А. Социальная структура общества
1. Семейно-родовая структура. Семья - первичная социальная ячейка общества, от социальной прочности которой зависит стабильность всей общественной системы. Не зря наиболее передовые страны на первое место в своей социальной политике ставят семью и семейные отношения.
2. Профессиональная и социально-профессиональная структура. Она возникает как результат дифференциации человеческих способностей и деятельностей, расширенного общественного воспроизводства. Профессиональные структуры, интегрируясь в большие социальные группы и организации, образуют социально-профессиональные структуры общества. Эти структуры, как правило, иерархизированы, имеют различный социальный статус в зависимости от престижа тех или иных видов профессиональной деятельности (который постоянно меняется).
3. Социально-классовая структура. Она образуется в результате общественного разделения труда, прежде всего - на умственный и физический труд. Классов, как правило, немного, они являются центрами социальных сип. Баланса между ними нет и, в случае неверной социальной политики одного из классов, или резкого усиления какого-то класса — между ними происходит столкновение. В историческом плане это носит характер классовой борьбы и социальных революций.
4. Этно-территориальная структура. Она складывается из этнических групп, проживающих на той или иной территории, со своей особой жизнедеятельностью, образом жизни и укладом, осознающие себя как единое этносоциальное целое (в пределах данных социально-пространственных границ).
Помимо этно-территориальной структуры различают также социально-территориальную структуру. По разным типологиям чаще всего выделяют «горизонтальные структуры» (город-поселок-село), и «вертикальные структуры» (центр-регион, центр-провинция).
5. Социальная стратификация общества ("стратификационная структура"). Она образуется из-за отличий между социальными общностями, слоями и группами (по различным признакам и критериям). Признаки – экономические, политические, расово—биологические, религиозные и др. Критерии — уровень образования, доходов, виды занятий, характер бытовых условий, стиль жизни, статус в обществе (по происхождению, возрасту, профессии, семейному положению), место в общественной иерархии, социальная роль в обществе, возможности и перспективы социальных ролей ("быть компетентным", "допущенным к управлению", "принадлежность" к влиятельным политическим силам; знания и навыки, открывающие доступ к престижной профессии, к владению собственностью, капиталом и проч.), наличие привилегий, обладание политической властью (или доступ к власти), социальное неравенство по способностям и по достижениям (успех в жизни), владение интеллектуальным капиталом, творческие достижения.
Б. Функции общества как социальной системы.
Интегративная функция. Это главная общественная функция – обеспечение необходимой целостности общества как социальной системы и обеспечение его развития как целостного организма.
Основные интегративные качества:
а) самостоятельность и способность к социальному самоопределению, независимость и суверенность;
б) "автономность-гетерономность": способность, как к независимому существованию, так и функционированию и взаимодействию с другими системами;
Культурогенная функция. Обеспечение обществом возможностей накопления и удержания исторического опыта, формирование "ценностного образа" общества через систему образования и воспитания, воспроизводство духовных ценностей через систему новых смыслов, оценок и значений.
Репродуктивная функция. Обеспечение условий для постоянного воспроизводства народонаселения и его самогенерации, поддержка семьи и недопущение депопуляции населения (его сокращения из-за падения рождаемости).
Функция жизнеобеспечения (производственно-экономи-ческая). Обеспечение благосостояния народа, недопущение снижения уровня жизни в результате общественной деградация или проведения неудачных социальных экспериментов Она включает также создание условий для экономической активности населения, развитие общественного производства, обеспечивающего рабочими местами всех трудоспособных граждан.
Функция социальной регуляции (регулятивная функция). Она связана с обеспечением социального управления и социального контроля в обществе, дает необходимую степень социализации и адаптации граждан к общественным требованиям, способствует развитию у них гражданского сознания. Регулятивная функция включает также создание обществом эффективной политической организации, прежде всего государственных структур.
В. Социальное качество общества как системы.Социальное качество предполагает достижение обществом определенного уровня социального развития. Например, высокого уровня гражданской организации общественной жизни, когда большинством граждан признаются и поддерживаются социальные ценности, лежащие в основе данной общественной системы. В развитом обществе типичными социальными ценностями являются: естественные права человека, ценности общественного договора и социальной демократии, правовое равенство всех граждан перед законом, права человека, свобода совести, печати, слова, неприкосновенность личности и др.
Общественно-экономические формации. Это общественные системы, социальное качество которых, фиксируется по конкретно-историческому типу способа производства и достигнутому уровню общественного производства Социальная философия в рамках методологии исторического материализма выделяет 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. По уровню своего социального развития (по критерию развитости общественного способа производства) каждая последующая формация стоит на порядок выше предшествующей. Это и определяет вектор общественного прогресса.
Стадии роста. Они вполне определимы для индустриальных, постиндустриальных и информационных обществ. Социальное качество фиксируется на каждой "стадии роста". Она не охватывает большие исторические периоды (кроме периода "традиционного общества") и фиксирует лишь "уровневое качество" системы, взятое по структурно-функциональному основанию. Таким основанием в стадиях роста для современных обществ является быстрота технологических изменений в общественном способе производства. За основу берутся технологические достижения, а не исторические типы способов производства. Самое высшее достижение к настоящему времени - информационные технологии, опредметившие человеческий интеллект ("интеллектуальные системы"). И здесь речь идет уже не столько о социальном качестве, сколько об "информационном качестве" общества.
Общественно - исторические эпохи. Социальное качество здесь заключено в переходном периоде социоисторического развития общества. Оно может фиксироваться одновременно в нескольких социальных системах, переживающих сходные исторические процессы. Из истории известны эпоха буржуазных революций в Западной Европе, которую открыли Англия и Голландия (XVII век н.э.). Там же, в Западной Европе, наблюдалась эпоха Реформации (Германия). 20 век отмечен эпохой народно—освободительных и народно-демократических движений. Научно-техническая революция открыла эпоху перехода человечества к новому типу общественных систем - культурогенным системам, которые утвердятся в XXI веке. Ими могут стать коммуникативные, экологические общества, общества социетального типа (конкретно-исторических форм которых, мы пока еще не знаем).
Общества как цивилизации. Цивилизация есть определенное гражданское состояние общества, исторически-конкретный тип его организации. Причем общественная организация может быть достаточно «жесткой», исходя из необходимости неукоснительного соблюдения всеми гражданами законов социальной системы. Но с другой стороны, закон обеспечивает правовое равенство всех граждан в обществе, единство социальных ценностей и ценностных ориентаций.
Общественно - исторические культуры. Культура - качественная сторона цивилизации, такое качество общественной жизни, когда возможен устойчивый социодуховный прогресс данной общественной системы в длительной исторической перспективе на основе аккумуляции, сохранения и передачи общественных ценностей. Общество высокой социальной культуры нацеливает свои усилия на развитие самого человека, его способностей, на расширение возможностей для продуктивной реализации этих способностей в творческой деятельности. Естественно, такое общество стремится к сохранению исторических ценностей, прежде всего духовных.