На кинофестивале в Венеции в 1938 году

На это мероприятие, проходящее каждые два года, будет представлено довольно большое число строго отобранных кинофильмов. Среди них будут показаны:

«Олимпия» (кинофильм, снятый во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 году и состоящий из двух частей — «Народный праздник» и «Праздник красоты»), «Родная сторона», «Примерный супруг», «Отпуск под честное слово», «Путешественники» и «Молодежь».

Вместе с тем к показу подготовлены и документальные ленты: «Пчелиное государство», «Крылатые гости на морских курортах Балтики», «Кожаных дел мастера Вюрцбурга», «Немецкие гоночные машины», «Рысаки», «Радиооператоры», «Артиллеристы», «Мелодии Шварцвальда», «Великолепие красок на дне моря», «Скоростные дороги», «Пилоты в небе», «Природа и техника», «Каракатицы», «Местность, поросшая вереском», «Молодежь на танцах».

(Миттаг. Дюссельдорф, 1938. 20 июля.)

Кинозрители не так уж и глупы

В берлинском кинотеатре «Глория-Палас» можно видеть удивительное явление: кинофильм, в котором актриса в главной роли далека от обычных кинокрасоток. Когда она без всякого голливудского шарма появляется на экране, публика в конце почти каждой сцены начинает аплодировать. Хотели бы посоветовать всем кинорежиссерам и постановщикам сходить туда на один из вечерних киносеансов. Тогда они убедятся, что мнение, будто бы публика жаждет видеть платиновых блондинок с подведенными глазами и сексуальным взглядом, как это изображается на зубной пасте, является ложным. Фильм, о котором мы упомянули, называется «Маскарад», а в заглавной роли в нем снималась Паула Вессели, одна из наиболее выдающихся молодых актрис. Это было ее первое появление на экране, но она исполняла роль простой молодой девушки, без наигранности и жизненно показывая с удивительной силой женскую суть. В просмотровом зале прокатилась волна возбуждения и волнения, так подействовала ее игра на зрителей. Почему? Ведь нечто подобное публика видела не впервые. Однако редкостью даже для немецких кинофильмов было то, что зритель смотрел на большую актрису, молодую и весьма симпатичную, не только для собственного удовольствия. Успех фильма доказал правоту Венского кинематографического объединения: зритель не так глуп, как это часто представляется. Время от времени у него проявляется здоровый инстинкт, и он смеется при виде самых серьезных сцен, когда драма закручена на пустой суете и банальных диалогах. Здесь же народ выходил после просмотра кинофильма внутренне потрясенный прекрасным перевоплощением актрисы.

Поэтому мы должны подходить к таким явлениям взвешенно и, вместо сенсационных эффектов, разрешать артистам показывать реальную жизнь и свои способности, чтобы двигаться вперед. К сожалению, такое происходит редко. Но как показывает данный фильм, это вполне возможно, весьма важно и заслуживает всяческого поощрения. Тогда мы даже в глазах самой требовательной публики опять займем лидирующую роль в мировой кинематографии, которая когда-то нам принадлежала.

(Альгемайне цайтунг. Дюссельдорф, 1934. 26 августа.)

Раздел шестой

НАУКА И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Два лауреата Нобелевской премии были использованы для установления моста между наукой и нацистским мировоззрением. Филипп Ленард, получивший Нобелевскую премию в 1905 году за работы в области катодовых лучей, стал заведующим кафедрой теоретической физики в Гейдельбергском университете. Еще в 1924 году он объявил себя последователем Гитлера. Его труд «Немецкая физика» был в 1936 году высоко оценен официальной партийной библиографией, которая отнесла науку к области политической борьбы. Собственно, в этом и заключался смысл появления этого труда. Все имевшиеся знания Ленард разделил на естественные и духовные науки. По его схеме все одушевленные существа были отнесены к духовной области, которая определялась расовым происхождением каждого организма. Все же неодушевленное было им включено в область «таинства природы». Между теми и другими субстанциями, по его мнению, существовали определенные взаимосвязи.

Для национал-социалистской науки и ее взглядов на природу был характерен упор на «системность» и фундаментальное единство всего в природе. (Тема эта проходит по всему настоящему разделу.) В своей гипотезе Ленард пытался избежать материализма, подчиняя научные исследования «величайшей загадке» духовного начала. Материя сама по себе была механизмом, определявшим необходимость научных исследований. Мы уже рассматривали связь духовного измерения с расовой проблемой. Ленард тем самым заложил основу для поглощения науки нацистским мировоззрением.

Эти его идеи были подхвачены другим нобелевским лауреатом Йоханнесом Штарком, получившим премию за работы в области электромагнетизма. Он возглавлял кафедру в Кюрцбургском университете, но вынужден был уйти из-за полемики с Альбертом Эйнштейном по вопросу теории относительности. После 1922 года он посвятил свою деятельность культивации плодовых деревьев и лесов.

При нацистах Штарк стал президентом Немецкого исследовательского общества — государственной организации, занимавшейся поддержкой научных, исследований. Он просто стриг науку и народ под одну гребенку, отводя науке роль наблюдателя за естественными феноменами, связывая их опять же с нордической расой. Тем самым он ставил науку с ног на голову. Немецкая наука, по его определению, была объективной и фактологической, тогда как евреи не имели собственных определенных взглядов, поскольку научная обоснованность зависела, мол, от расовой духовности.

Ленард упоминал Ньютона как одного из настоящих исследователей, а национал-социалистские ученые считали себя наследниками мыслителей XVII столетия. А ведь те исходили из системности Вселенной и интересовались религией в той же степени, что и наукой, и их теории охватывали весь мир. В XIX веке наука претерпела изменения: «новая физика» стала отрицать системный характер ньютоновской Вселенной, а теория относительности прозвучала как похоронный звон.

В связи с этим становятся понятными нападки Бруно Тюринга на Эйнштейна. Это был молодой астроном и математик из Гейдельбергской научной ассоциации студентов, одного из филиалов Национал-социалистской студенческой организации. 4 сентября 1936 года Тюринг выступил в ассоциации с докладом, который был затем опубликован в официальном математическом журнале «Немецкая математика», откуда и взят приведенный ниже отрывок. Год спустя Тюринг стал преподавателем Мюнхенского университета и одновременно работал в университетской обсерватории. Как и другие ученые, он подчеркивал так называемый духовный фактор в науке и поддерживал национал-социалистские взгляды на ее историю. Его оппозиция основному направлению современной науки не вызывает сомнений. При этом ее модернизацию он приписывал влиянию евреев. Материализму Эйнштейна и предполагавшемуся «отсутствию энергии» в его космической теории противопоставлялось нордическое понимание энергии. В такой постановке вопроса сказывалось и влияние Ницше.

Взгляды Тюринга на человеческую природу имеют много общего со взглядами Ленарда и Штарка. Каково же было его отношение к психоанализу? Официальную нацистскую версию этой науки дает Курт Гаугер. Хотя у него и была медицинская степень, большой активности в этой сфере он не проявлял. Он работал в правительственном учреждении, занимавшемся выпуском общеобразовательных кинофильмов, и был редактором технических проспектов. Кроме того, он занимался литературной деятельностью и писал новеллы о моряках. Вместе с тем он был пропагандистом психотерапии, отдавая предпочтение нацистскому мировоззрению. Неудивительно, что он принял участие в работе Международного медицинского конгресса по вопросам психотерапии в 1934 году, но не как практикующий психоаналитик, а как политик.

В нападках Гаугера на Фрейда много общего с нападками Тюринга на Эйнштейна. Материализму Фрейда он противопоставлял мнимые позитивные ценности национал-социализма. Принимая участие в дискуссиях об истинном характере душевных болезней, он прибегал к изложению теорий Карла Густава Юнга. Тот утверждал, например, что в их основе лежит «коллективное бессознательное», и отрицал противопоставление мыслящей личности (эго) необходимости (которая определялась как душа и разум). Гаугер использовал известную метафору Фрейда о том, что взаимоотношения души и разума похожи на взаимоотношение всадника с лошадью, но вместо дикой лошади Фрейда представлял некое животное, находящееся в полной гармонии со своим всадником. При этом он подчеркивал взаимосвязь и подлинное единство всего сущего в природе.

Что касается Юнга, то он в июне 1933 года стал президентом Немецкого общества психотерапевтов. На страницах журнала этой ассоциации он стал публиковать свои статьи о концепции «коллективного бессознательного», противопоставляя арийцев и евреев и проповедуя необходимость понимания немецкой души.

Это свидетельствует о том, что многие немецкие ученые поддерживали нацистскую культурную политику.

Врачи в новом рейхе должны бы ли стать «биологическими солдатами». Ханс Лёр, директор медицинской клиники при Кильском университете, определил место медицинской науки в национал-социалистском государстве. Он, в частности, призвал к коренному пересмотру принципов медицинского обучения в высших учебных заведениях с тем, чтобы уделить основное внимание становлению характера и личности студентов, а не приобретению ими знаний. Такой подход к медицинскому образованию идентичен генеральной линии в вопросах обучения в Третьем рейхе (подробно этот вопрос рассматривается в разделе 8).

Эмпирические знания оказались интегрированными в тотальную биологическую схему, в которой основное внимание уделялось духовной принадлежности к народу. Если народ и раса были основными реальностями, то медицинская наука, проистекающая из них, представляла собой чисто механическое явление. Вместе с тем придание особого значения расе не считалось антиинтеллектуализмом, поскольку вело к развитию интуитивной проницательности. В своей книге «Суеверие и медицина» Лёр подчеркивал, что только представитель нордической расы с его талантом наблюдательности может понять имманентные законы природы. Подобную мысль высказывал и Ленард. Суеверие возникает не под воздействием природы, а сверхъестественных сил, подобно тем, что выдвигались христианством.

В этих документах нацистское мировоззрение приравнивалось к естественной природе: народ и раса объявлялись частью взаимосвязанной общности, в которой природа была лишь одним из аспектов. Все это, вместе взятое, связывалось воедино духовными принципами, отраженными в нацистской культуре. «Биологический солдат» должен был отдавать себе в этом полный отчет и тем самым служить истине и своему народу.

Для Лёра это означало также пропаганду чистоты расы путем рождения здоровых детей и введения закона о стерилизации.

Наука, таким образом, была поглощена нацистской культурой, придав ей, однако, некую интеллектуальную респектабельность. Значение эмпирических фактов не отрицалось, более того, они интегрировались в нацистское мировоззрение. Можно не сомневаться, что нацистская наука, отошедшая от известных традиций чисто немецкой науки, внесла свою лепту в военное поражение Третьего рейха. Не случайно, что союзники, а не Германия, первыми разработали и создали атомную бомбу — «чудо-оружие», на которое так рассчитывал Гитлер.

Филипп Ленард

Пределы естествознания

Естественные и духовные науки

Ранее бытовало мнение, существующее до сих пор, что естественные науки составляют часть наших знаний, а духовные — другую.

Естественные науки занимаются вопросами природы и мира в плане наших ощущений. И объектами их является все, что мы наблюдаем, включая далекие небесные тела и явления. Однако, как говорит нам наше внутреннее сознание, это — не абсолютно все в мире, поскольку определенная часть явлений недоступна нашему разуму.

Те явления, которые мы воспринимаем, относятся к материальному или реальному миру, другие же, о существовании которых мы лишь догадываемся, называются духовным миром.

Таким образом, материальный мир и все, что в нем происходит, являются объектом исследований естественных наук, духовные же науки занимаются проблемами духовности. К духовным наукам относятся, например, история, теология, так называемая философия, юриспруденция.

Работа исследователя природных явлений отличается от деятельности представителей духовных наук, Естествоиспытатель опирается на свое сознание, добывая каждый день новую информацию о материальном мире. Он обращает внимание, главным образом, на неживую часть материального мира, так как она представляет собой более простую субстанцию и позволяет делать обобщенные выводы о процессах, происходящих в материальном мире. Живая часть природы резко отличается от неживой, и в ней протекают весьма сложные процессы, свидетельствуя о существовании сверхчувственного мира. Собственно говоря, это и есть тот «духовный мир», информацию о котором мы получаем от своего внутреннего сознания. Этот «духовный мир» оказывает существенное влияние на живую часть материального мира. Живым организмам присущи феномены, порожденные как материальным, так и духовным мирами. Жизнь в основном заключается в их комбинации, поэтому мы и рассматриваем явления, обладающие духом (душой), как «живые».

Исследователь духовных наук получает данные не извне, а изнутри собственного сознания. При этом основное внимание он уделяет живым организмам, обладающим духовностью, и объединяет, как правило, свои усилия с другими человеческими существами. Задача духовных наук заключается в накоплении знаний о духовном мире. Новые сведения, однако, поступают очень редко и не зависят от профессионализма исследователей. Основатели религиозных учений, появляющиеся раз в тысячу лет, как раз и являются носителями таких знаний. Великие же артисты, мыслители, поэты и музыканты, а также государственные деятели появляются примерно раз в сто лет. Университетские ученые в области духовных наук обязаны по меньшей мере аккумулировать эти знания, но не держать их про себя, в результате чего они остаются без должного внимания. Знания такого рода должны, более того, использоваться для подпитки народного духа и вносить свою лепту в воспитание масс. Этого-то как раз и не хватало в течение длительного исторического периода, что вызывало упадок германского духа. Тогда не знали, каким образом осуществить такую подпитку, поскольку у соответствующих ученых не было еще фундаментальной дифференциации духовного мира, а именно понимания того, что каждый организм обладает особой душой, частицей всего духовного мира и что эти духовные различия зависят от принадлежности к тем или иным группам, физические характеристики которых определяются наследственностью. В то время было еще недостаточно ясно, что, скажем, у мух и слонов — различные духовные структуры и что дух различных человеческих рас и этнических групп резко отличен. В прошлые века предпринимались попытки подпитки немецкого народа так называемым «духом человечности», как будто бы дух можно произвольно объединять по желанию, а мух научить повадкам слонов или наоборот. Поэтому специалисты в области духа были не способны повысить дух немецкого народа или хотя бы закрепить уровень, к тому времени достигнутый немцами из общения с природой...

Истинная ценность исследования природы

Концепции и законы, выведенные в результате наблюдений за естественными процессами, и их исследования свидетельствуют о реальности вещей и структур, существующих независимо от нас, нашего мышления и существовавших задолго до нас. Эти открытия имеют большую ценность. Истиной является то, что наш дух согласуется с реальностями бытия, независимо от тех оценок, которые он им дает. Истина заключается не в том, что она «подтверждается» тем или этим, а в ее самоподтверждении, базирующемся на взаимосвязи с реальностью.

Понимание общей взаимосвязи в природе является одним из следствий ее исследования. Прогресс естественных наук отчетливо показал, что все процессы в наблюдаемом мире тесно связаны между собой и что каждый открытый закон проистекает из других законов, взаимно поддерживающих друг друга, так что ни один из них не имеет силы без других...

Следовательно, можно утверждать, что еще непонятые нами явления и нераскрытые законы природы тесно связаны с уже знакомыми нам. И именно благодаря стремлению людей нордической расы к пониманию гипотетической взаимосвязи в природе были заложены основы естественных наук. Их предположения оказались правильными, но по мере их погружения в те или иные явления возникали неожиданные трудности, так как реальность во многих случаях сильно отличалась от их представлений. Чудеса действительности не отражались в наших душах, пока не были открыты в окружающем нас мире. И дух, вначале удивленный открытым, затем ассимилировал эти открытия, в результате чего гармония с природой стала значительно глубже и богаче.

Интуиция, предшествовавшая многим крупным открытиям, тесно связана с нашей духовностью. Кажущаяся простота результатов исследований подтверждает, что суть явлений, понимаемых нашей духовностью, представляется ей действительно просто...

Пределы понимания

Некоторые законы, выведенные людьми из понимания природных явлений, оказались действенными лишь временно. Это означало, что их пригодность зависела от выполнения определенных условий. Прогресс науки и рост объема наших знаний, а также открытие новых законов показали узость прежних концепций. В связи с этим можно ожидать дальнейшего прогресса в этой области.

Полное понимание любого естественного процесса пока следует считать невозможным. В связи с общей взаимосвязью в природе такое понимание предполагало бы знание всех законов мира, достичь чего мы вряд ли когда-нибудь сможем, прежде всего в связи с ограниченными возможностями нашего организма, с которыми связан наш познавательный дух. Опыты показывают, что мы не способны сразу понимать все, поскольку даже для восприятия отдельных явлений требуется довольно продолжительное время. К тому же после открытия какой-либо тайны природы мы сталкиваемся с новой, еще большей тайной.

Да и прогресс в исследовании природы показывает, что в материальном мире, не затрагивая духовный мир, есть явления более трудные для понимания, чем другие. Рассматривая отдельные явления, мы имеем дело с механизмом, картину которого и даже модель может создать наш дух, исходя из законов механики. Но вот, скажем, феномен теплоты разгадать пока еще трудно. Еще большие трудности возникают при наблюдении за эфиром и его компонентами — светом и энергией. Собственно говоря, некоторые концепции уже разработаны, и они помогают пониманию сути вопроса, но механизм эфира так и остается непонятным: имеющиеся предположения опытным путем не подтверждаются, не соответствуют действительности. Эфир кажется более сложным для понимания, чем сама материя, представляя собой границу постигаемости. Вполне очевидно, что подобные границы в понимании духовного мира преодолеть весьма трудно, поскольку человеческий разум не в состоянии постичь собственный дух...

Иллюзии материализма

Следует сказать, что характерна для естественных наук своеобразная тенденция заниматься только материальными проблемами, оставляя без должного внимания духовные. Значительные успехи естественных наук в понимании некоторых сторон материального мира привели к тому, что все, не совсем понятное, было просто высокомерно отброшено. Крупнейшие исследователи, правда, никогда не разделяли такого подхода, понимая недостаточность наших знаний, особенно в прежние времена, и видя границы, где следует остановиться. Тем не менее духовными проблемами они практически не занимались. Так обстояло дело после Ньютона и Дарвина.

В нынешнее время успехи в области технологии привели к появлению специальных форм высокомерной иллюзии в отношении материи. Реализация практических возможностей, открытых широким постижением законов природы, дала основание для суждения о «господстве человека над природой». «Природа постепенно подчинилась людям». Подобные заявления кучки духовно истощенных «великих специалистов» производят впечатление, позволяя им хвастаться новыми технологиями, изобретениями. Такое порочное отношение к данному вопросу поддерживается чуждыми нам элементами*, в особенности в области физики и математики. В связи с таким развитием дел духовные науки все в большей степени отстраняются от включения в исследования, не культивируются в истинно немецком духе и постепенно приходят в забвение.

* Имеются в виду евреи. (Примеч. авт.)

(Филипп Ленард. Немецкая физика. Мюнхен, 1936.)

Иоханнес Штарк

Наши рекомендации