Основные функции социальной философии в обществе.
Основные функции социальной философии в обществе соотносительны с ее общефилософскими функциями.
1. Мировоззренческая функция. Она связана с формированием убеждений человека, его взглядов и представлений об обществе, трансформируемых в определенную социальную картину мира и представления о том, каким должно быть социальное поведение человека, исходя из его убеждений и взглядов о социальной реальности. Другими словами, это ориентирующая функция.
Познавательная (гносеологическая) функция. Она определяет отношение человека к обществу как управляемой реальности, подчиняющейся воле и сознанию человека, который творит и организует социальное бытие по своему разумению и законам человеческой жизнедеятельности. В отличие от природной и земнокосмической реальности, которая существует и развивается по законам вселенского бытия и не подчинена законам человеческой субъективности и социальности. Как видно, в отличие от мировоззренческой - это регулирующая функция.
2. К ней тесно примыкает СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она представлена базовыми основаниями социального познания, различными познавательными подходами в изучении общества сцелью успешного освоения исторического опыта людей, а также производства нового социального знания. В более узком плане - это методы и формы, а также все доступные человеку социальные способы и средства освоения данной ему социальной реальности как объекта, адаптации к ней и формирования субъективного отношения с позиций свободы человеческой воли. Тем самым человек становится субъектом социального преобразования и утверждает свою первичность и приоритет в общественных трансформациях.
Кроме вышеназванных функций, можно обозначить и ряд специфических функций социальной философии, которые свойственны только ей и раскрывают особенные признаки ее предмета.
3. КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ, определяющая духовно-ценностные основания общественной жизнедеятельности.
4. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, которая близко примыкает к первой, но имеет и свое самостоятельное значение как функция, определяющая ценности и смыслы человеческой жизнедеятельности, обогащающая эти смыслы и значения и формирующая у человека представление о высших духовных ценностях.
5. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она позволяет систематизировать взгляды и представления человека и поднять их на уровень общественного сознания, придать идейным ориентирам личной жизнедеятельности социальное значение и ценность в рамках существующей общественной системы. В общественной идеологии могут быть, например, представлены взгляды наиболее передовых социальных групп общества, прогрессивные социальные идеи в аспекте наиболее предпочтительных социальных путей развития общества с точки зрения научного прогнозирования.
6. СОЦИАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она выявляет возможность прогнозирования перспектив общественного развития на основе существующих тенденций и сформировавшихся закономерностей общественной жизнедеятельности, установления новых законов (метазаконов) в развитии общества на основе прогресса в социальном знании.
7. НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Она выявляет и устанавливает новые моральные императивы в жизни общества, сохраняет и обогащает существующие традиции, формирует новые общественные идеалы на основе социокультурной преемственности поколений. Подобная преемственность в нравственных ценностях различных поколений возможна как через систему образования и воспитания, так и через общение, коммуникацию, информативные процессы и взаимодействия.
8. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Позволяет инициировать процессы интерактивного общения между людьми на собственно человеческом межличностном уровне (социально-психологическом), так и на уровне социальных субъектов общественной жизни. Тем самым оказывается возможным осуществить переход от процессов социальной мобильности к мобильности социальных связей и отношений между людьми и сформировать «коммуникативное общество» как высший тип социальной системы (концепция А.Турена).
Закономерно возникает вопрос: на какой социальной методологии мы можем получать знание об обществе? Другими словами - каковы особенности социального познания, и из каких истоков мы можем приобрести общезначимое социальное знание об обществе?
Ответ мы найдем в следующей теме.
Тема 2.