Игра – путешествие «Кама – Камушка, родная матушка»

Задачи:

- Сформировать первоначальные представления о происхождении названия реки Камы, о её роли в жизни жителей города.

Материал:Карта Урала, изображение коми-пермяцкого героя Кама, иллюстрации речных судов, крупный конструктор, атрибуты для капитана, иллюстрации к легенде о Каме, песня о Каме, репродукции картин о Каме.

Ход:

Конструирование корабля.

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)

Транспорт строится из большого конструктора или модулей, дети садятся, выбирается капитан, раздаются атрибуты.

Рассказ воспитателя о Каме.

- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)

У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.

Светлый, бойкий родничок.

А из крошки - родничка Кама выросла река.

Б.Ширшов

- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.

- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)

-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.

- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)

Физкультминутка

По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу

Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту

У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками

У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»

Г.Ходырев.

Рассказ воспитателя о происхождении названия реки Кама.

- Есть различные предположения, почему наша река называется Кама.

1. Слово Кама очень древнее. В переводе с древнеиндийского означает –любовь.

Воспитатель выставляет карточку – символ.

2.Возможно, название реке дали древние жители коми-пермяки. Вот такую интересную легенду они рассказывают. Садитесь поудобнее, слушайте.

Дети присаживаются.

Давным – давно жил великан КАМ. (показ иллюстрации)

Он совершал много подвигов во благо людей. Прогневались как-то боги и перестали посылать на землю дождь. Пожухла трава, стали умирать животные, люди. Выхватил тогда Кам могучий кедр, размахнулся и ударил им о землю. Образовался ров. Заплакала мать-земля и заполнила ров водой. Так потекла река Кама.

3.Учёные считают, что название реки произошло от слова «кема», что значит долгий, длинный. На самом деле, река Кама очень длинная, в неё впадает много рек (показ иллюстрации), они наполняют Каму водой.

- А какие речки протекают ещё в нашем городе?(ответы детей)

А речка, что звалась Осинкой,

Великой скромницей была.

Под звёздной неба парусинкой

Она текла себе, текла….

К.Зубарева

Там, где Тулва встречается с Камой,

Взор ласкает природы краса.

Там, где утром бывают туманы,

На холмах виден город Оса.

В.Щелкунов

- Наши реки нужно беречь, заботиться о них. Как, ребята, мы должны делать это?

(высказывания детей )

- Добрые люди любят нашу реку, называют ласково Камушка, речка – матушка. Художники изображают на картинах, писатели слагают о ней стихи, песни.

Слушание песни о Каме, рассматривание репродукций картин .

Задачи:

- Сформировать первоначальные представления о происхождении названия реки Камы, о её роли в жизни жителей города.

Материал:Карта Урала, изображение коми-пермяцкого героя Кама, иллюстрации речных судов, крупный конструктор, атрибуты для капитана, иллюстрации к легенде о Каме, песня о Каме, репродукции картин о Каме.

Ход:

Конструирование корабля.

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)

Транспорт строится из большого конструктора или модулей, дети садятся, выбирается капитан, раздаются атрибуты.

Рассказ воспитателя о Каме.

- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)

У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.

Светлый, бойкий родничок.

А из крошки - родничка Кама выросла река.

Б.Ширшов

- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.

- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)

-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.

- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)

Физкультминутка

По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу

Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту

У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками

У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»

Г.Ходырев.

Наши рекомендации