Язык. Правописание. Культура речи.
Синтаксис простого предложения
Сложное предложение (2 ч + 3 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
Сложносочинённое предложение (5 ч)
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Культура речи. Интонация сложносочинённого предложения. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчинённое предложение (15 ч + 10 ч)
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Место придаточного по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Использование СПП разного вида в разных типах речи.
Бессоюзное сложное предложение (7 ч + 2 ч)
Смысловые отношение между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых предложений и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложение с разными видами связи (5 ч + 2 ч)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.
Резервные часы (6 ч )
Программа 9 класса рассчитана на 34 недели, 68 часовв год, 2 часав неделю.
Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения,уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.
Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 9 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с. 141 «Перечень учебно-методического обеспечения».
1. Контрольные работы – 4 урока
2. Контрольные диктанты – 4 урока
3. Изложения – 9 уроков
4. Сочинения – 2 урока
5.Повторение и обобщение изученного по темам – 2 урока
6. Тесты – 2 урока
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов | Количествоконтрольных работ | Развитие речи |
О языке | |||
Повторение изученного в 5-8 классах | |||
Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис сложного предложения - Сложное предложение | |||
- Сложносочинённое предложение | |||
- Сложноподчинённое предложение | |||
- Бессоюзное сложное предложение | |||
- Сложное предложение с разными видами связи | |||
Резервные часы | |||
ИТОГО |
Часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название урока | Контрольные работы | Развитие речи | к-во часов | Основное содержание урока | Планируемые результаты Урока (знания, умения, навыки) |
О языке ( 5 ч) | ||||||
1-5 | Русский языксредиязыков мира | Приобретение знаний об особенностях нацио- нального языка, его на- значении, развитии; фо- рмировать умение опре- делять главную мысль текста, грамотно оформ- лять её запись | Знать: особенностинациона-льного языка, его назначении, развитии. Уметь: определять главную мысльтекста, грамотно оформлять её запись | |||
Обобщение изученного в V-VIII классах (6 ч + 2ч ) | ||||||
6-10 | Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. | Формирование представле ния об орфоэпической литературной норме; умения работать стекстом; обобщение знаний из области лексики, морфемики, словообразования, закрепление навыков ра- зличного разбора слова и их роли в орфографии; обобщение и закрепление знаний о частях речи; умение выделять словосо- четания из предложения; закрепление навыков пунктуации простого предложения, орфографических навыков | Знать: орфоэпическую литературной норме; умения работать стекстом | |||
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста. | Формирование умения создавать устныйлингвис тический текст по обобща ющим таблицам. Формирование умения определять способ и средс тва связи в тексте, исполь- зовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразитель- ность речи при создании текста | Знать: особенности типов и стилей речи. Уметь: создавать устный лингвистический текст по обобщающим таблицам; опре делять способ и средства связи в тексте, использовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразитель- ность речи при создании тек- ста | ||||
Подготовка к сжатому изложению. | Формировать умение со- кращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную. | Знать: особенности, виды сжатия текста. Уметь: сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную. | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение». Диктант | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||
Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис сложного предложения С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е (2 ч + 3 ч) | ||||||
Сложное предложение и его признаки. | Закрепить навыки разгра- ничения сложных и про- стых предложений; сфо- рмировать понятие сло- жного предложения | Знать: определение сложного предложения. Уметь: разграничивать сложные и простые предложений. | ||||
Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. | Закрепление навыков различения простых и сложных предложений, введение понятия класси- фикации сложных предло- жений и средствах связи между их частями | Знать: определение простых и сложных предложений; классификацию сложных предложений и средствах связи между их частями Уметь: различать простые и сложные, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения. | ||||
Подготовка к сжатому изложению. | Формирование умения проводить композици- онно-содержательный анализ текста и отбор материала для выбороч ного изложения | Знать: особенности выборочного пересказа. Уметь: проводить композици- онно-содержательный анализ текста и отборматериала для выборочного изложения | ||||
17-18 | Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементамисочинения | Формирование умения излагать текст, сохра- няя его стилистические особенности, умение создавать собственный текст на основе вороса или задания; умения грамотно сжимать текст | Уметь: излагать текст, сохра- няя его стилистическиеосо-бенности, умение создавать собственныйтекст на основе воросаили задания; умения грамотно сжимать текст | |||
Сложносочинённое предложение (5 ч) | ||||||
19- | Строение сложносочинённого Предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. | Формирование умения отличать сложносочи- нённые предложения и давать им характеристи ку, ставить знаки пре- пинания | Знать: определение сложносочинённых предложений и их отличие от других предложений. Уметь: отличать сложносочи- нённые предложения и давать им характеристику, ставить знаки препинания | |||
Запятая между частями сложносочинённого предложения. Культура речи.Интонация сложносочинённого предложения. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений. | Формирование умения употреблять в речи сло- жносочинённыепредложе ния; различать их, ставить знаки препинания, развивать пунктуационную зоркость. | Уметь: употреблять в речи сложносочинённые предложе ния; различать их, ставить знаки препинания. | ||||
22-23 | Контрольная работа№ 3 по теме «Сложносочинённые предложения». | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||
Сложноподчинённое предложение (15 ч + 10 ч ) | ||||||
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. | Формирование умения различения союзов и со юзных слов, главной и зависимой частей; соста- влять схемы | Знать: определение сложноподчинённых предложений. Уметь: различать союзы и со- юзные слова, главную и придаточную часть; составлять схемы | ||||
Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Место придаточного по отношению к главному. | Формирование умения отличать СПП от дру- гих видов предложений разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи. | Знать: виды сложноподчинённых предложений. Уметь: отличать СПП от дру- гих видов предложений, разграничивать частиСПП, задавать вопрос,определять средства связи. | ||||
Углубление знаний о стилях речи: художествен- ный стильречи, язык речи,языкхудожест- венной литературы | Закрепление умения языкового анализа, уме ния выразительного чтения и устного пере- сказа | Знать: особенности художественного стиля и языка художественной литературы. Уметь: анализировать текст, выразительно читать и устного пересказывать. | ||||
Жанры публи- цистики: эссе. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства. | Знакомство с эссе как жанром публицистичес кого стиля, его типоло- гией и языковыми сред ствами; формировать умение распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра | Знать: определение эссе как жанра публицистического стиля, его типологию и языковые средства. Уметь: распознаватьжанр, характеризоватьтекст данного жанра; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для эссе. | ||||
28-29 | Контрольная работа №4. Сочинение в жанре эссе | Формирование умения строить письменное высказывание, ориентировано на жанр публицистики – эссе; писать сочинении в публицистическом стиле с использованием разных типов речи. | Знать: особенности строения сочинения в жанре эссе. Уметь: строить письменное высказывание, ориентировано на жанр публицистики – эссе; писать сочинении в публицистическом стиле с использованием разных типов речи. | |||
Основные виды СПП: определительные. | Формирование умения определять, характери- зовать СПП с придато- чными определитель- ъными, изъяснительны ми, обстоятельственны ми: места и времени; умения ставить знаки препинания в них, сос- тавлять схемы, читать их | Знать: особенности СППспридаточными определительными. Уметь: определять, характеризовать СПП с придаточными определитель- ъными, изъяснительными, обстоятельственными: места и времени; умения ставить знаки препинания в них, сос- тавлять схемы, читать их. | ||||
Основные виды СПП: изъяснительные | ||||||
Основные виды СПП: обстоятельственные - места и времени | ||||||
Жанры публицистики: путевые заметки: Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства. | Формирование умения распознавать жанр путе- вых заметок, строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанр публицистики – путевые заметки; анализировать троение текста, языковые и речевые средства, характерные для путевых заметок. | Знать: особенности текста в жанре «путевые заметки». Уметь: распознавать жанр пу- тевых заметок, строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанр публицистики – путевые заметки; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для путевых заметок. | ||||
Основные виды СПП: обстоятельственные: сравнительные | Формирование умения узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными сравнения,образа действия и степени, це- ли, условия, постанов- ки знаков препинания, конструировать данные виды предложений, со- ставлять схемы, читать | Знать: особенности СПП с придаточными сравнительными, действия и степени, цели, условия. Уметь: узнавать и характери- зовать СПП с этими придаточными; ставить знаки препинания в них; конструировать данные виды предложений, составлять схемы, читать | ||||
Основные виды СПП: обстоятельственные: образа действия и степени | ||||||
Основные виды СПП: обстоятельственные: цели | ||||||
Основные виды СПП: обстоятельственные: условия | ||||||
38-39 | Контрольная работа№ 5. Изложение «Чистые пруды» | Формирование умения передавать содержание исходного текста, сохра- няя стилевые особенности | Знать: особенности сжатого изложения, виды сжатия. Уметь: передавать содержание исходного текста, сохраняя стилевые особенности | |||
40. Основные виды СПП: обстоятельственные: причины и следствия | Формирование навыка узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными причины и следс твия; умения постанов- ки знаков препинания | Знать: особенности СПП с придаточными причины и следствия. Уметь: узнавать и характери- Зовать СПП с придаточными причины и следствия; умения постановки знаков препинания | ||||
Жанры публицистики: рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста. Характерные языковые средства. | Формирование умения отличать рецензию от отзыва, эссе; анализиро вать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для рецензии и совершенство- вать текст | Знать: особенности жанра рецензия. Уметь: отличать рецензию от отзыва, эссе; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для рецензии и совершенствовать текст | ||||
Основные виды СПП: обстоятельственные: уступительные | Формирование навыка узнавания и характерис тики СПП с придаточ- ными уступительными; умения постановки зна- ков препинания | Знать: особенности СПП с придаточными уступительными. Уметь: узнавать и характери- Зовать СПП с придаточными уступительными; ставить знаки препинания в таких предложениях. | ||||
Контрольная работа № 6. Сочинение в жанре рецензии. | Формирование умения писать рецензию, испо льзовать в рецензии ста ндартные выражения как средства связи час- тей текста | Знать: особенности жанра рецензия. Уметь: писать рецензию, использовать в рецензии ста ндартные выражения как средства связи частей текста | ||||
44. Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Культура речи.Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Использование СПП разного вида в разных типах речи. | Контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, определять видСПП | Уметь: ставить знаки препинания в СПП, конструировать подобные предложения по схемам, определять вид СПП. | ||||
Контрольная работа№ 7 по теме «Сложноподчинён-ные предложения». Диктант. | Контроль усвоения те- мы, сформированности навыка постановки зна- ков препинания, уме- ния конструировать предложения по схе- мам, определять вид СПП | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||
Предложение с несколькими придаточными. | Формирование понятия о двух видах подчинитель ной связи и уменияих различать, видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания | Знаить: особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь: различать их, видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания | ||||
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология. | Формирование умения написания деловыхбу- маг по образцу | Знать: особенности деловой речи, образцы написания деловых бумаг. Уметь: составлять деловые бумаги по образцу. | ||||
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. | Формирование умения ставить знаки препина- ния при встрече подчи- нительных союзов в придаточном предложе нии; умения конструи- ровать СПП по схемам и употреблять в речи | Знать: правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Уметь: ставить знаки препинания при встрече подчинительных союзов в придаточном предложении; умения конструировать СПП по схемами употреблять в речи | ||||
Бессоюзное сложное предложении (7 ч) | ||||||
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП. | Знакомство с признака ми бессоюзного слож- ного предложения; фор мирование умения ста- вить знаки препинания в них, объяснять поста- новку | Знать: особенности бессоюзного сложного предложения. Уметь: видеть их в тексте; ставить знаки препинания в них, объяснять постановку. | ||||
50-52 | Знаки препинания в БСП | |||||
Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Культура речи.Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых предложений и сложных предложений с союзами и без союзов. | Закрепление знаний и умений, полученных на уроках при изучении бессоюзных сложных предложений. | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН на уроках обобщения материала, полученного на уроках при изучении бессоюзных сложных предложений. | ||||
54-55 | Контрольная работа№ 8 по теме «Бессоюзныеслож- ные предложения». | Контроль усвоения зна- ний, умений инавыков по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | |||
Сложное предложение с различными видами связи (5ч + 2 ч ) | ||||||
56- | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | Формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи | Знать: особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь: ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи; объяснять постановку, составлять схе- мы предложений | |||
58-60 | препинания в предложениях с разными видами связи. Культура речи.Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций. | Формирование умения ставить знаки препинания в них, объяснять постанов ку, составлять схемы предложений | ||||
61-62 | Контрольная работа № 9. Контрольное изло- жение. | Контроль сформирован ности умения переда- вать текст, сохраняя стилистику и синтакси- ческие особенности; умения создавать свой текст по окончании пе- ресказа, в котором про- является умение выра- зить своё понимание текста | Уметь: передавать текст, сохраняя стилистику и синтаксические особенности; умения создавать свой текст по окончании пересказа, в котором проявляется умение выразить своё понимание текста | |||
Резервные часы(6 ч ) |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Русский язык. Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, Волгоград, Учитель, 2003
2. Методические рекомендации «Русский язык, 9 класс» под ред. М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2002
3. Журналы «Русский язык в школе»
4. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык»
5. Материалы фестиваля «Открытый урок»
6. Материалы Интернета