Изменение роли интеллигенции в современном обществе
Интеллигенция традиционно рассматривается как такой слой общества, который выполняет различные социокультурные функции - наука, образование, развитие общественной культуры и искусства, функции воспитания, утверждение общественной морали, норм правового поведения в обществе и др.
Научно-технический прогресс, «беловоротничковая революция» техников и инженеров в западных странах (60-е годы), а затем «революция менеджеров» (80-е годы) и утверждение в «постиндустриальном» информационном обществе власти «элиты компетентных» (90-е годы) в корне изменило роль интеллигенции в обществе.
Этот процесс сейчас происходит и у нас. Но, как обычно, в превращенной форме. Если на Западе интеллигенции передаются все основные рычаги и инструменты власти в обществе, то в Украине интеллигенция поставлена в жалкое и унизительное положение. Остаётся надеяться, что это положение будет исправлено самим ходом социокультурного процесса в нашем обществе.
В условиях современной общественной жизни интеллигенция все более склонна проявлять себя в качестве социального лидера. Хотя тенденция еще вполне не оформилась, она уже отчетливо представлена по таким основным направлениям.
1. Интеллигенция утверждает свое ведущее место в новой системе общественного производства, которое сейчас интенсивно формируется. Это информационное и коммуникативное производство, материальную основу которых образуют интеллектронные системы, приводимые в действии научной и инженерно - технической интеллигенцией. Именно она и обеспечивает научно-технической, а с ним - и социальный прогресс общества.
2.Интеллигенция утверждает свою ведущую роль в организации общественного труда, где она выполняет управленческие функции и где ею накоплены огромные управленческие ресурсы.
3. Интеллигенция начинает играть ведущую роль в сохранении, умножении и распределении духовных благ и культурных ценностей. Хотя распределение этих благ и ценностей осуществляется пока другими структурами по причине неосознания интеллигенцией своей социальной силы и места в обществе.
4. Интеллигенция начинает овладевать подавляющей долей общественного духовного и социальнокультурного богатства в качестве интеллектуального капитала – человеческого, духовного-практического, управленческого, информационного, когнитивного, реализационного капитала и др.
Морально-политические императивы национальной интеллигенции Украины как социального лидера таковы, что в отличии от правящих структур в нашем, да и западном обществах, она не ставит целью социально-экономическое доминирование, эксплуатацию остальной части общества. Ее социокультурная ориентация совершенно иная – рациональное распределение человеческих деятельностей и создание новых видов творческой деятельности под имеющиеся и развившиеся человеческие способности.
Само понимание «капитала», его суть и понимание в развитом демократическом обществе принципиально изменяется. Ведь при наличии интеллектуального капитала не существует социальных механизмов его отторжения, нельзя лишить человека к профессионально-творческой деятельности, - разве что навязав ему философию примитивного «выживания» или борьбы за физическое существование. Результаты творчески-интел-лектуальной деятельности начинают все больше измеряться не производительностью труда, но производительностью творческой способности специалиста.
Социокультурные ориентации национальной интеллигенции Украины имеют отчетливо выраженный инновационный характер. Институализируя себя в качестве социального лидера в демократическом обществе, она, естественно, в качестве главной движущей силы общественного развития принимает человеческий разум, знание, интеллект, процесс реализации познавательных способностей человека в лице их духовных носителей. Это личности с «высоким» мышлением и «широким» сознанием, мощные ментальные группы «коллективного сознания» и мышления. Свободу действия подобному сознанию и мышлению обеспечивает социальная культура общества, что позволяет на каждом этапе общественного развития формировать социальные системы, обеспечивающие наиболее оптимальные способы функционирования творческих идей и условий их практической реализации,