Основные функции социальной философии в обществе.

Основные функции социальной философии в обществе соотносительны с ее общефилософскими функциями.

1. Мировоззренческая функция. Она связана с формированием убеждений человека, его взглядов и представлений об обществе, трансфор­мируемых в определенную социальную картину мира и представления о том, каким должно быть социальное поведение человека, исходя из его убежде­ний и взглядов о социальной реальности. Другими словами, это ориентирующая функция.

Познавательная (гносеологическая) функция. Она определяет отношение человека к обществу как управляемой реальности, подчиняющейся воле и сознанию человека, который творит и организует социальное бытие по своему разумению и законам человеческой жизнедеятельности. В отличие от природной и земнокосмической реальности, которая существует и развивается по законам вселенского бытия и не подчинена законам человеческой субъективности и социальности. Как видно, в отличие от мировоззренческой - это регулирующая функция.

2. К ней тесно примыкает СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она представлена базовыми основаниями социального познания, различными познавательными подходами в изучении общества сцелью успешного освоения исторического опыта людей, а также про­изводства нового социального знания. В более узком плане - это методы и формы, а также все доступ­ные человеку социальные способы и средства освоения данной ему социальной реальности как объекта, адаптации к ней и формирования субъективного отношения с позиций свободы человеческой воли. Тем самым человек становится субъектом социального преобразования и утверждает свою первичность и приоритет в общественных трансфор­мациях.

Кроме вышеназванных функций, можно обозначить и ряд специфических функций социальной философии, которые свойственны только ей и раскрывают особенные признаки ее предмета.

3. КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ, определяющая духовно-ценностные основания общественной жизнедеятельности.

4. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, которая близко примыкает к первой, но имеет и свое самостоятельное значение как функция, определяющая ценнос­ти и смыслы человеческой жизнедеятельности, обогащающая эти смыслы и значения и формирующая у человека представление о высших духовных ценностях.

5. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она позволяет систематизировать взгляды и представления человека и поднять их на уровень общественного сознания, придать идейным ориентирам личной жизнедеятельности социальное значение и ценность в рамках существующей общественной системы. В общественной идеологии могут быть, например, представлены взгляды наиболее передовых социальных групп общества, прогрессивные социальные идеи в аспекте наиболее предпочтительных социальных путей разви­тия общества с точки зрения научного прогнозирования.

6. СОЦИАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она выявляет возможность прогнозирования перспектив общественного развития на основе существующих тенденций и сформировавшихся закономерностей общественной жизнедеятельности, установления новых законов (метазаконов) в раз­витии общества на основе прогресса в социальном знании.

7. НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Она выявляет и устанавливает новые моральные императивы в жизни общества, сохраняет и обогащает существующие традиции, формирует новые общественные идеалы на основе социокультурной преемственности поколений. Подобная преемственность в нравственных ценностях различных поколений возможна как через систему образования и воспитания, так и через общение, коммуникацию, информативные процессы и взаимодействия.

8. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Позволяет инициировать процессы интерактивного общения между людьми на собственно человеческом межличностном уровне (социально-психологическом), так и на уровне социальных субъектов общественной жизни. Тем самым оказывается возможным осуществить переход от процессов социальной мобильности к мобильности социальных связей и отношений между людьми и сформировать «коммуникативное общество» как высший тип социальной системы (концепция А.Турена).

Закономерно возникает вопрос: на какой социальной методологии мы можем получать знание об обществе? Другими словами - каковы особенности социального познания, и из каких истоков мы можем приобрести общезначимое социальное знание об обществе?

Ответ мы найдем в следующей теме.

Тема 2.

Наши рекомендации