Основные виды информационных систем

В соответствии с разработанной в 1970 гг. отечественной концепцией автоматизированных систем управления (АСУ) различают прежде всего АСУ технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированные системы организационного управления (АСОУ). АСУТП управляют преимущественно быстродействующими процесами материального производства, а АСОУ касаются, главным образом, медленных процессов взаимодействия оборудования и людей в сложных комплексах. Существуют также и комбинированные АСУ, когда на одном объекте управления взаимосвязанно функционируют АСУТП и АСОУ. Организационное управление не может быть автоматическим, поскольку решения здесь всегда принимают люди, объектами управления в этом случае служат коллективы людей. По уровню или сфере

действия различают также АСУ международные, национальные, региональные, отраслевые, предприятий, корпораций, фирм. Вместо термина "АСОУ" в настоящее время более распространен термин "информационная система".

Общепринятые ныне концепции и классификации ИС сформировались в условиях рыночной экономики. Их рассмотрение значительно расширяет кругозор и подчеркивает большее количество функций, выполняемых современными ИС. Следует понимать, что несмотря на теоретическое выделение некоторого количества видов ИС, в реальной жизни они чаще всего существуют в тесной взаимосвязи различных концептуальных, типов.

В начале этой главы мы уже давали определение информационной системы и информационной системы менеджмента. Напомним одно из общих (технологических) определений: информационная система - это система, которая принимает данные как ресурс и преобразует его в информационный продукт.

Современные концепции ИС обусловлены пониманием функций, которые выполняют ИС в организациях, анализом роли ИС в обеспечении массовых текущих (рутинных) операций, а также влиянием ИС на достижение стратегических преимуществ в конкурентной борьбе. С этой точки зрения в табл. 1.1. дается концептуальная схема уровней ИС в организациях, где наивысший уровень - первый.

1. Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ.

2. Обеспечение принятия управленческих решений. Д, Обеспечение текущих бизнес-операций.

Исторически же ИС развивались от третьего уровня к первому. Раньше других появились

автоматизированные ИС для обеспечения текущих бизнес-операций (например, регистрация вкладов, снятия денег со счетов, регистрация складских операций, продаж товаров и т. д.). ИС третьего уровня определяют ныне как операционные (или транзакционные). Они имеют три разновидности.

(3.1) Системы обработки операций выполняют записи об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают данные, выводят разнообразные отчеты и справки.

(3.2.) Системы управления процессами управляют физическими процессами производства продукции, подачи товаров, материалов и т. п. (3.3) Системы автоматизации офиса поддерживают коммуникации, делопроизводство и производительность офиса.

Системы обработки операций исключительно разнообразны, если их рассматривать по функциям бизнеса (деловым функциям). В этом смысле системы обработки операций называют также деловыми ИС.

ИС уровня 2 - для обеспечения принятия решений охватывают три вида:

(2.1). Системы предоставления информации предоставляют менеджерам предопределенные и

регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях. На вход этого уровня отчеты поступают с выхода уровня 3.1.

(2.2). Системы поддержки решений предоставляют менеджерам набор диалоговых и специальных средств проектирования альтернатив для использования и непрограммируемых ситуациях. Стандартные средства генератора поддержки решений менеджер приспосабливает к собственному уникальному стилю.

(2.3). ИС руководителей обслуживают менеджеров высшего уровня с целью мгновенного формирования критической информации в свободных форматах, (по желанию самих менеджеров). Информируют о состоянии проектов по ключевым факторам - на выбор высших руководителей. Более детальная характеристика систем поддержки принятия решений рассматривается следующем параграфе.

ИС уровня 1 - для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) также могут обслуживать стратегические потребности организации в лице менеджеров наивысшего уровня. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Здесь широко используются графики, мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. Но главное назначение и характерная черта ИСКП: они должны производить такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов и поставщиков к своей

фирме за счет клиентов конкурента. Это хорошо иллюстрируется примерами из сферы банковских информационных систем.

Банковские пластиковые карточки дают более надежную защиту от кражи наличных денег во время безналичной оплаты товаров или услуг в магазинах, путешествиях, деловых поездках. Поэтому клиент выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек. Но карточки — это элемент большой комплексной системы электронных банковских услуг (см. гл. 12). Когда большинство банков также начнет использовать пластиковые карточки, банк может предложить клиентам новый ценный и

престижный вид банковского обслуживания на дому. А это уже возможность выполнять все банковские операции и обращаться из собственной квартиры (прямо из офиса, из личного автомобиля) к ЭВМ банка с целью получения любых справок о личных счетах. Такая услуга привлекает максимум состоятельных и надежных клиентов, что и дает банку стратегические преимущества.

В приведенных примерах ИС для обеспечения конкурентоспособных преимуществ - это фактически комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия требуют от фирм, корпораций, банков постоянно изыскивать новые возможности для повышения конкурентоспособности. В последнее время весомые преимущества создаются за счет использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы

менеджеров в процессе принятия решений за счет скоростного сбора данных от региональных

подразделений и оперативного анализа данных.

Таким образом, концептуальные классы ИС предназначены для того, чтобы раскрыть и подчеркнуть большое количество функций, выполняемых информационными системами. Практически ИС существуют как многофункциональные, взаимосвязанно выполняя регистрацию данных о текущих операциях и сделках, обрабатывая их, предоставляя отчетную информацию для текущих дел, а также предоставляя возможности формирования информации для поддержки принятия решений.

Наши рекомендации