Основные признаки интеллигенции как социокультур-ного класса.

Интеллигенция как социокультурный класс. Современная интеллигеннция институализирует себя в новом социокультурном качестве на таких культурно-ценностных основаниях:

- репрезентация интеллигенции в качестве учредителя общественного права и демократии как наиболее эффективного способа общественного управления и самоуправления; только интеллигенция способна выразить солидарно общественные инте­ресы и добиться большего или меньшего общественного согласия, предложить обществу адекватную форму правления и не стремиться в правящие органы ради собственной выгоды, а лишь по общественной необходимости; интеллигенция - единственная социальная группа, обеспечивающая общественный контроль за деятельностью властей, но и больше всего от них страдающая /особенно в периоды политических переворо­тов/ и одновременно консультирующая органы власти, производящая общественную экспертизу деятельности властных структур;

- интеллигенция как гарант право­вого равенства граждан перед законом и социальной безопасности в обществе; интеллигенция утверждает этот социально-правовой императив на фоне социально-политического и экономического неравенства, различий в умственном развитии и в реализации способностей, различ­ной престижности а значимости видов и форм профессиональной деятельности; речь идет о правовом равенстве во всех сферах обществен­ной жизнедеятельности и о том, что дискриминация в правах тех или иных социальных институтов преследуется по закону ;

- интеллигенция как "конструктор" новой социокультурной организации общества; тем самым задается тот или иной характер изменяющие-поддерживающих и регулятивно-обеспечивающих процессов в обществе, уровень общественной активности (экономической, политической, идеологической, нравственной), уровень сплоченности-конфликтности в обществе, характер действия центробежных и центростремительных процессов; интеллигенция определяет структурообразующие элементы в обществе, их функциональную нагрузку, например, характер функционирования доминантных ценностей и идей; формирует необходимые структурно-функциональные уровни для прогрессивного социального роста всей общественной системы, прогнозирует тенденции и закономерности общественного развития, выявляет и опредмечивает новые системные качества общества;

- интеллигенция предъявляет себя как "стратификатор" и «интегратор» различных социокультурных групп, что позволяет построить в обществе социальный баланс сил и отношений; подобное становится возможным в связи с наличием представителей интеллигенции в различных общественных слоях и их активном функционировании на каждом общественном уровне; в силу действия социодинамического закона и закона "круговорота элит", когда представители верхних страт могут оказаться внизу, а таланты из низших страт могут быстро продвинутся в высшие страты; тем самым интеллигенция противодействует кастовому и клановому перерождению общества по причине социокультурного полицентризма страт, сила и значение которых измеряется не их иерархическим положением, а культурными достижениями;.

- интеллигенция все больше представляет себя как социокультурная и функциональная элита общества; если в культурологическом плане это естественно, то в функциональном отношении речь идет о «работающем» социокультурном среднем классе, который если и занимается эксплуатацией то в модусе самоэксплуатации, уже не являясь «пролетариями умственного труда», а выступая в качестве владельцев интеллектуального капитала.

На основе выше представленных социокультурных устремлений интеллигенции в современном обществе, предъявлен и её политический заказ. Политические отношения понимаются интеллигенцией в культурологическом плане. Она их относит к категориям социальной культуры, понимая как социальную ценность управления. Другими словами, как легитимное право проявить и выразить консолидированную социальную волю, представить национальные интересы всего общества.

3. Мировоззрение интеллигенции (на примере Украины).

Мировоззрение интеллигенции можно охарактеризовать в таком спектре духовно-ценностных проявлений общественной культуры, представленных в виде определённой «социокультурной системы»: социальная философия интеллигенции как социального класса; социологические основания деятельности интеллигенции (деятельностная социогения); идеология интеллигенции как класса; праксеология или деятельностно-практические основания социальных действий интеллигенции; политология социальных действий интеллигенции; реализационные действия лидеров.

Социальная философия интеллигенции.Интеллигенция с рационально-критических, позитивных позиций оценивает достигнутые рубежи в советский и постсоветский периоды социокультурного развития общества. Она видит общественную перспективу не в "правой", или в "левой" альтернативах, а в социально-позитивных действиях просвещенного творческого мень­шинства Она становится лидирующей общественной группой, социокультурным классом в тот период исторического времени, когда социальный, научно-технический, духовно-интеллектуальный прогресс преобразует традиционные структуры и институты и транс­формирует их в информационную и интеллектронную общественную систему. В таком об­ществе действуют законы приоритетного удовлетворения социальных и духовных потреб­ностей человека, создания и распределения человеческих деятельностей под творческие способности каждой личности. Сами же человеческие качества, способности и таланты рассматриваются как неотчуждаемый человеческий капитал, интеллектуально-творческий потенциал которого измеряется производительностью человеческой способности.

То есть, речь идет осмене парадигмы общественного развития. Краткая суть про­исшедших социальных изменений, как их понимает интеллигенция:

- изменение ментальности общественного сознания, выраженное в снятии "правой - левой" альтернатив социального развития, установление доминантного взгляда на общество как на культурогенную систему;

- установление приоритета интеллектуально-творческих видов деятельности и изменение социальной роли интеллигенции в обществе;

- репрезентация интеллигенции в качестве социокультурного общественного класса, вла­деющего неотчуждаемым творческим капиталом и обеспечивающего его вложение в разви­тие социальных и духовных сил человека как непосредственно производительных.

С позиции развития духовной культуры человека и общества интеллигенцией рассматривается и суть общественных процессов. Она полагается в раскрытии и развитии социодуховных способностей человека, его творчески-интеллектуальных возможностей и перспектив. Общество - не механическая общность людей как социальных актеров; не общественный механизм, где каждый рассматривается как средство и инструмент для достижения целей другого. Современное общество есть культурный человеческий социум, социодуховный организм, развивающийся по законам синергетических систем. То есть с накоплением новых социальных качеств сложно-организованных больших систем, достижением качественно более высоких уровней развития.

Предложенная Украине «философия выживания» исторически неправомерна и для нас не приемлема. Ее необходимо заменить парадигмой социокультурного прогресса, принять концепцию, что движущей социальной силой развития нашего общества является интеллигенция. К ней относятся все те, кто производит новое знание, информацию, занимается творчески-интеллектуальной и искусствоведческой деятельностью, сохраняет и передает достигнутое в духовно-практическом плане.

Целью нашего общества и его региональных образований должно стать духовно-творческое развитие людей на философских идеях социальной культуры. Средствок этому-профессионально-творческая самореализация каждого человека. Критерий уровня социального развития общества – создает ли оно необходимые и достаточные условия для самореализации личности.

Главной задачей интеллигенции является подъем уровня культуры своих представителей до способности к проявлению интеллектуальной инициативы, а с ней – нахождение путей к социальному пониманию на основе ценностно-ориентационного единства всего общества. Смысл и назначение подобной духовно-интеллектуальной конвенции – образование единого национального макросоциума со своим особым самосознанием, духовной ментальностью. В этом сильном герменевтическом аспекте и имеет смысл говорить о возрождении культурных традиций прошлого, их новой Реформации и Формации. Подобный план понимания обогащает общество историческим опытом вплоть до способности исторического понимания смысла национальной истории. Воссозданное историческое сознание ведет общество к пробуждению национального самосознания, переходу от неоконсерватизма к культурогенности в общественном развитии.

В сознании каждого представителя интеллигенции с момента приобретения национального самосознания и его конвенциального понимания в качестве консолидированной духовной ценности начинают действовать категорические императивы культуры, закон морального долженствования, призывающий к активной имплантации «радикального добра» вместо «радикального зла», устремляющий к радикальным, социальным преобразованиям во имя общественного блага и блага каждого человека.

Интеллигенция, сформировав свое национальное самосознание культуры, совести и морального долженствования полагает, что затем правомерно вести речь о качественно более высоком уровне духовно-ценностного самоопределения. В масштабе макросоциума Украины – это способность общества к самоорганизации, самодисциплине, самоконтролю, общественному самоуправлению на основе приращенных интеллектуальных ресурсов.

Социологические основания деятельности интеллигенции.Философско-культурологическая методология обуславливает и характер социетальности интеллигенции. Исходный пункт – социальное и духовное интеллектуальное развитие общества как единой социодуховной системы. Главные составляющие этой системы, имеющие приоритетное значение в социальном развитии, следующие:

- нормальное функционирование первичной социальной ячейки «семья - воспитание - образование» молодого поколения;

- эффективная социальная организация общества: она подразумевает его социально-регулируемое развитие как единого этносоциального и индустриального образования, представляющего целостный социально-хозяйственный комплекс;

- интеграция общества в целостную социально-психологическую общность в виде единого социокультурного организма: это предполагает его социально-психологическое развитие в совокупности всех формальных и неформальных организаций и социальных групп, общественных движений и творческих объединений, общественных элит в направлении формирования единой национальной ментальности, в основе которой лежат доминирующие социокультурные ценности и нравственные ориентиры;

- эффективное социальное управление, которое предполагает социально-институциональное развитие общества, его гражданских и демократических институтов, включая институт общественного контроля за административно-бюрократической структурой республиканских институтов управления;

- формирование социокультурных элит и элитных структур: это целенаправленное создание и развитие национальных элит – научной, хозяйственной, инженерно-технической, управленческой, а также инфраструктуры социокультурных страт молодежных, женских и гражданских лидеров; обеспечение максимально полного использования управленческого ресурса общества и предоставление специальных полномочий высшим менеджерам, создание общественной корпоративной организации наиболее компетентных и талантливых управленцев;

Тем самым интеллигенция в социологическом плане последовательно выстраивает эффективную социокультурную организацию общества. В этом направлении общество как социально-организованная система должно объективно пройти ряд этапов в своем развитии и социальном взрослении. Однако без жесткого экономического и социально-политического экспериментирования, без имплантации чужеродных моделей и с учетом собственных национальных интересов. Речь может идти только о научно проверенных выводах и рекомендациях, максимально учитывающих национальную специфику. Главные из этих этапов.

Первый этап - это достижение высокого уровня социально-профессионального развитияобщества, производственного совершенствования технологий, постепенного превращения всех этно-территориальных структур в высокоразвитый индустриальный комплекс, в постиндустриальное сложноструктурированое социально-экономическое образование. В плане развития рыночных отношений – это формирование социально-ориентированного и социально-регулируемого общенационального рынка труда, интегрирующий территориальные и отраслевые рынки труда в единый общенациональный кадровый ресурс.

Второй этап связан ссоциально-технологическим и техническим новаторством и освоением передовых нововведений. Этот «технотронный этап» позволит справиться и преодолеть существующие трудности путем реализации специфических социально-экономических технологий и на их основе развить новую производственную инфраструктуру, не связанную с социально-политическими заказами и идеологическими предпочтениями. Технологические инструменты выбираются только по критериям оптимальности и социально-экономической целесообразности. В плане развития рыночных отношений на этом этапе формируется привлекательный инвестиционный рынок. Национальный рынок инвестиций на этом этапе призван обеспечить первостепенное вложение капиталов в создание рабочих мест с учетом достигнутого высокого уровня конкурентноспособности субъектов труда, располагающих «профессиональным капиталом» знаний и умений. С этого момента рынки труда и капитала вступают в отношения социального партнерства.

На третьем этапе общество должно подняться на уровень общественной социально-территориальной и производственно-хозяйственной самостоятельности, включая способность регионов успешно реализовать статус свободных экономических зон (земель). Однако, пока не пройдены предшествующие ступени социально-экономического развития, подобные намерения останутся лишь на уровне амбициозных фантазий. До уровня экономической свободы в своих действиях на мировом рынке общество должно созреть как в духовно-интеллектуальном, так и в социально-управленческом плане. Нужны будут интеллектуальные, хозяйственные и политические лидеры качественно более высокого уровня, потребуется качественно новая социальная организация всей общественной жизнедеятельности.

На четвертом этапе Украина может подняться на уровень информационно-интеллектронного комплекса, постиндустриальной социетальной системы. Эта система в значительной степени будет отвечать требованиям евростандартов, критериям западного уровня общественной жизнедеятельности. Обеспечив реконструкцию и реинтеграцию своих человеческих и материальных ресуров на новой технологической основе, Украина на этом этапе сможет решить задачу социального преобразования в постиндустриальное общество с развитым информационным базисом, стать «информационным обществом».

Правомерна постановка задачи национального подъема Украины на пятую ступень в своем общественном развитии. На этом этапе, и пусть это не звучит фантастично, Украина способна превратиться в «образцовый» социокультурный регион в мире. Это будет собственно культурогенный уровень функционирования общества как социетальной системы. По социокультурным технологиям, разработанным в нашей стране, могли бы успешно развиваться и другие страны, по крайней мере, они могли бы заимствовать много для себя полезного. Примером тому служит Япония, многие страны Западной Европы. В мировоззрении интеллигенции здесь представлен социально-экономический путь самостоятельного развития общества за счет внутренних источников. В масштабе мирового сообщества все нации строят соответствующие паритетные отношения на основе «баланса интересов». Они исходят из того, что свои коренные национальные интересы все общественные системы разрешают сами, а мировой социум лишь создает благоприятные «стартовые возможности» для всех объединенных наций.

Идеология интеллигенцииИдеологическим основанием деятельности интеллигенции являются инновационные научные разработки в социальной и духовно-нравственной сферах. Практически речь идет о процессах духовно-идеологического становления человека, а на современном этапе - о формировании мировоззрения «человека духовного» и его идеологической культуры. Наиболее сильно в настоящее время в идеологии предъявлен такой научный аспект, который определяется как «феномен человека» и который раскрывается в человеческой «феноменологии духа». Мировоззренчески выделяются несколько феноменологических стадий идеологического развития личности, которые берутся за основу идейной деятельности интеллигенции.

На первой стадии происходит формирование лишь предпосылки духовного сознания личности в форме личностных взглядов и представлений, личностного сознания и стремления к «идеологии общечеловеческих ценностей».

На второй стадии формируется персонифицированное самосознание личности в процессе творческого совершенствования в профессиональной деятельности по способности. Она оформляется как «личностная идеология» человека, которая представлена его способностью к пониманию и осмыслению своей духовной деятельности.

На третий стадии у личности формируется творческое сознание. Оно делает однозначный выбор в пользу внутреннего духовного мира, который человек во все более совершенной форме пытается воссоздать во внешней действительности. Формируется «социальная идеология» личностного творческого самовыражения с целью общественного признания самоценности человека для общества. Социальная направленность личностной идеологии обнаруживает себя в двух основных формах: в виде «технологического сознания»,которое нацелено на создание «высоких» социальных, интеллектуальных и материально-опредмеченных технологий, либо в виде «художественного сознания», ориентированного на создание произведений искусства.

При переходе к четвертой стадии личностная и социальная идеология трансформируется в идеологическую позицию человека как субъекта идеологического действия.

Субъективная идеология», отражающая идеологическую позицию познающего субъекта на пятой стадии, прямо трансформируется в идеологию духовного знания. На этой стадии у человека как субъекта формируется научное, активно-познающие (когнитивное) сознание, или в категориях «нового рационализма» - «научный дух».

На шестой стадии идеология субъекта обнаруживает себя в духовно-практическом сознании человека, призывающего его к активным социокультурным действиям. Тем самым формирует идеология духовно-практического действия.

На седьмой стадии вполне отчетливо фиксируется феномен духовной интеллигенции - эманации в виде органического единства объективированного внутреннего и субъективированного внешнего мира. Человек как духовный субъект приступает к активной реализации своей идеологической миссии.

Отсюда вытекает и главная идеологическая задача интеллигенции. Она связана с тем, чтобы сделать подобные «феноменологические идеи» научно представленными не только теоретическими, но и на уровне обыденного сознания отдельного «среднестатистического» человека. Однако во всех случаях общим основаниям для идеологического понимания и взаимодействия субъекта есть культура, духовно-ценностное самовыражение личности, конкретно, - идеологическая культура.

Мировоззренческая позиция интеллигенции - духовное просвещение людей. Оказание поддержки и помощи различным социокультурным группам и отдельной личности в овладении высотами социально-этического знания и способностью духовно-практического действия. Характер этих действий - всегда позитивный, не требующий мгновенных револютивных преобразований. Но они являются целенаправленно активными и требуют не только хорошей когнитивной мировоззренческой подготовки, но и идеологической стойкости, духовного мужества, идейного подвижничества, - а это и есть мировоззренческая культура интеллигентного человека.

Наши рекомендации