А. Социальная структура общества

1. Семейно-родовая структура. Семья - первичная социальная ячейка общества, от социальной прочности которой зависит стабильность всей общественной системы. Не зря наиболее передовые страны на первое место в своей социальной политике ставят семью и семейные отношения.

2. Профессиональная и социально-профессиональная структура. Она возникает как результат дифференциации человеческих способностей и деятельностей, расширенного общественного воспроизводства. Профессиональные структуры, интегрируясь в большие социальные группы и организации, образуют социально-профессиональные структуры общества. Эти структуры, как правило, иерархизированы, имеют различный социальный статус в зависимости от престижа тех или иных видов профессио­нальной деятельности (который постоянно меняется).

3. Социально-классовая структура. Она образуется в ре­зультате общественного разделения труда, прежде всего - на умствен­ный и физический труд. Классов, как правило, немного, они являют­ся центрами социальных сип. Баланса между ними нет и, в случае не­верной социальной политики одного из классов, или резкого усиле­ния какого-то класса — между ними происходит столкновение. В историческом плане это носит характер классовой борьбы и со­циальных революций.

4. Этно-территориальная структура. Она складывается из этнических групп, проживающих на той или иной территории, со своей особой жизнедеятельностью, образом жизни и укладом, осознающие себя как единое этносоциальное целое (в пределах данных социально-пространственных границ).

Помимо этно-территориальной структуры различают также социально-территориальную структуру. По разным типологиям чаще всего выделяют «горизонтальные структуры» (город-поселок-село), и «вертикальные структуры» (центр-регион, центр-провинция).

5. Социальная стратификация общества ("стратификационная структура"). Она образуется из-за отличий между социальными общностями, слоями и группами (по различным признакам и критериям). Признаки – экономические, политические, расово—биологические, религиозные и др. Критерии — уровень образования, доходов, виды занятий, характер бытовых усло­вий, стиль жизни, статус в обществе (по происхождению, возрасту, профессии, семейному положению), место в общественной иерархии, социальная роль в обществе, возможности и перспективы социальных ролей ("быть компетентным", "допущенным к уп­равлению", "принадлежность" к влиятельным политическим силам; знания и навыки, открывающие доступ к престижной профессии, к владению собственностью, капиталом и проч.), наличие привилегий, обладание политической властью (или доступ к власти), социальное неравенство по способностям и по достижениям (успех в жизни), владение интеллектуальным капиталом, творческие достижения.

Б. Функции общества как социальной системы.

Интегративная функция. Это главная общественная функция – обеспечение необходимой целостности общества как социальной системы и обеспечение его развития как целостного организма.

Основные интегративные качества:

а) самостоятельность и способ­ность к социальному самоопределению, независимость и суверенность;

б) "автономность-гетерономность": способность, как к независимому существованию, так и фун­кционированию и взаимодействию с другими системами;

Культурогенная функция. Обеспечение обществом возможностей накопления и удержания исторического опыта, формирование "ценнос­тного образа" общества через систему образования и воспитания, воспроизводство духовных ценностей через систему новых смыслов, оценок и значений.

Репродуктивная функция. Обеспечение условий для постоянного воспроизводства народонаселения и его самогенерации, поддержка семьи и недопущение депопуляции населения (его сокращения из-за падения рождаемости).

Функция жизнеобеспечения (производственно-экономи-ческая). Обеспечение благосостояния народа, недопущение снижения уровня жизни в результате общественной деградация или проведения неудач­ных социальных экспериментов Она включает также создание усло­вий для экономической активности населения, развитие общественно­го производства, обеспечивающего рабочими местами всех трудоспособных граждан.

Функция социальной регуляции (регулятивная функция). Она свя­зана с обеспечением социального управления и социального контро­ля в обществе, дает необходимую степень социализации и адаптации граж­дан к общественным требованиям, способствует развитию у них гражданского сознания. Регулятивная функция включает также создание обществом эффективной политической орга­низации, прежде всего государственных структур.

В. Социальное качество общества как системы.Социальное качество предполагает достижение обществом определенного уровня социального развития. Например, высокого уровня гражданской организации общественной жизни, когда большинством граж­дан признаются и поддерживаются социальные ценности, лежащие в основе данной общественной системы. В развитом обществе типичными социальными ценностями являются: естественные права человека, ценности общественного договора и социальной демократии, правовое равенство всех граждан перед законом, права человека, свобода совести, печати, слова, неприкосновенность личности и др.

Общественно-экономические формации. Это общественные системы, социальное качество которых, фиксируется по конкретно-историческому типу способа производства и достигнутому уровню общественного производства Социальная философия в рамках методологии исторического материализма выделяет 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. По уровню свое­го социального развития (по критерию развитости общественного способа производства) каждая последующая формация стоит на поря­док выше предшествующей. Это и определяет вектор общественного прогресса.

Стадии роста. Они вполне определимы для индустриальных, постиндустриальных и информа­ционных обществ. Социальное качество фиксируется на каждой "ста­дии роста". Она не охватывает большие исторические периоды (кроме периода "традиционного общества") и фиксирует лишь "уровневое качество" системы, взятое по структурно-функциональному основанию. Таким основанием в стадиях роста для современных обществ является быстрота технологических изменений в общественном способе производства. За основу берутся технологические достижения, а не исторические типы способов производства. Самое высшее достижение к настоящему времени - информационные технологии, опредметившие че­ловеческий интеллект ("интеллектуальные системы"). И здесь речь идет уже не столько о социальном качестве, сколько об "информа­ционном качестве" общества.

Общественно - исторические эпохи. Социальное качество здесь заключено в переходном периоде социоисторического развития общества. Оно может фиксироваться одновременно в нескольких социальных системах, переживающих сходные исторические процессы. Из истории известны эпоха бур­жуазных революций в Западной Европе, которую открыли Англия и Голландия (XVII век н.э.). Там же, в Западной Европе, наблюдалась эпоха Реформации (Германия). 20 век отмечен эпохой народно—осво­бодительных и народно-демокра­тических движений. Научно-техничес­кая революция открыла эпоху перехода человечества к новому типу общественных систем - культурогенным системам, которые утвердятся в XXI веке. Ими могут стать коммуникативные, экологические общества, общества социетального типа (конкретно-исторических форм которых, мы пока еще не знаем).

Общества как цивилизации. Цивилизация есть определенное гражданское состояние общества, исторически-конкретный тип его организации. Причем общественная организация может быть достаточно «жесткой», исходя из необходимости неукоснительного соблюдения всеми гражданами законов социальной системы. Но с другой стороны, закон обеспечивает правовое равенство всех граждан в обществе, единство социальных ценностей и ценностных ориентаций.

Общественно - исторические культуры. Культура - качественная сторона цивилизации, такое качество общественной жизни, когда возможен устойчивый социодуховный прогресс данной общественной системы в длительной исторической перспективе на основе аккумуляции, сохранения и передачи общественных ценностей. Общество высокой социальной культуры нацеливает свои усилия на развитие самого человека, его способностей, на расширение воз­можностей для продуктивной реализации этих способностей в творческой деятельности. Естественно, такое общество стремится к сохранению исторических ценностей, прежде всего духовных.

Наши рекомендации