Игра – путешествие «Кама – Камушка, родная матушка»
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о происхождении названия реки Камы, о её роли в жизни жителей города.
Материал:Карта Урала, изображение коми-пермяцкого героя Кама, иллюстрации речных судов, крупный конструктор, атрибуты для капитана, иллюстрации к легенде о Каме, песня о Каме, репродукции картин о Каме.
Ход:
Конструирование корабля.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)
Транспорт строится из большого конструктора или модулей, дети садятся, выбирается капитан, раздаются атрибуты.
Рассказ воспитателя о Каме.
- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)
У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.
Светлый, бойкий родничок.
А из крошки - родничка Кама выросла река.
Б.Ширшов
- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.
- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)
-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.
- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)
Физкультминутка
По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу
Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту
У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками
У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»
Г.Ходырев.
Рассказ воспитателя о происхождении названия реки Кама.
- Есть различные предположения, почему наша река называется Кама.
1. Слово Кама очень древнее. В переводе с древнеиндийского означает –любовь.
Воспитатель выставляет карточку – символ.
2.Возможно, название реке дали древние жители коми-пермяки. Вот такую интересную легенду они рассказывают. Садитесь поудобнее, слушайте.
Дети присаживаются.
Давным – давно жил великан КАМ. (показ иллюстрации)
Он совершал много подвигов во благо людей. Прогневались как-то боги и перестали посылать на землю дождь. Пожухла трава, стали умирать животные, люди. Выхватил тогда Кам могучий кедр, размахнулся и ударил им о землю. Образовался ров. Заплакала мать-земля и заполнила ров водой. Так потекла река Кама.
3.Учёные считают, что название реки произошло от слова «кема», что значит долгий, длинный. На самом деле, река Кама очень длинная, в неё впадает много рек (показ иллюстрации), они наполняют Каму водой.
- А какие речки протекают ещё в нашем городе?(ответы детей)
А речка, что звалась Осинкой,
Великой скромницей была.
Под звёздной неба парусинкой
Она текла себе, текла….
К.Зубарева
Там, где Тулва встречается с Камой,
Взор ласкает природы краса.
Там, где утром бывают туманы,
На холмах виден город Оса.
В.Щелкунов
- Наши реки нужно беречь, заботиться о них. Как, ребята, мы должны делать это?
(высказывания детей )
- Добрые люди любят нашу реку, называют ласково Камушка, речка – матушка. Художники изображают на картинах, писатели слагают о ней стихи, песни.
Слушание песни о Каме, рассматривание репродукций картин .
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о происхождении названия реки Камы, о её роли в жизни жителей города.
Материал:Карта Урала, изображение коми-пермяцкого героя Кама, иллюстрации речных судов, крупный конструктор, атрибуты для капитана, иллюстрации к легенде о Каме, песня о Каме, репродукции картин о Каме.
Ход:
Конструирование корабля.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)
Транспорт строится из большого конструктора или модулей, дети садятся, выбирается капитан, раздаются атрибуты.
Рассказ воспитателя о Каме.
- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)
У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.
Светлый, бойкий родничок.
А из крошки - родничка Кама выросла река.
Б.Ширшов
- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.
- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)
-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.
- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)
Физкультминутка
По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу
Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту
У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками
У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»
Г.Ходырев.