РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений«Русский язык, 5 – 9, 10 – 11»,
Составитель: Е. И. Харитонова, Москва, Дрофа, 2010 год
Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 7 класс» под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта,
рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, Дрофа, 2005
Срок реализации данной программы:1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
- пояснительную записку,
- учебно-тематический план,
- содержание тем учебного курса,
- календарно-тематический план,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- перечень учебно-методического обеспечения,
- лист внесения изменений и дополнений
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели обучения
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекции).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.
Учащиеся должны уметь:
п о о р ф о э п и и:
правильно произносить общеупотребительные слова изученных частей речи;
п о с л о в о о б р а з о в а н и ю:
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
п о м о р ф о л о г и и:
распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
п о с и н т а к с и су:
определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
п о о р ф о г р а ф и и:
характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
п о п у н к т у а ц и и:
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ч т е н и е и а у д и р о в а н и е
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
А н а л и з т е к с т а
Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте;
определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
В о с п р о и з в е д е н и е т е к с т а
Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
С о з д а н и е т е к с т а
Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, походке, жестах, голосе, интонации, позе) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать
сочинения-описаниявнешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
С о в е р ш е н с т в о в а н и е т е к с т а
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
О языке (1 ч)
Речь (42 ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений – наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, а, но, да, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль. Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления.
Закрепление и углубление изученного в VIклассе (25 ч+ 17 ч)
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол и его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Морфология. Орфография
Н а р е ч и е (25 ч+ 11 ч)
Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о(-е); о и а на конце наречий; ь после шипящих на конце наречий; употребление дефиса, н-нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречия в художественном тексте. Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи.Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоимённых наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи (44ч + 14 ч)
П р е д л о г (10 ч+3 ч)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные, составные; непроизводные, производные.
Правописание предлогов.
Культура речи.Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
С о ю з (12 ч + 3 ч)
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные, подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи.Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
Ч а с т и ц а (22 ч + 6 ч)
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.)
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи.Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
М е ж д о м е т и я и з в у к о п о д р а ж а т е л ь н ы е с л о в а (4 ч + 2 ч)
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи.Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи
Резервные часы (19 ч)
Программа 7 класса рассчитана на 34 недели, 170 часовв год, 5 часовв неделю.
Основными формами контроля являются контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, уроки повторения и обобщения изученного материала по темам.
Поскольку авторскими программами не предусмотрено проведение таких видов работ, запланированы уроки контрольных работ, опираясь на «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 7 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской», Дрофа, Москва, 2010 г. – смотри с. 91 «Перечень учебно-методического обеспечения».
1. Контрольные работы – 2 урока
2. Контрольные диктанты – 12 уроков
3. Изложения – 6 уроков
4. Сочинения – 8 уроков
5.Повторение и обобщение изученного по темам – 2 урока
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
О языке | |||
Закрепление и углубление изученного в VI классе | |||
Язык. Правописание. Культура речи Морфология. Орфография - Наречие Служебные части речи: - Предлог - Союз - Частица | |||
Междометия и звукоподражательные слова | |||
Трудные случаи разграничения языковых явлений | |||
Резервные часы | |||
ИТОГО |
Часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название урока | Контрольные работы | Развитие речи | К-во часов | Основное содержание урока | Планируемые результаты урока (знания, умения, навыки) | ||
О языке (1 ч) | ||||||||
Язык как развивающееся явление | Знакомство с учебником, формирование умения созда- вать лингвистический рассказ | Знать: структуру учебника. Уметь: создавать лингвистический рассказ | ||||||
Закрепление и углубление изученного в VIклассе (25 ч+ 17 ч) | ||||||||
2. Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. | Формирование умения разбирать слова фонетически, характеризуя звуки, дать понятие «словесное», «логическое» ударение, «интонация». | Знать: план фонетического разбора слова . Уметь: разбирать слова фонетически. Определять словесное и логическое ударение, читать с правильной интонацией предложения. | ||||||
3-8 | Словообразование знаменательных частей речи. | Формирование умения характеризовать звуки; поня- тие о звукописи; закрепление умения определять способ словообразования, написания сложных слов; умения составлять словообразовательную цепочку; слова-паронимы, умение объяснять орфографию; умения определять неморфологичес- кие способы образования слов | Знать: способы образования слов; характеристику каждого звука, понятие «звукопись»; понятие «словообразовательные цепочки»; что такое «паронимы»; понятие «словообразовательные гнёзда»; неморфологические способы образования слов. Уметь: характеризовать звуки; определять способ словообразования, написания сложных слов; составлять словообразовательную цепочку; слова-паронимы, объяснять орфографию; образовывать словообразовательные гнёзда; определять неморфологические способы образования слов | |||||
9-11 | Повторение изученного о тексте, стиляхи типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. | Повторение знаний о типах и стилях речи, расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. | Знать: особенности каждого типа и стиля речи, известных учащимся из 6 класса. Уметь: определять тип и стиль речи, видеть языковые средства, характерные для разных типов и стилей речи. | |||||
Словообразова- ние и фонетика. Контрольная работа № 1 | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе | ||||||
13-14 | Текст. Прямой и обратный (экспре ссивный) порядок слов в предложениях текста. | Формирование умения определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста. | Знать: признаки текста. Уметь: определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста. | |||||
15-21 | Правописание: орфография и пунктуация. | Закрепление навыка употребления на письме ъ и ь; написания О-Ё после шипящих –Ц; написания неизменяемых приставок и приставок на З-С; систематизировать знания о написании гласных в корне слова; закрепление умения безошибочно писать пристав ки и корни; умения писать гласные в суффиксах прила- гательных, навыка написания Н-НН в суффиксах. | Знать: правила употребления Ъ и Ь; написания О-Ё после шипящих; написания приставок, корней слов, гласных в суффиксах прилагательных; написания Н-НН в суффиксах. Уметь: пользоваться орфографическим словарём; грамотно писать слова. | |||||
22-23 | Контрольная работа № 2. Изложение | Диагностика сформирован- ности умения письменно пе- ресказывать текст, сохраняя его стиле вые особенности | Знать: особенности написания изложения. Уметь: письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности. | |||||
24-27 | Знакомство с особенностями публицистического стиля; формирование умения узнавать высказывания этого стиля, определять языковые средства и приёмы построе- ния текстов публицистического стиля, умения создавать конспект | Знать: особенности публицистического стиля, языковые средства и приёмы построения текстов публицистического стиля. Уметь: узнавать высказывания этого стиля, определять языковые средства и приёмы построе- ния текстов публицистического стиля; создавать конспект. | ||||||
28-29 | Контрольная работа № 3 по теме «Орфография и пунктуация». Диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | |||||
30-31 | Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. | Формировать умения характеризовать текст публицистического стиля; характеризовать заметку в га зету как жанр публицистики | Знать: особенности одного из жанра публицистического стиля – заметки. Уметь: характеризовать текст публицистического стиля; характеризовать заметку в газету как жанр публицистики | |||||
Лексическая система языка. | Закрепление умения работать с толковым словарём; определять переносное и прямое значение слов. | Знать: лексические термины. Уметь: работать с толковым словарём; определять перено сное и прямое значение слов | ||||||
33-34 | Грамматика: морфология и синтаксис | Закрепление навыка различения частей речи и членов предложения. | Знать: понятия «часть речи» и «члены предложения». Уметь: различать часть речи и члены предложения. | |||||
35. Глагол. Его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. | Закрепление знаний о глаголе, о правописании личных окончаний глагола. | Знать: правила написания личных окончаний глагола. Уметь: правильно писать личные окончания глагола. | ||||||
36. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. | Закрепление знаний о причастии и деепричастии, о правописании суффиксов глагола и причастия. | Знать: правила написания суффиксов в глаголах и причастиях. Уметь: применять правила на письме. | ||||||
37-38 | 37-38. НЕ с глаголами. Причастиями и деепричастиями. | Закрепление навыка написания НЕ с разными частями речи | Знать: правила написания НЕ с разными частями речи. Уметь: применять правила на письме; орфографически грамотно писать слова. | |||||
39-40 | Контрольная рабо та № 4.Сочинени в жанре заметки в газету и анализ сочинения. | Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя; умений редактировать собственный текст в соответствии со стилевыми особенностями; чужой текст, отмечая удавшиеся фрагменты инеудачные слова. | Знать: особенности сочинения в жанре заметки в газету. Уметь: использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя; : редактировать собственный текст в соответствии со стилевыми особенностями; чужой текст, отмечая удавшиеся фрагменты и неудачные слова. | |||||
41-42 | Типы речи: рассуждение-размышление. | Формирование умения находить в текстах публицистического стиля рассуждение; использовать в рассуждениях средства публицистической выра- зительности, в том числе обратный порядок слов, создавать высказывания публицистического стиля, раскрывая в нём своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. | Знать: особенности строения текста публицистического стиля. Уметь: находить в текстах публицистического стиля рассуждение; использовать в рассуждениях средства публи цистической выразительности | |||||
Контрольная работа по теме «Повторение» № 5.Диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Уметь: применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||||
Язык. Правописание. Культура речи. Морфология. Орфография Н а р е ч и е (25 ч+ 11 ч) | ||||||||
44-45 | Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | Дать понятие о наречии; формировать умение узнавать наречие, доказывать своё мнение; отличать от омонимичных словоформ. | ||||||
46-47 | Степени сравнения наречий | Формирование умение образовывать, находить и отличать степени сравнения наречий | Знать: степени сравнения наречий. Уметь: образовывать, находить и отличать степени сравнения наречий | |||||
Правописание НЕ и НИ в наречиях | Формировать умение различать написание НЕ и НИ в наречиях и грамотно писать наречия с НЕ и НИ, развивать орфографическую зоркость. | Знать: правило написания НЕ и НИ в наречиях. Уметь: применять правило на письме. | ||||||
Написание НЕ с наречиями | Закреплять умение писать наречия слитно и раздельно | Знать: правило написания НЕ с наречиями. Уметь: писать наречия слитно и раздельно | ||||||
50-51 | Контрольная рабо та № 6.Сочинение рассуждение публицистическо го стиля. | Диагностика сформированности умения создавать текст рассуждение публицистического Стиля, используя в высказываниях выразительные языковые и речевые средства, в том числе | Уметь: создавать текст рассуждение публицистического стиля | |||||
52-53 | О и А в конце наречий | Формировать умение грамотно писать наречия на правила: О-А в конце наречий, ь после шипящих в конце наречий, правильно употреблять дефис в наречиях, разграничивать наречия с Н и НН в суффиксах, слитное и раздельное написание НЕ с наречиями; развивать орфографическую зоркость учащихся. | Знать: правила написания наречий. Уметь: применять правила на письме, видеть орфограмму в слове, объяснять написание буквы. | |||||
Ь после шипящих в конце наречий | ||||||||
55-56 | Употребление дефиса | |||||||
57-58 | Н-НН в наречиях | |||||||
59-60 | Слитное и раздельное написание наречных слов | |||||||
61-62 | Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. | Дать понятие «разряды наречий по значению», формировать умение разграничивать определительные и обстоятельственные наречия. | Знать: разряды наречий по значении.: определительные и обстоятельственные. Уметь: видеть отличие определительных наречий от обстоятельственных. | |||||
Слова категории состояния (знакомство) | Познакомить учащихся с понятием «слова категории состояния», формировать умение видеть их в предложениях. | Знать: значение понятия «слова категории состояния». Уметь: видеть такие слова в предлдожениях. | ||||||
64-65 | Прямой порядок слов в предложениях текста. | Формирование умения анализировать собственный текст; дать понятие о пря- мом порядке слов; формировать умение устанавливать нужный порядок слов в предложении | Знать: понятие «прямой порядок слов». Уметь: анализировать собственный текст; дать понятие о прямом порядке слов; формировать умение устанавливать нужный порядок слов в предложении | |||||
Наречие. Контрольная работа № 7 и её анализ | Диагностика умения опознавать наречия в тексте, определять его значение, способ образования | Уметь: опознавать наречия в тексте, определять его значе- ние, способ образования; применять полученные на уроках ЗУН в контрольной работе. | ||||||
67-68 | Обратный порядок слов в предложениях текста. | Формирование умения изменять порядок слов в предложении для придания выразительности | Знать: понятие «обратный порядок слов». Уметь: изменять порядок слов в предложении для придания выразительности | |||||
69-70 | Публицис- тический стиль. Контрольная ра- бота № 8. Изложение. | Диагностика сформированности умения сохранять при пересказе типологическое строение речи, стиль, стилевые особенности | Знать: особенности текстов публицистического стиля. Уметь: сохранять при пересказе типологическое строение речи, стиль, стилевые особенности | |||||
71-72 | Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ) Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Культура речи.Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоимённых наречий как средства связи предложений в тексте. | Формирование умения наблюдать и анализировать, видеть наречия в предложениях текста. | Знать: правила употребления и произношения наречий. Уметь: определять роль наречий в тексте. | |||||
73-74 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | Диагностика усвоения темы «Наречие» | Уметь: обобщать полученные знания. | |||||
75-77 | Типы речи: строение типово- го фрагмента с описанием состояния челове- ка | Формирование умения определять способ выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека; видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. | Знать: особенности построения сочинения типа «описание состояния человека». Уметь: определять способ выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека | |||||
78-79 | Наречие. Контрольная работа № 9.Диктант и его анализ | Контроль усвоения знаний, умений и навыков по теме «Наречие» | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе. | |||||
Служебные части речи (44 ч) Предлог (10 ч+3 ч) | ||||||||
Самостоятельные и служебные части речи | Отличие служебных частей речи от самостоятельных | Знать: отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь: находить в тексте слова самостоятельных и служебных частей речи. | ||||||
Общее понятие о предлогах. | Формирование умения узнавать предлоги, характеризовать их. | Знать: понятие «предлог». Уметь: узнавать предлоги, характеризовать их. | ||||||
Типы речи: строение типово- го фрагмента с описанием состояния челове- ка | Закрепление умения употреблять различные языковые формы и средства для передачи состояния человека; диагностика умения использовать данные средства при создании собственного текста | Знать: особенности построения сочинения типа «описание состояния человека». Уметь: употреблять различные языковые формы и средства для передачи состо яния человека; диагностика умения использовать данные средства при создании собственного текста. | ||||||
83-85 | Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. | Закрепить умение находить предлоги в тексте, характери зовать их. | Знать: разряды предлогов. Уметь: находить предлоги в тексте, характеризовать их | |||||
86-90 | Правописание предлогов. Культура речи.Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. | Формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные словоформы; употреблять предлоги в составе словосочетаний, со- блюдая современные нормы языка. | Знать: правила написания и употребления предлогов в речи Уметь: правильно писать производные предлоги,име ющие омонимичные словоформы, употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы языка. | |||||
91-92 | Контроль- ная работа № 10. Сочинение | Диагностика умения рассказывать о своём состоянии, вызванном определённой жизненной ситуацией; умения соединять в тексте описание состоя- ния с другими фрагментами | Знать: структуру написания изложения, его композиционные части. Уметь: рассказывать о своём состоянии, вызванном определённой жизненной ситуацией; умения соединять в тексте описание состоя- ния с другими фрагментами | |||||
Союз (12 ч+ 3 ч) | ||||||||
Общее понятие о союзе | Формирование умения рассказывать о союзе как части речи; характеризовать, находить их в тексте | Знать: понятие «союз». Уметь: характеризовать, находить их в тексте | ||||||
94-96 | Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. | Познакомить учащихся с разрядами союзов. Формировать умение различать сочинительные и подчинительные союзы. | Знать: разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Уметь: различать их, видеть в предложениях текста. | |||||
97-99 | Типы речи: строение типового фрагмента с описанием состояния челове- ка. | Дать понятие о характеристике; формирование умения различать характеристики полные и краткие; умения отбирать материал, характеризующий человека в определённом плане | Знать: понятие «характеристика»; особенности текста типа «характеристика человека». Уметь: различать характеристики полные и краткие; отбирать материал, характеризующий человека в определённом плане | |||||
100-102 | Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Культура речи.Союз как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов. | Формирование умения определять тип предложения по союзу и оформлять его пунктуацию | Знать: правила употребления союзов в простых и сложных предложениях. Уметь: определять тип предложения по союзу и оформлять его пунктуацию | |||||
103-105 | Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. | Формирование умения правильно писать составные союзы; различать союзы и омонимичные слова | Знать: правила правописания союзов. Уметь: правильно писать составные союзы; различать союзы и омонимичные слова | |||||
106-107 | Контрольная работа № 11 по теме «Союз». Диктант и его анализ. | Контроль усвоения знаний, умений и навыков по теме «Союз» | Уметь: применять полученные ЗУН в контрольной работе. | |||||
Частица (22 ч+ 6 ч) | ||||||||
Общее понятие о частице. | Дать понятие о частице; формирование умения опознавать частицы, определять их значение находить в речи, характеризовать их | Знать: понятие «частица». Уметь: опознавать частицы, определять их значение находить в речи, характеризовать их | ||||||
109- | Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.) | |||||||
113- | Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи и в составе предложения. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ и правильно писать их; употреблять и писать фразеологизмы с частицами НЕ и НИ. | Знать: правила написания частиц НЕ-НИ. Уметь: различать частицы НЕ и НИ и правильно писать их | |||||
125-126 | Контрольная работа № 12. Сжатое изложение | Диагностика умения передавать текст, сохраняя его типовые и стилистические особенно сти; закреплять умение сжимать информацию, не нарушая при этом стилевого и смыслового единства | Знать: особенности сжатого изложения; приёмы сжатия. Уметь: передавать текст, сохраняя его типовые и стилистические особенности; закреплять умение сжимать информацию, не нарушая при этом стилевого и смыслового единства | |||||
Текст. Средства связи предложений – наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, но, же. | Формирование умения видеть средства связи предложений. | Зн< Наши рекомендации
|