Основные виды общественных информационных укладов.
Новые информационные уклады общественной жизнедеятельности еще полностью не сформировались. Поэтому правомерно говорить лишь об основных сценариях по которым информационные уклады могли бы развиваться и успешно утвердиться на своей естественной основе и принять отчетливо выраженные социокультурные формы.
В первую очередь к подобным информационным укладам можно отнести образование автономных творчески-производительных "культурных сетей "со своими индивидуализированными моделями жизнедеятельностного уклада без "центрального пункта", но с множественными и различными "центрами принятия решений". Это резко расширяет пространство "полей социального влияния" и создает преимущество "социальной технократии" над "частной технократией". В конечном итоге - это создание "общества без государства" на основе различных социальных движений: молодежных, женских, этнических, религиозных, субкультурных, движений беспартийно-политического влияния. Это формирующиеся "контрмодели" общества, например, в виде союзов потребителей, противодействующих корпорациям, объединений на основе доминирующего стремления людей к счастью как высшей ценности духовного творчества, которые при необходимости могут институализироваться в культурное движения протеста со своей "культурной сетью" (автор - А. Турен).
Формирование "тревожных образов" ближайшего будущего на принципе «антиутопического моделирования» для предупреждения неблагоприятного развития событий при различных вариантах развития общественного производства. Они резко отличаются от прогнозов "официального будущего", которое мыслилось в оптимистических красках: то ли "удержания центра" (сохранение позитивных тенденций развития индустриальных стран), то ли "спокойной зрелости" (пожинания плодов индустриализма и технотронности). Теперь это модели "хронического развала" - неуправляемого развития событий с возможностью производственного коллапса, сравнимого с "великой депрессией" 30-х годов и "нефтяного кризиса" 70-х. Или даже модели "начала страданий" - как если бы индустриальные общества не имели будущего и быстро скатились к средневековому упадку в результате, например, экологической катастрофы. Авторы моделей - Л. Хоукен, Дж. Огилви, П. Шварц, разработавшие "семь сценариев завтрашнего дня".
Создание общества "трудовой жизни", "трудового общества"функционирующего на основе накопленного средними слоями "трудового капитала". Всеобщей формой трудовой жизнедеятельности подобного общества является "творческое предпринимательство" средних слоев, создающее мощный акционерный капитал в процессе "кооперативного бизнеса" в противовес крупному и транснациональному капиталу. На базе "труда собственности" развивается вся общественная система, давая возможность каждому реализоваться в "своем деле", утвердив личностную ценность.
Образование региональных "альтернативных производящих сетей»с целью создания "дружелюбного микросоциума" в условиях "враждебного" капиталистического окружения. Дружелюбная социальная среда создается путем оказания взаимопомощи и взаимообслуживания - это "альтернативные" школы, больницы, продовольственные кооперативы, группы по уходу за детьми и другие формы "коммунитаристской взаимосвязанности". Их цель - развитие "параллельной экономики", "параллельного сеттлемента", альтернативных официальным структурам и независимых от государственного контроля.
"Восточная модель" развития информационного производства наиболее представительна в японском варианте. Цель реализации данной модели – выведение Японии в XXI век в качестве доминирующего в мире общества. Внутренний смысл - резкое повышение конкурентоспособности с тем, чтобы оставить далеко позади западные страны и "завоевать будущее" не в концептуальных моделях, а в реальной возможности.
Избрано 6 "стратегических направлений":
1) параллельная реализация научно-технических программ - для создания "внутренней конкуренции" между коллективами разработчиков, усиления "творческого напряжения" и выявления полного культурного потенциала технологических программ;
2) стратегические международные союзы - для "творчески-производительного объединения" труда на главных "мегатрендах" технологического прогресса (при этом ожидается "бум" в развитии связей между японскими и американскими компаниями);
3) проект "технополис" - для создания 19-ти "Силикон-Вэлли" в ответ на единственную в США "Кремниевую долину", где разрабатывается и производится большая часть современной микроэлектроники; это потребует концентрации в технополисах всего мирового созвездия талантов, интеграции международного творческого потенциала;
4) создание телекоммуникационных сетей - для замены телефонной и прямой радиотелесвязи оптиковолоконной и спутниковой коммуникационной сетью, покрывающей всю страну и превращающей ее в единый социальный организм, "суперсоциум";
5) рисковый капитал и венчурные фирмы - для стимулирования массового предпринимательства и "рискового бизнеса", что по сути развязывает неограниченное действие социальной производительной силы в самых различных формах коллективной самоорганизации;
6) селективное поощрение импорта - для создания открытого международного рынка "мозгов и капиталов" (хотя внимание больше отвлекается товарным рынком и устранением дисбаланса в японо-американо-европейской торговле), приобретения живого и овеществленного труда высшей творческой кондиции: речь по сути дела идет о всеобщей "креатизации" общественного производства за счет планетарного культурного потенциала труда.
Японская программа "технологического прорыва" в будущее, несмотря на внешнюю технотронность, полностью построена на задействовании социальных и духовных механизмов производительного творчества. С конца 70-х - начала 80-х годов с них практически были сняты все тормоза, и они стали вбирать культурные потенциалы мирового опыта, преломляясь через японскую национальную специфику. Творческий набор методов и форм самый разнообразный:
- придание "человеческим отношениям" (по западным моделям) формы "производственного патриотизма" и создание "патриотических кампаний";
- "сотрудничество труда и капитала" в их «творческой гармонии»: бесплатные социальные и консультационные услуги, системы "старшей сестры" и "крестного отца", духовное самоусовершенствование по системе "дзен" для развития "мирового духа" и подавления агрессивности;
- творческий труд по "трем принципам": искренность и правдивость, неустанное стремление вперед, мир и спокойствие;
- эффективный труд по "трем движениям": движения за повышение производительности, за качество труда, ликвидация всех недостатков: производственные кружки качества и рационализации, семинары порядка и чистоты;
- производственная демократия: от системы коллективной выработки решений "ринго-сё" до "откровенных бесед" и "мирных диалогов" менеджеров и рабочих в цехах, на рабочих местах;
- развитие личностной мотивации работников: участие в прибылях, антистрессовая система самоконтроля, системы самооздоровления и др.;
- предупреждение "профсоюзного саботажа" путем упреждающего решения вопросов улучшения условий труда и зарплаты, работа постоянных арбитражных комиссий по взаимным претензиям.
В США предпринимаются активные попытки интегрировать культурный опыт Японии. Приходит осознание, что главное - это развитие и реализация социодуховного потенциала труда. Отсюда - все более настойчивые и целенаправленные попытки соединить "научную культуру" и "корпоративную культуру" в новую американскую культуру труда. Реализация "ударной программы" американской науки из 24 ключевых технологий уже мыслится не технократически, но социально, путем "терпеливого" и даже "бережного" выращивания талантов и развития их творческих способностей в новую инженерную и научную культуру.1
1 Это набор следующих "инновационных технологий": микроэлектронные схемы и их производство, разработка полупроводников из арсенида галия, повышение производительности программного обеспечения компьютеров, параллельная обработка программ, машинный интеллект и робототехника, имитация и моделирование физического мира с помощью компьютеров, интегральная оптика, волоконная оптика, чувствительные радиолокаторы, пассивные детекторы, автоматическое опознавание целей, фазированные антенные решетки, синтез данных, контроль за характерными признаками, вычислительная динамика потоков вокруг поверхности самолетов и ракет, воздушные двигатели, микроволны высоких энергий, мобильные источники высокой энергии, оружие кинетической энергии, высокотемпературные композиты, сверхпроводимость, биотехнологические материалы, высокотемпературная сверхпроводимость биологическая память воды// За рубежом. -1989. - №33. - с.20; Карпентер Б. Технологические козыри Америки //США: ЭПИ. -1990. - В I. - с.89-90,
Конечно, на американский манер, включая, например, престижную мотивацию творчества по типу "юных гениев из Ливермора", создающих "сверхтехнологии" и "сверхоружие" для "звездных войн". Это ненависть к соперникам и стремление сбить их с ног, стремление к богатству и славе для утверждения личного превосходства, разработка только "престижных идей" и создание техники и технологии ради прибыли и власти, для увеличения прибыли и усиления власти.1
Первейшая задача американского инновационного менеджмента при переходе на инновационные технологии - разрушить систему получения "прибыли без производства", "дохода без труда", базирующейся на "технике для власти", которая порождает "энергетических бронтозавров" для психологического устрашения людей. В этом плане Япония - самая экономная страна, ибо она перешла на "тонкие энергии" человеческой социальности и духовности там, где другие страны продолжают использовать физико-химические теплоносители. В США потребление "грубой энергии" составляет 11374 кг (в угольной эквиваленте), в Японии - 3825.2 В то же время в последней выпускается в 2 раза больше (на душу населения) инновационных менеджеров, работающих на "тонких энергиях" производительного творчества."
Первым, пожалуй, заметил создавшееся положение и правильно оценил внутренний смысл падения американской конкурентоспособности по сравнению с японской Р. Уотермен. Это понижение "творческой конкурентоспособности" американцев как работников. Отсюда ключевое требование: "Относитесь ко всем работникам как главной творческой силе вашей организации". Только творческиедействия питают работников дополнительной энергией, поэтому каждый из них может и должен стать творческим источником обновления производства.
1 Броуд Дж.Звездные войны. Глубокий взгляд на жизнь молодых ученых, стоящих за нашим оружием космического века//США : ЭПИ. - 1987. - № 5. - С. 104-105.
2 Мелман С. Прибыли без производства. – М., Прогресс. – 1987. – с.185-225, с.197-198; Глобальная конкурентноспособность. Восстанавливая утраченные позиции США. (Под ред. Старра). – США: ЭПИ. – 1990, № 7.- С. 105
Р.Уотермен нащупал социально-психологический механизм творческой актуализации социальных и духовных сил тружеников в таких основных моментах:
- уменьшение структурной уровневости производства и повышение уровня личности (социального и духовного уровня его способностей),
-"уровень работника" определяется его способностью действовать в качестве "личностного фактора" и на принципах "личностного самоуправления",
- ответственность за творческий выбор, прежде всего за «самовыбор»: "я нашел своего героя, и этот герой - я";
- смелость быть творческой личностью : это «воля быть личностью» или "воля к творчеству", устремление к "личностному успеху" в творчестве;
- творческое лидерство как источник вдохновения;
- выход на "траекторию карьеры" по способности;
- достижение состояния "творческой окрыленности" и поддержание "творческого взлета" на протяжении всего процесса самореализации.1
Работавший долгое время с Р. Уотерменом, Р. Фостер в свою очередь предпринял попытку разработать начала новой "корпоративной культуры" на основе "новаторского духа" мелкого "рискового бизнеса". Он показал ложный характер дилеммы "технология или маркетинг", бесперспективность "игры в технологию" или "игры в рынок" (конъюнктурные технологии и конъюнктурные фирменные слияния-поглощения) и предложил культурный выход творчески-производительных вложений в ценностные нововведения, которые действительно улучшают жизнь людей. Нововведения - это творчески-производительные инновации, имеющие самостоятельную ценность, их стержень - творчески-рисковый труд "новаторов-нападающих", атакующих "защитников застойного положения." И рисковать есть чем: мелкие рисковые фирмы, производящие нововведения, создают на I долл. затрат в 20 раз больше, чем "застойные" крупные и средние корпорации. В своем арсенале они имеют специальные "партисипативные программы" активизации творческого потенциала каждого сотрудника фирмы.
1 Уотермен Р.Фактор обновления. Как сохраняют конкурентноспособность лучшие компании. М., Прогресс. –1988 - с.112-120.
Инновационный опыт производительного творчества высокоразвитых стран, успешно создающих структуры информационного производства, представляет значительный культурный потенциал для развития социальных и духовных сил труда на национальной почве, для развития отечественной культуры труда. Этот опыт можно регистрировать в самых разных сферах и плоскостях.
Прежде всего это развитие собственного информационного производства. Причем не столько информатизации старых, сколько создания новых на коммерческой основе. Подобные инновационные предприятия, ассоциируя свой труд, могут развиваться в региональные творчески-производительные уклады (РТПУ), специализированные микроуклады (по типу Кремниевой долины в США или проектируемых японских "технополисов") для производства "сверхтехнологий", нововведений, инновационных товаров для массового потребления, "суперпродуктов". РТПУ могут создаваться целенаправленно в виде открытых "региональных зон" совместного предпринимательства ("внутренние открытые зоны"), или "экспортных промышленных зон" конвертируемого творчески-производительного труда.
Для национальной культуры труда развитие подобных микроукладов рационализированного общественного труда для совместного производительного творчества - наилучшая альтернатива как для частно-предпринимательского, так и для государственно-обобществленного труда. Подобные региональные микроуклады создают мощные стимулы соревнования между ними. Это своего рода межукладное соревнование может быть более эффективней любой конкуренции, ибо основано не на "голом" экономическом интересе денежной выгоды любым способом, а на творчески-производительной коммуникации, "ценностном соревновании". Т.е. чье «дело как ценность» - и экономическая и моральная - станет образцовым в глазах общественного мнения. По Тоффлеру это и есть тот "сектор Б", который создает продукты для личного потребления (в отличие от "сектора А", производящего продукты для обмена).
В традиционных отраслях производства предпочтительней создавать творчески-производительные сети новаторского труда(ТПС), где способные и талантливые работники могли бы полностью самореализовать себя в социальном и духовном планах как творческая человеческая сила. ТПС по типу интрапренерской деятельности можно по целевым программам создавать на каждом предприятии в виде "внутренних зон" высокорентабельного труда, ориентирующегося на потребности рынка. Это "открытые зоны" внутрипроизводственного предпринимательства со своими инкубаторными программами, кооперативным бизнесом и производственным венчуром. В дальнейшем они могут филиализироваться как отдельные предприятия, из "моего дела" в "коллективное дело". Дж. Гелбрейт утверждает, что нельзя делить собственность на частную и общественную, если в основе лежит собственный труд. Собственный труд как труд собственностисилен тем, что в чем латентно присутствует самоэксплуатация человека, самоэксплуатация своих творческих сил и способностей во свое благо. Поэтому в таком труде не фиксируется момент самоугнетения, но момент самореализации.
Объединяющим механизмом традиционных и инновационных производств будет служить творчески-производительная инфраструктура (ТПИ) труда на каждом предприятии. Она имеет свою социальную и духовную организацию, ориентированную на вложение в "человеческий капитал" как в основные "живые" производственные фонды. ТПИ строится на основе определения "человеческих объектов" для вложения средств (капитальных вложений) в повышение качества рабочей силы и ее перевода в качество «творческой силы»:
- специальная профподготовка, повышение информоемкости трудовой деятельности работника, его культурно-технического уровня;
- развитие хозяйственно-предпринимательских способностей;
- обучение методам реализации накопленного профессионально-творческого потенциала уже на объектах производства.
В дальнейшем формируются социально-профессиональные группы "новаторского предпринимательства", определяются преференции и приоритеты их новаторского труда как социальных лидеров производства. Из их состава создается инновационная структура производства на принципах "социального хозрасчета". Т.е. с наделением этих новаторских групп особыми социально-политическими и социально-экономическими правами. Утверждаются "ценностные категории" специалистов, отличающихся по их способности к новаторскому труду, т.е. по производительной творческой отдаче. В моделях приватизации предприятий и разгосударствления собственности таких ценностных категорий могут по крайней мере быть три:
а) новаторы-доходополучатели, практикующие производственный, инженерный или научный венчур и, следовательно, имеющие опцион или бонус с хозрасчетной прибыли предпринимательской деятельности;
б) наемные специалисты, работающие по индивидуальным договорам контрактации на принципах "творческой аренды" с аккордной оплатой труда за выполненное творческое задание;
в) специалисты-служащие, выполняющие постоянные функции с повременной оплатой труда по должностному окладу.
В такой инновационной структуре действует принцип "сделай себя сам", в соответствии с которым работник может повысить свою "ценностную категорию" от функционера до иннованта - доходополучателя.