как миллионы новых членов приветствуют главнокомандующего всей нации. Вместе с тем приходится констатировать, что до сих пор еще остались люди, намеревающиеся использовать великую самоотверженную идею в своих личных интересах, злоупотребляя движением за независимость немецкого народа в собственных целях.

Поэтому национал-социалистская партия стремится пополнять свои ряды в первую очередь за счет молодежи, которая, как когда-то старые бойцы за национал-социализм, клянется у знамени бороться за полную победу с истинной верой и энтузиазмом. Многолетнее членство в гитлерюгенде позволяет судить о ценности каждого для сообщества. Поэтому не всякий член гитлерюгенда становится впоследствии обязательно членом партии, вступая в ряды «высшего порядка». Те же, кто безукоризненно исполнял свои обязанности, могут быть уверены, что по достижении 18 лет 9 ноября — в годовщину создания партии — двери в НСДАП для них будут открыты.

Вряд ли необходимо подчеркивать, что гармоничная кооперация между НСДАП и гитлерюгендом строго необходима. Взаимоотношения между высшим руководством молодежной организации и руководством рейха, а также региональных молодежных руководителей с провинциальной администрацией пропитаны общим стремлением к развитию и укреплению движения. При возникновении каких-либо трудностей они быстро устраняются путем совместных обсуждений. Необходимость тесной связи между руководством гитлерюгенда и политическим отделом центрального правления партии четко определена в подготовленной Леем инструкции, из которой следовало, что партийные деятели всех рангов должны были рассматривать молодежных руководителей в качестве своих помощников. Тем самым молодежные руководители вовлекались в политическую жизнь страны, представляя собой резерв будущих политических деятелей. В связи с этим лидеры молодежи устанавливали тесные контакты со всеми другими ответвлениями национал-социалистского движения.

(Ширах фон Бальдур. Гитлерюгенд: (Идея и структура). Лейпциг, 1934.)

Становление эсэсовца

Становление эсэсовца происходит следующим образом. После положительного решения вопроса о пригодности того или иного члена гитлерюгенда к службе в СС он по достижении им восемнадцатилетнего возраста зачисляется в кандидаты. Во время партийного съезда в текущем году он получает удостоверение кандидата и вносится в список личного состава СС, а после непродолжительного испытательного срока, 9 ноября того же года, приносит присягу на верность фюреру.

В течение первого года своей службы в качестве кандидата он должен получить военный спортивный знак, а затем и общеимперский спортивный знак в бронзе*. После этого в возрасте девятнадцати или девятнадцати с половиной лет, в зависимости от времени его зачисления, он проходит трудовую повинность, а затем направляется в армию.

* Спортивные знаки были бронзовыми, серебряными и золотыми, что примерно соответствовало принятым у нас III, II и I спортивным разрядам. (Примеч. пер.)

Отслужив два года в вооруженных силах, он возвращается в распоряжение СС, если не намерен стать армейским унтер-офицером. Какое-то время он остается в числе кандидатов. До окончательного принятия в ряды СС он обязан пройти специальную идеологическую подготовку, во время которой должен изучить основные положения и наставления СС, в том числе и по вопросам женитьбы и кодексу чести. 9 ноября, выполнив все необходимые предписания, кандидат принимается в элитные охранные подразделения — СС.

В тот же день, 9 ноября, он получает право ношения эсэсовского кортика и присягает, что он сам и вся его родня будут неукоснительно выполнять основные положения и инструкции СС. С этого дня он не только имеет право, но и обязан защищать честь элитарного черного корпуса.

(СС — история, задачи и организация охранных отрядов НСДАП / Под ред. Гюнтера д'Апьквена. Берлин, 1939.)

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО

Герхард Крюгер

Восстановление академического сообщества

Задачей университета в период классического либерализма была подготовка как можно большего числа всесторонне развитых личностей. Ценность человека заключалась в нем самом. Чем совершеннее и самостоятельнее был человек, тем ценнее он представлялся для развития и прогресса всего человечества. Идеалом той эпохи был старик Гёте — поэт, философ, естествоиспытатель и мастер своего дела, хорошо разбиравшийся во всех областях культуры. Поэтому даже его политическая деятельность преследовала одну-единственную цель — еще большее совершенствование и достижение полной ясности ума этого удивительного человека. Однако следует отметить, что Гёте, идеализированный в глазах и представлении многих людей, превратился со временем в преуспевающего человека, знающего толк в радостях и прелести жизни.

Позднее этот идеал был сформулирован Фридрихом Ницше: «человек высшего типа», супермен. Правда, эта концепция в большинстве аспектов, в особенности в своей односторонности и преувеличении, искажала классический идеал человеческой личности. Ницше видел ценность человечества в его наиболее видных представителях, всех остальных он рассматривал как мусор или же материал для научных исследований, а также как некую основу для создания супермена, то есть не более чем чтото отвратительное и непотребное для «человека высшего типа».

В течение XIX века идеал гармоничного человека, как это себе представлял либерализм, дегенерировал в одностороннего специалиста, который уже не имел никаких связей с сообществом. Специализированное образование и завышенная оценка интеллекта и его «одухотворенности» были высмеяны Ницше, который противопоставлял всему этому требование здорового образа жизни и духовности. Университет готовил, по его мнению, «людей с головой», «руководителей и преподавателей», но сам при этом со всем своим профессорско-преподавательским составом и даже частью студентов терял все связи с народом и государством.

Этому буржуазному идеалу марксизм противопоставляет свою концепцию пролетариата, который, однако, подобным же образом не имеет ни малейшей связи с кровью и духом. А из противопоставления идеалов буржуазии и пролетариата возникла классовая борьба.

Либеральному университету не может быть прощена политическая вина в том, что в результате воплощения тогдашних идеалов науки и образования им были посеяны семена этой борьбы. А студентам довоенного периода может быть поставлено в упрек то, что у них не появилось даже инстинктивного желания отказаться от подобного обучения.

Студент того времени находился в привилегированном положении как раз в силу своего обучения. Он должен был служить в армии всего один год. Он обладал специфическими академическими правами и положением. Студенческие братства руководствовались принципами, установленными еще в эпоху феодализма, и даже в условиях классического либерализма сохраняли традицию помощи друг другу в развитии своих талантов. Поскольку этот идеал получил широкое распространение, поверхностный и неглубокий ум, к тому же еще и односторонний, стал прогрессировать. Обучение становилось все более несущественным, построенным на пустых формах и социальных условиях.

Студенческие братства Германии, не говоря об их достоинствах, повинны в том, что они не вскрыли своевременно опасность такого развития для жизни народа. Между студенческой и рабочей молодежью, а также и другими слоями молодежи, не было никакого взаимопонимания, проведение же диспутов со старшим поколением молодежь просто игнорировала.

Только национал-социализм, возникший из фронтовой жизни военного времени, мог изменить такое положение дел. О том, насколько глубоко либерализм проник в наш народ, сколь глубоким оказался раскол между буржуазией и пролетариатом, говорит тот факт, что национал-социализму потребовались полтора десятка лет, чтобы занять господствующее положение. Однако нам не следует полагать, что враг разбит окончательно. Поскольку народное сообщество становится реальностью, нынешнее поколение людей должно позаботиться о духовном настрое всего народа.

Закладка фундамента для этого составляет задачу образования и преподавателей, и не в последнюю очередь в университете. Но следует учитывать, что либерализм в университете еще полностью не преодолен, а большинство его профессоров и преподавателей проникнуты идеями классического либерализма. Противостояние между молодежью и университетом не будет устранено до тех пор, пока университет не поймет свою огромную политическую и социальную миссию и не станет активно претворять ее в жизнь.

Наша цель заключается в сплочении студенчества, поскольку оно не сможет выполнить свою задачу до тех пор, пока в его рядах не будет постоянно и со всей строгостью проводиться необходимая реконструкция. К тому же сейчас в университет может поступить каждый желающий, имеющий аттестат зрелости. Решающее значение при этом играет его интеллект.

Способность к изучению наук в течение нескольких лет дает человеку возможность по окончании университета занять довольно высокое положение в обществе, и эта привилегия гарантируется государством в надежде, что этот индивидуум будет с полной отдачей служить обществу. Следовательно, для приема на учебу в университет требуются не только способности, но и заинтересованность государства. Поэтому в будущем мы будем считать не только своим правом, но и обязанностью определять, кто из кандидатов отвечает необходимым требованиям. А со временем критерии отбора будущих студентов станут еще более строгими.

Студенческие сообщества — братства и союзы — должны осознать свои специфические задачи. Только таким образом они могут оправдать свое существование. Довоенное братство с его еще феодальными принципами себя изжило. Принадлежность к студенческому братству или союзу должна обрести новые формы и определять студенческую жизнь с соблюдением строжайшей дисциплины и солдатского аскетизма. Опыт СА должен найти здесь применение. Только так свободные от романтизма прежнего Гейдельберга студенческие братства приобретут политическую ценность и истинно народный характер.

Поэтому студенчество должно активно участвовать в обновлении схоластического университетского сообщества. Некоторые братства уже сделали первые шаги в этом направлении. Студенческое братство нового типа должно стать прежде всего центром жизни нового студенческого сообщества. Вероятно, следует повсеместно распространить опыт Фрайбурга, где студенческий актив разместился в одном здании с руководством рабочей молодежи. Нужно отметить, что эта идея возникла во время прохождения студентами трудовой повинности.

После национал-социалистской революции было много сказано о народном сообществе и социализме, причем людьми, которые ранее ничего не понимали в значении и духе национал-социализма Адольфа Гитлера. В большинстве своем это те же самые лица, которые пытаются уверить всех, что революция закончилась потсдамским свершением. Они же требуют, чтобы студенты прекратили участие в политических баталиях и возвратились в университеты для продолжения учебы. Но студенты — члены СА — больше не хотят оставаться аполитичными, поскольку борьба за формирование народа никогда не окончится. Да они и не могут возвратиться в аудитории, где преподаются предметы, порожденные либерализмом, к которому молодежь находится в оппозиции.

Социализм еще не стал реальностью, хотя уже сформировано социалистское правительство. К тому же требования социализма не могут быть выполнены, пока все экономические организации действуют «скоординированно». Истинный социализм подрывает фундаментальную концепцию прежней жизни. Вся жизнь нации, вплоть до мельчайших аспектов, должна быть обновлена. Никакие ограничения не допускаются. Отдельно и самостоятельно действующих институтов и концепций также быть не должно. Даже университеты и обучение в них должны быть революционизированы и обновлены. Поэтому основной задачей студенческих организаций, которые должны стать самыми настоящими штурмовыми отрядами, является изменение структуры преподавания и всего учебного процесса в университетах.

Таков смысл битвы, которая предстоит студентам: не предаваться негативным соблазнам вне стен университетов, не допустить преподавания дисциплин, носящих явно либеральный характер, хотя они и будут рядиться в национальные одежды. И главное — сделать национал-социалистской суть самих университетов и обучения в них.

(Крюгер Герхард. Ответственность студенчества за социализм // Немецкий студент. 1933. Август.)

Наши рекомендации