РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 8 КЛАСС
Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 – 9, 10 – 11»,
Составитель: Е. И. Харитонова, Москва, Дрофа, 2010 год
Учебникдля общеобразовательных учреждений «Русский язык, 6 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,
рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, Дрофа, 2005
Срок реализации данной программы:1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
- пояснительную записку,
- учебно-тематический план,
- содержание тем учебного курса,
- календарно-тематический план,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- перечень учебно-методического обеспечения,
- лист внесения изменений и дополнений
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели обучения
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VIII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Учащиеся должны уметь:
П о о р ф о э п и и:
правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю:
опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и:
разъяснять значения слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарём;
п о м о р ф о л о г и и:
распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
п о о р ф о г р а ф и и:
правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
п о с и н т а к с и с у:
правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и:
находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
А н а л и з т е к с т а
Находить в молодёжных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажи, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
В о с п р о и з в е д е н и е т е кс т а
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём своё понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменные анализ текста – стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать
(устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
С о з д а н и е т е к с т а
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
С о в е р ш е н с т в о в а н и е н а п и с а н н о г о
Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
О языке (1 ч)
Русский язык в семье славянских языков
Речь (17 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:
- репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);
- репортаж-описание памятника истории или культуры.
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо – как их примирить?»
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5ч+ 1ч)
Синтаксис и пунктуация
Неполные предложения (2ч)
Понятие о неполных предложениях.
Культура речи.Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и книжной речи.
П р е д л о ж е н и я с о д н о р о д н ы м и ч л е н а м и (12ч + 2 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Пр е д л о ж е н и я с о б р а щ е н и я м и, в в о д н ы м и с л о в а м и (словосочетаниями, предложениями), м е ж д о м е т и я м и (11ч + 2 ч)
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи.Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение имён и отчеств в роли обращения. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
П р е д л о ж е н и я с о б о с о б л е н н ы м и ч л е н а м и (17ч+ 4 ч)
Понятие об обособлении. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Культура речи.Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.
Резервные часы (6ч)
Программа 8 класса рассчитана на 34 недели, 102 часав год, 3 часав неделю.
Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения,тесты, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.
Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с. 118 «Перечень учебно-методического обеспечения».
1. Контрольные работы – 3 урока
2. Контрольные диктанты – 7 уроков
3. Изложения – 9 уроков
4. Сочинения – 3 урока
5.Повторение и обобщение изученного по темам – 12 уроков
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов | Количествоконтрольных работ | Развитие речи |
О языке | |||
Трудные случаи правописания на основе изученного | |||
Язык. Правописание. Культура речи Синтаксис и пунктуация - Словосочетание и предложение | |||
Синтаксис простого предложения - Двусоставное предложение. Главные и второсте- пенные предложения члены предложения - Односоставные предложения - Неполные предложения - Предложения с однородными членами - Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями - Предложения с обособленными членами | |||
- Прямая и косвенная речь | |||
Резервные часы | |||
ИТОГО | 17 (102 часа) |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методическая разработка:Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс под ред. М.М.Разумовской, Москва, Дрофа, 2001
Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, составитель О.А. Финтисова, Волгоград, Учитель, 2003
№ п/п | Название урока | Контрольные работы | Развитие речи | К-во часов | Основное содержание урока | Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки) |
О языке (1 ч) | ||||||
Русский язык в семье славянских языков | Введение понятия о русском языке как о славянском; фомирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст | Знать: о русском языке как о славянском. Уметь: создавать по схеме и пересказывать лингвистичес кий текст | ||||
Трудные случаи правописания (на основе изученного) ( 5ч +1 ч ) | ||||||
2-5 | Трудные случаи правописания (на основе изученного). | Закреплять умение различать части речи, в особенности причастие и прил.; контроль знания теоретических положений о написании Н-НН; закрепление навыка различения частей речи; формирование навыка пра- вописания НЕ с разными частями речи; умения аргументировать выбор написания; формирование умения употреблять дефис в словах разных частей речи; различать омонимы разных частей речи | Знать: правила написания Н-НН в суффиксах; правила написания слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; правила написания наречий и их омономов других частей речи. Уметь: различать части ре- чи, в особенности причастие и прил.; контроль знания теоретических положений о написании Н-НН | |||
Контрольная работа № 1 по теме «Трудные случаи правописа-ния (на основе изученного)» Диктант. | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе. | ||||
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах,характерных для различных стилей речи. | Формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста | Знать: понятия: речь и её разновидности; текст, тема, основная мысль; стили речи. Уметь: определять стиль речи, тему и основную мысль текста | ||||
Язык. Правописание. Культура речи. Синтаксис и пунктуация С л о в о с о ч е т а н и е и п р е дл о ж е н и е (5ч) | ||||||
8-9 | Понятие о словосочетании.Строение словосочетания: главное и зависимое слова. | Формирование умения различать слова с предлогами, словосочета-ния и предложения; вычленять из предложения словосочетания; умения правильно употреблять словосочетания в предложе нии; делать разбор | Знать: определение словосочетания; виды связей в словосочетании. Уметь: различать слова с предлогами, словосочетания и предложения; вычленять из предложения словосочетания; умения правильно употреблять словосочетания в предложе- нии; делать разбор | |||
10-11 | Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Культура речи.Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. | |||||
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Культура речи.Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы. Повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи. | Формирование умения характеризовать предложение | Знать: что такое предложение. Уметь: характеризовать предложение | ||||
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение.Главные и второстепенные члены предложения (12 ч+ 4 ч) | ||||||
13- | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. | Формирование умения выделять и характеризовать главные члены предложения, находить подлежащее и характеризовать его | Знать: главные члены предложения. Уметь: выделять и характеризовать главные члены предложжения, находить подлежащее и хара ктеризовать его | |||
15-16 | Контрольная работа № 2 Изложение «Как я покупал собаку». | Формирование умения сохранять при пересказе композицию, тему и основ ную мысль текста, стиль речи, выразительные языко- вые средства | Знать: особенности написания изложения. Уметь: сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства | |||
17- | Простое и составное сказуемое (глагольное и именное) Связка. Культура речи.Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. - Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его | Знать: способы выражения сказуемого. Уметь: находить сказуемое, характеризовать его | |||
19- | Постановка тире между подлежащим и сказуемым | Формирование умения применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать: правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым | |||
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. | Формирование умения определять типологичес- кую структуру текста, способы и средства связи предложений; умение созда вать свой текст | Знать: типы речи и способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений; умение создавать свой текст | ||||
22-25 | Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота. Культура речи.Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. | Формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос; находить дополнение и обстоятельство в предложе нии, сравнительный оборот, характеризовать их, различать дополнение и подлежащее, определять способы выражения обстоятельства. | Знать: второстепенные члены предложения. Уметь: находить и различать их в тексте, задавать вопрос, характеризовать их, различать дополнение и под- лежащее, определять способы выражения обстоятельства, видеть сравнительный оборот в предложении, выделять его. | |||
26-27 | Контрольная работа № 3 по теме «Словосочетание и предложение». Диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе. | |||
Жанры публицистики: репортаж. Особенности его строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. | Формирование умения отличать репортаж от других жанров публицистики, строить тексты в жанре репортажа, вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни. | Знать: особенности одного из жанров публицистики – репортажа. Уметь: отличать репортаж от других жанров, строить тексты в жанре репортажа, вести репортаж на какую-либо тему. | ||||
Односоставные простые предложения (8ч+4ч) | ||||||
29-35 | Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) Культура речи.Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов. | Формирование умения различать односоставные предложения и двусоставные; умение на- ходить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи односоставные предложения; ставить знаки препинания. | Знать: виды односоставных предложений. Уметь: различать односоставные предложения и двусоставные; умение на ходить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи односоставные предложения; ставить знаки препинания | |||
36-37 | Контрольная работа № 4. Изло- жение творческим заданием. | Формировать умение передавать текст с сохранением его типологической формы (эссе), основных лексических и синтаксических особенностей | Знать: правила написания изложения. Уметь: передавать текст с сохранением его типологической формы (эссе), основных лексических и синтаксических особенностей | |||
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | Контроль усвоения темы | Уметь: обобщать полученные знания, применять их в работе. | ||||
39-40 | Репортаж. Контрольная работа № 5. Сочинение. | Контроль сформированнос ти навыка употребления односоставных предложений в речи | Уметь: употреблять односос тавные предложения в речи; применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||
Неполные предложения (2ч.) | ||||||
41-42 | Понятие о неполных предложениях Культура речи.Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. | Дать понятие о неполных предложениях. Формировать умение ставить знаки препинания в неполных предложениях | Знать: понятие «неполные предложения». Уметь: употреблять неполные предложения в речи, видеть их в предложениях текста. | |||
Предложения с однородными членами предложения (12 ч+ 2 ч ) | ||||||
43-47 | Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. | Формирование понятия однородности; составлять опорный конспект и рассказывать по нему; определять однородные члены предложения, до- казывать их однородность; умения определять синтаксическую роль ОЧП; ставить знаки препинания при ОЧП, нахо- дить ОЧП в предложении; ставить знаки препинания при бессоюзной и союзной связи. | Знать: понятия «однородные члены предложения»; правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Уметь: составлять опорный конспект и рассказывать по нему; определять однородные члены предложения, доказывать их однородность; определять синтаксическую роль ОЧП; ставить знаки препинания при ОЧП, находить ОЧП в предложении, ставить знаки препинания при бессоюзной и союзной связи. | |||
48- | Определения однородные и неоднородные | Формирование умения различать однородные и неоднородные определения, ставить знаки препинания | Знать: понятия «однородные» и «неоднородные»определения Уметь: различать однородные и неоднородные определения, ставить знаки препинания | |||
Контрольная работа№ 6. Изложение | Формирование умения передавать лексические и синтаксические особен- ности текста; употреблять в речи ОЧП | Знать: правила написания изложения. Уметь: передавать лексические и синтаксические особенности текста; употреблять в речи ОЧП | ||||
51- | Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Культура речи.Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…, как…, так и… . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Формирование умения правильно ставить знаки препинания при ОЧП | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧП | |||
Жанры публицистики: проблемная статья. Особенности его строения: коммуни-кативная задача, содержательно-композиционная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. | Дать понятие о жанре; формирование умения рабо тать с газетной статьёй; анализировать статью | Знать: особенности жанра пупблицистики - статье в газету. Уметь: работать с газетной статьёй; анализировать статью | ||||
54- | Обобщающий урок потеме «Однородныечлены предложения» | Формирование умения самоконтроля | Уметь: обобщать полученные на уроках по изучению темы знания, контролировать себя. | |||
Контрольная работа№ 7 по теме Однородные члены предложе- ния». Диктант | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе | ||||
Предложения с обращениями и вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч+ 2 ч ) | ||||||
57- | Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Культура речи.Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение имён и отчеств в роли обращения. | Закрепление умения находить обращение в тексте, ставить знаки пре- пинания, выразительно читать | Знать: понятие термина «обращение». Уметь: находить обращение в тексте, ставить знаки пре- пинания, выразительно читать | |||
59- | Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи.Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями. | Дать понятие о вводности как речевой категории, ос- новныхгруппах вводных слов; формирование уме- ния выразительно читать с интонацией водности, опо- знавать вводные слова в тексте, определять их значе ние | Знать: значение понятия вво дности как речевой категории, основных группах вводных слов. Уметь: выразительно читать с интонацией водности, опо- знавать вводные слова в тексте, определять их значе- ние | |||
65-66 | Контрольная работа № 8. Изложение | Проверка сформированности умения сохранять при пересказе стиль и тип речи, тему, ос- новную мысль текста | Уметь: сохранять при пересказе стиль и тип речи, тему, основную мысль текста | |||
67- | Обобщающий урок потеме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции» | Закрепление умения оформлять при письме дан- ные синтаксические конструкции | Уметь: применять полученные знания на обобщающем уроке, оформлять при письме дан- ные синтаксические конструкции | |||
Контрольная работа № 9 по теме «Обращение, вводные слова и вставные констру кции». | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе | ||||
Предложения с обособленными членами (17 ч+ 4 ч ) | ||||||
70- | Понятие об обособлении. Обособление определений. | Формирование умения видеть определения в тексте и ставить запятые | Знать: значение понятия «обособленные определения». Уметь: видеть определения в тексте и ставить запятые | |||
Жанры публицистики: портретный очерк. Особенности его строения: коммуни-кативная задача, содержательно-композиционная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. | Дать понятие о жанре портретного очерка; контроль сформированнос-ти умения пользовать ся словарём и составлять словарные статьи; анализировать текст-образец | Знать: понятие жанра портретного очерка; Уметь: пользоваться словарём и сос- тавлять словарные статьи; анализировать текст-образец | ||||
Портретный Очерк. Контроль- ная работа № 10. Сочинение(Портрет- ныйочерк или по картине Б.Кустодиева) | Контроль сформированности знаний по теме | Уметь: применять полученные на уроках РР знания в контрольной работе. | ||||
76- | Обособление приложений | Формирование умения обособлять приложения; диагностика знаний | Знать: правила обособления приложений. Уметь: обособлять приложения | |||
78- | Обобщающий урок потеме «Обособление определений и приложений» | Обобщить знания по изученной теме. | Уметь: обобщать полученные на уроках знания. | |||
80-81 | Контрольная работа№ 11 по теме «Обособле- ние определений и приложений». | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе | |||
82- | Обособление обстоятельств. Культура речи.Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами. | Закрепление умения ставить знаки препинания при деепричастныхоборо- тах и деепричастиях; различатьодиночные деепричастия и наречия, похожие по форме | Знать: правила обособления обстоятельств. Уметь: ставить знаки препи нания при деепричастных оборотах и деепричастиях; различатьодиночныедеепри частия и наречия,похожие по форме | |||
85-86 | Портретный очерк. Контрольная работа № 12.Изло- жение (портретный очерк) с творчес- ким заданием | Закрепление умения передавать содержание текста, сохраняя его лек- сические и синтаксические особенности; формирова ние умения создавать свой текст | Уметь: передавать содержание текста, сохраняя его лексические и синтак- сические особенности; формирование умения созда- вать свой текст | |||
87- | Уточняющие члены предложения Культура речи.Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами. | Дать понятие об уточнении; диагностика усвоения те мы «Обособление обстоятельств» | Знать: понятие уточнения; Уметь: видеть уточняющие члены предложения в тексте, ставить знаки препинания при них. | |||
89-90 | Контрольная работа№ 13 по теме «Обособлен ные и уточняю- щие члены пред- ложения». Диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе | |||
Прямая и косвенная речь (6ч ) | ||||||
91- | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Культура речи.Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. | Формирование умения оформлять прямую речь на письме, правильно произносить предложения с прямой речью; умения преобразовывать прямую речь в косвенную и ста вить знаки препинания | Знать: понятие «прямая речь» и «косвенная речь»; правила оформления прямой и косвенной речи. Уметь: оформлять прямую и косвенную речь на письме, правильно произносить предложения с прямой речью; преобразовывать прямую речь в косвенную и ставить знаки препинания | |||
Цитаты и их оформление на письме | Знакомство с тремя способами цитирования; формирование умения цитировать поэтические строки | Знать: способы цитирования. Уметь: цитировать поэтические строки | ||||
Диалог. | Формирование умения пунктуационно оформлять диалог | Знать: правила постановки знаков препинания при диалоге. Уметь: пунктуационно оформлять диалог | ||||
Резервные часы (6 ч) |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, составитель О.А. Финтисова, Волгоград, Учитель, 2003
2.Методические рекомендации «Русский язык, 8 класс» под ред. М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2001
3. Сборник диктантов по русскому языку 5- 9 классы, Е.К. Францман, Москва, Просвещение, 1994
4. Журналы «Русский язык в школе»
5. Приложение к газете «Первое сентября» - «Русский язык»
6. Материалы фестиваля «Открытый урок»
7. Материалы Интернета
Оценка диктантов
Диктант– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связны<