Культура есть само-движение процессов труда. Культура – само-развитие сил и способностей человека в труде.
При нынешней организации труда человека, перерабатывая вещество природы, сам является таким веществом. Человек не существо, а вещество существования. Бытующее определение, что труд - это всеобщий способ бытия человека, не выдерживает критики. Такое бытие на практике сводится только к труду жизнеобеспечения со всей гаммой противоречий.
Труд на духовном основании есть положительная творческая деятельность. Конечный пункт этой деятельности – свободная человеческая индивидуальность, «человек творческий», образование «человеческих формаций» общества.
Вот эти «человеческие формации»:
Первичная формация - это первая форма общества. Для нее характерны отношения личной зависимости людей в процессах родового, общинного труда.
Вторичная формация - это человеческая система, для которой присущи отношения личной независимости на основе вещной зависимости от продуктов труда, дающих средства для жизни. Но такая личная независимость не более чем "свободное отчуждение труда", "свободное рабство" без "трудовой крепости".
Третичная формация - это собственно человеческое общество, основой которого является свободная от вещной зависимости личность, человеческая зависимость которой строится на свободе творчества. Условия труда и производства совпадают с социальными условиями жизни людей, становятся производством человека, т.е. производством его творческих способностей. Труд превращается в жизненный процесс, становится непосредственным духовным жизнетвочеством, самореализацией человека. Духовная самореализация человека в процессе труда – это творческая цель человека.
Достигнув этой цели, он опредмечивает свои сущностные силы. Однако это не конечная цель. Самоцелью является сам человек, цель – личное саморазвитие. Саморазвитие же достигается при свободном движении процессов труда. Взаимосвязь самореализации и свободы очевидны. Ведь можно самоосуществиться в производительном творчестве и реализовать сущностные способности, а можно реализовать эти способности в зле, в социальном разрушении и духовном саморазрушении.
Все дело в том, на каких идентификаторах строится труд самореализации. Если процесс реализации духовного потенциала труда строится на духовных идентификаторах по модели "самопознание-самооткровение-самоопределение-само-обретение" - человек осуществился. Если по модели "дезориентация-дезиндивидуализация-самоотречение-самоутра-та", то произошла антиреализация.
"Человек реализованный" тот, кто нашел себя, "человек нереализованный" - утратил себя и его нашел другой. Первый стал самообъектом для развития, субъектом саморазвития, следовательно, свободным человеком. Второй - "объектом-для-другого" ("альтеробъектом"), субъектом несвободы ("альтерсубъектом"), следовательно, антиразвития, регресса.
Диалектика выбора «положительного труда», духовной самореализации определяется диалектикой духовных потенциалов труда. Она есть поиск и нахождение новых импульсов для жизнедеятельности человека на культурном пути его творческой самореализации. Эти импульсы идут от новых источников энергетического напряжения в процессах труда, когда он развертывается как духовно - деятельностный процесс.
В духовно-культурном потенциале труда аккумулируются такие наиболее мощные энергоисточники, напрягающие социальные и духовные силы человека для жизнеосуществления:
- творческое напряжение, или деятельностное напряжение творческого поиска, создающее творческий потенциал напряжения труда; оно «выталкивает» человека в запредельность обычных усилий, за границы привычного и традиционного; именно творческое напряжение исследовательского поиска трансформирует культуру их репродуктивного в продуктивно-творческий процесс;
- напряжение выбора: это деятельностное напряжение, представленное поиском-перебором социальных возможностей для производительного творчества и самореализации; прежде всего это выбор способностей для самореализации, на которые делается «ставка», выбор оптимального варианта, в котором совпадают возможности и способности творчески действовать
- культурное напряжение в диполе «материальное-духовное», связанное с достижением полифонической гармоники в творческом действии сущностных сил человека в суперпозициях от физического до ментального, от витального до духовного;
- духовное напряжение: это деятельностное напряжение духовного совершенствования, создающее духовный мир труда и объединяющее в универсальное действие все сущностные силы человека для саморазвития, эволюционного творчества;
- коммуникативное напряжениеинформационных взаимодействий в обменных процессах труда, которое резко усиливает плотность субъект-субъектных и субъект-объектных контактов и поднимает их интеллектуальное насыщение до супраментального уровня (интуиция).
Материальным носителем, на основе которого осуществляется энергообмен в процессах труда и через который происходит накопление духовного потенциала труда, аккумулируется потенциал деятельностного напряжения, является информация. Структура труда претерпевает существенные изменения. Модель производственной структуры труда, которая сейчас используется, является утилитарно верной, но малоэффективной, потому что человек в ней не более, чем "личностный элемент" технократического манипулирования (производительные силы, цель, производственные отношения).
Модель культурогенной структуры труда в духовном производствепредставлена такими основными компонентами:
- социальные и духовные производительные силы труда как развернутые сущностные силы человека;
- самореализация как внутрьположенная человеческая цель труда;
- коммуникативные взаимодействия как производственные отношения "приобщения-развития" способностей коммуникаторов;
- производительное творчество как механизм связи данных компонентов в трудовом процессе.
В культурогенной структуре труда информационный обмен рождает совершенно иные потенциалы трудовой деятельности. Это культурные потенциалы, напрягающие сущностные силы человека и приводящие в действие его социальные и духовные энергоспособности в спектре таких внутренних духовных движений процесса труда:
- движение культуры как "движение ценностей", создающее совершенно новую "ценностную реальность" труда;
- движение способностей участников трудового процесса; социальные и духовные способности, выступая в качестве ценностей, и создают «движение ценностей», свободное движение человеческих выборов, многовариантные возможности для самореализации; итог выбора - самоопределение, и тогда возникает "движение самоопределителей" (самодетерминантов) как "модельных ценностей", призванных к производительной реализации человеком;
- творческое "движение самореализации",становящееся трудом самореализации,
- гармонизирующее "движение саморазвития" или "инновационное движение" в направлении к новой реализационной коммуникации человека, с которой начинается новый цикл его самосовершенствования.
С изменением структуры труда изменяется его характер и содержание. Характер труданачинает определяться способами культурного взаимодействия человека и общества, степенями свободы для развития сил производительного творчества. Содержание трудаопределяется способами и формами культурной реализации творческих способностей человека в качестве непосредственно производительной силы. В содержании труда духовный потенциал проявляет себя как творческая сила развития способностей человека. И он же "призывает" эти способности для творческой самореализации в системе духовного производства.
С накоплением и обнаружением культурного потенциала труда, с формированием его культурогенной структуры, приобретением нового характера и содержания, трудовая деятельность обретает новое системное качество. Труд из «закрытой» производственной системы, каковым он является даже в обычном духовном производстве, превращается в открытую культурную систему. В ней протекают "открытые процессы" труда, которые далеко выходят за пределы собственно трудового процесса. В труде как открытой системе совершается информпроцессобмен. Его можно построить по любому алгоритму, свернуть и развернуть в любые технологии, включая "социальные технологии" и "духовные технологии".
Труд приобретает новые предикаты, часть из которых представляют модусы прежних, часть - инновационные характеристики. "Простой-сложный" труд выступает в модусе "творческий-утилитарный" труд. «Частный–непосредственно-общественный» труд выступает в модусе «непосредственно-личностный (самореализация) – опосредованно-общественный» труд.
Среди новых предикатов можно выделить такие как:
- вариативный и регламентивный труд, т.е. со свободным и жестким построением трудового процесса, с жестко задаваемыми или свободно избираемыми трудовыми функциями;
- традиционный и инновационный труд, т.е. с устоявшимися способами процессообмена или экспериментально-опытными, "забегающими вперед";
- коммуникационный или аутогенный труд, базирующийся либо на процессах взаимодействия субъектов, либо на их обособлении;
- гуманоморфный или техногенный труд, выводящий человека за пределы технологических процессов, либо "встраивающий" его в качестве технологического элемента;
- реализационный или жизнеобеспечивающий труд (эбилитивный – экзистенциальный), ориентированный либо на развитие способностей, либо на удовлетворение жизненных потребностей.
Если традиционные предикаты труда носят характер природных, стихийных движений, совершаемых в трудовых процессах, то новые – социокультурных, человеческих движений. Первые есть маркированные («первично означенные») движения, и они составляют тот материал, из которого в дальнейшем конструируются трудовые действия материального производства. Вторые, потеряв жесткую связь с предметом, оторвавшись от его материально-фактурных и структурных подробностей, становятся «вторичными формами» человеческой активности, способными к изменению и саморазвитию. Другими словами: первые маркированы природой, вторые - маркированы духовной культурой. Поэтому открытая система труда – это духовная система труда, духовное производство.
В таком “открытом” духовном производстве осуществляется прежде всего присвоение человеком своей человеческой сущности, всего предшествующего материального и духовного богатства. Оно становится его “человеческим богатством”, превращается в “сущностное богатство” человека.
Подобное “сущностное обогащение” возможно только в духовных процессах труда. “Сущностный капитал” человека заключен в духовно-творческом потенциале трудовой деятельности. Никаким иным способом этот капитал не приобрести – ни путем эксплуатации или принуждения, ни потребительским изобилием, ни продажей своей души по “фаустовской” модели И. Гёте.
Духовное обновление человека напрямую связано с духовным обновлением труда. Это есть одновременно и творческое обновление всей человеческой культуры, её гуманизация на основе развёртывания сущностных сил человека в духовном производстве.
В духовном производстве преодолевается отчуждение труда путём его превращения в духовно-практическую деятельность. Она есть активная духовная практика труда самореализации сущностных сил человека. Поэтому принципиально важно наполнить духовным содержанием не только трудовую деятельность, но и побудить человека к духовно-практической работе над собой. Тогда человек и его трудовая деятельность обретают органическое единство в духовно-практической самореализации человеческих сущностных сил.