Культура есть само-движение процессов труда. Культура – само-развитие сил и способностей человека в труде.

При нынешней организации труда человека, перерабатывая вещество природы, сам является таким веществом. Человек не существо, а вещество существования. Бытующее определение, что труд - это всеобщий способ бытия человека, не выдерживает критики. Такое бытие на практике сводится только к труду жизнеобеспечения со всей гаммой противоречий.

Труд на духовном основании есть положительная творческая деятельность. Конечный пункт этой деятельности – свободная человеческая индивидуальность, «человек творческий», образование «человеческих формаций» общества.

Вот эти «человеческие формации»:

Первичная формация - это первая форма общества. Для нее характерны отношения лич­ной зависимости людей в процессах родового, общинного труда.

Вторичная формация - это человеческая система, для которой присущи отношения личной независимости на основе вещной зави­симости от продуктов труда, дающих средства для жизни. Но та­кая личная независимость не более чем "свободное отчуждение труда", "свободное рабство" без "трудовой крепости".

Третичная формация - это собственно человеческое общест­во, основой которого является свободная от вещной зависимости личность, человеческая зависимость которой строится на свободе творчества. Условия труда и производства совпадают с социальными условиями жизни людей, становятся производством че­ловека, т.е. производством его творческих способностей. Труд превращается в жизненный процесс, становится непосредственным духовным жизнетвочеством, самореализацией человека. Духовная самореализация человека в процессе труда – это творческая цель человека.

Достигнув этой цели, он опредмечивает свои сущностные силы. Однако это не конечная цель. Самоцелью является сам человек, цель – личное саморазвитие. Саморазвитие же достигается при свободном движении процессов труда. Взаимосвязь самореализации и свободы очевидны. Ведь можно самоосуществиться в производительном твор­честве и реализовать сущностные способности, а можно реализо­вать эти способности в зле, в социальном разрушении и духовном саморазруше­нии.

Все дело в том, на каких идентификаторах строится труд самореализации. Если процесс реализации духовного потенциала труда строится на духовных идентификаторах по модели "самопознание-самооткровение-самоопределение-само-обретение" - человек осуществился. Если по модели "дезориентация-дезиндивидуализация-самоотречение-самоутра-та", то произошла антиреализация.

"Человек реализованный" тот, кто нашел себя, "человек нереали­зованный" - утратил себя и его нашел другой. Первый стал самообъектом для развития, субъектом саморазвития, следовательно, свободным человеком. Второй - "объектом-для-другого" ("альтеробъектом"), субъектом несвободы ("альтерсубъектом"), следова­тельно, антиразвития, регресса.

Диалектика выбора «положительного труда», духовной самореализации определяется диалектикой духовных потенциалов труда. Она есть поиск и нахождение новых импульсов для жизнедеятельности чело­века на культурном пути его творческой самореализации. Эти им­пульсы идут от новых источников энергетического напряжения в процессах труда, когда он развертывается как духовно - деятельностный процесс.

В духовно-культурном потенциале труда аккумулируются такие наи­более мощные энергоисточники, напрягающие социальные и духов­ные силы человека для жизнеосуществления:

- творческое напряжение, или деятельностное напряжение творче­ского поиска, создающее творческий потенциал напряжения труда; оно «выталкивает» человека в запредельность обычных усилий, за гра­ницы привычного и традиционного; именно творческое напряжение исследовательского поиска трансформирует культуру их репродук­тивного в продуктивно-творческий процесс;

- напряжение выбора: это деятельностное напряжение, представленное поиском-перебором социальных возможностей для производительного творче­ства и самореализации; прежде всего это выбор способностей для самореализации, на которые делается «ставка», выбор оптимального варианта, в котором совпадают возможности и способности творчески действовать

- культурное напряжение в диполе «материальное-духовное», связанное с достижением полифонической гармоники в творческом действии сущностных сил человека в суперпозициях от физическо­го до ментального, от витального до духовного;

- духовное напряжение: это деятельностное напряжение духовно­го совершенствования, создающее духовный мир труда и объеди­няющее в универсальное действие все сущностные силы человека для саморазвития, эволюционного творчества;

- коммуникативное напряжениеинформационных взаимодейст­вий в обменных процессах труда, которое резко усиливает плотность субъект-субъектных и субъект-объектных контактов и поднимает их интеллек­туальное насыщение до супраментального уровня (интуиция).

Материальным носителем, на основе которого осуществляется энергообмен в про­цессах труда и через который происходит накопление духовного потенциала труда, аккумулируется потенциал деятельностного напряжения, является информация. Структура труда претерпевает существенные изменения. Модель производственной структуры тру­да, которая сейчас используется, является утилитарно верной, но мало­эффективной, потому что человек в ней не более, чем "личност­ный элемент" технократического манипулирования (производительные силы, цель, производственные отношения).

Модель культурогенной структуры труда в духовном производствепредставлена такими основными компонентами:

- социальные и духовные производительные силы труда как развернутые сущностные силы человека;

- самореализация как внутрьположенная человеческая цель труда;

- коммуникативные взаимодействия как производственные от­ношения "приобщения-развития" способностей коммуникаторов;

- производительное творчество как механизм связи данных компонентов в трудовом процессе.

В культурогенной структуре труда информационный обмен рождает совершенно иные потенциалы трудовой деятельности. Это культурные потенциалы, напрягаю­щие сущностные силы человека и приводящие в действие его со­циальные и духовные энергоспособности в спектре таких внутренних духовных движений процесса труда:

- движение культуры как "движение ценностей", создающее совершенно новую "ценностную реальность" труда;

- движение способностей участников трудового процесса; социальные и духовные способности, выступая в качестве ценностей, и создают «движение ценностей», свободное движение человеческих выборов, многовариант­ные возможности для самореализации; итог выбора - само­определение, и тогда возникает "движение самоопределите­лей" (самодетерминантов) как "модельных ценностей", при­званных к производительной реализации человеком;

- творческое "движение самореализации",становящееся трудом самореализации,

- гармонизирующее "движение саморазвития" или "инновацион­ное движение" в направлении к новой реализационной коммуникации человека, с которой начинается новый цикл его самосовершенствования.

С изменением структуры труда изменяется его характер и содержание. Характер труданачинает определяться способами культурного взаимодействия человека и общества, степенями свободы для развития сил производитель­ного творчества. Содержание трудаопределяется способами и формами культурной реализации творческих способностей человека в качестве непосредственно производительной силы. В содержании труда духовный потенциал прояв­ляет себя как творческая сила развития способностей человека. И он же "призывает" эти способности для творческой самореализации в системе духовного производства.

С накоплением и обнаружением культурного потенциала труда, с формированием его культурогенной структуры, приобретением нового характера и содержания, трудовая деятельность обретает новое системное качество. Труд из «закрытой» производственной системы, каковым он является даже в обычном духовном производстве, прев­ращается в открытую культурную систему. В ней протекают "откры­тые процессы" труда, которые далеко выходят за пределы собст­венно трудового процесса. В труде как открытой системе совер­шается информпроцессобмен. Его можно постро­ить по любому алгоритму, свернуть и развернуть в любые техноло­гии, включая "социальные технологии" и "духовные технологии".

Труд приобретает новые предикаты, часть из которых представляют модусы прежних, часть - инновационные характеристики. "Простой-сложный" труд выступает в модусе "творческий-утилитарный" труд. «Частный–непосредственно-общественный» труд выступает в модусе «непосредствен­но-личностный (самореализация) – опосредованно-общественный» труд.

Среди новых предикатов можно выделить такие как:

- вариативный и регламентивный труд, т.е. со свободным и жестким построением трудового процесса, с жестко задаваемыми или свободно избираемыми трудовыми функциями;

- традиционный и инновационный труд, т.е. с устоявшимися способами процессообмена или экспериментально-опытными, "забе­гающими вперед";

- коммуникационный или аутогенный труд, базирующийся либо на процессах взаимодействия субъектов, либо на их обособлении;

- гуманоморфный или техногенный труд, выводящий человека за пределы технологических процессов, либо "встраивающий" его в качестве технологического элемента;

- реализационный или жизнеобеспечивающий труд (эбилитивный – экзистенциальный), ориентированный либо на развитие способностей, либо на удовлетворение жизненных потребностей.

Если традиционные предикаты труда носят характер природных, стихийных движений, совершаемых в трудовых процессах, то новые – социокультурных, человече­ских движений. Первые есть маркированные («первично означенные») движения, и они составляют тот материал, из которого в дальнейшем конструируются трудовые действия материального производства. Вторые, потеряв жесткую связь с предметом, оторвавшись от его материально-фактурных и структурных подробностей, становятся «вторичными формами» человеческой активности, способными к изменению и саморазвитию. Другими словами: первые маркированы природой, вторые - маркированы духовной культурой. Поэтому открытая система труда – это духовная система труда, духовное производство.

В таком “открытом” духовном производстве осуществляется прежде всего присвоение человеком своей человеческой сущности, всего предшествующего материального и духовного богатства. Оно становится его “человеческим богатством”, превращается в “сущностное богатство” человека.

Подобное “сущностное обогащение” возможно только в духовных процессах труда. “Сущностный капитал” человека заключен в духовно-творческом потенциале трудовой деятельности. Никаким иным способом этот капитал не приобрести – ни путем эксплуатации или принуждения, ни потребительским изобилием, ни продажей своей души по “фаустовской” модели И. Гёте.

Духовное обновление человека напрямую связано с духовным обновлением труда. Это есть одновременно и творческое обновление всей человеческой культуры, её гуманизация на основе развёртывания сущностных сил человека в духовном производстве.

В духовном производстве преодолевается отчуждение труда путём его превращения в духовно-практическую деятельность. Она есть активная духовная практика труда самореализации сущностных сил человека. Поэтому принципиально важно наполнить духовным содержанием не только трудовую деятельность, но и побудить человека к духовно-практической работе над собой. Тогда человек и его трудовая деятельность обретают органическое единство в духовно-практической самореализации человеческих сущностных сил.

Наши рекомендации