Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках учебного предмета «Русский (родной) язык»
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
9. Оценка достижений планируемых результатов
9.1 Особенности оценки личностных результатов
В соответствии с требованиями Стандарта достижениеличностных результатовне выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
9.2 Особенности оценки метапредметных результатов
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценку достижения метапредметных результатов планируется проводить в ходе различных процедур.
В ходе текущей, промежуточной оценки будет оцениваться достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Одной из основных процедур итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита обучающимисяитогового индивидуального проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
1) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
2) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
3) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше или иных формах;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием:
• исходного замысла, цели и назначения проекта;
• краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
• списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе отзыв об инициативности и самостоятельности учащегося; об ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); о соблюдении исполнительской дисциплины.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиата), проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательного учреждения.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.
9.3 Особенности оценки предметных результатов
Основным объектом оценки планируемых результатов по предмету «Русский язык» является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, отвечающих содержанию учебного предмета «Русский (родной) язык», в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта; двух уровней, превышающих базовый; двух уровней ниже базового.
• Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
• Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить как:
1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);
2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
• Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяются:
1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
9.4 Итоговая оценка выпускника
Требования Стандарта конкретизируют планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Русский язык». Предметом итоговой оценки в 9 классе является достижение предметных и метапредметных результатов освоения курса русского языка, необходимых для продолжения образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
Итоговая оценка результатов освоения программы курса определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы основного общего образования по русскому языку.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Основными объектами содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» учебного предмета «Русский язык».
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, итоговый проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень освоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
10. Календарно-тематический план на 2014 – 2015 учебный год
№ ур. п/п | № ур. по те- ме | № ур. по Рр | № соч. и изл. | № Кд Кр | Тема урока § учебника | План. дата прове- дения | Факт. дата прове- дения |
I четверть | |||||||
Глава 1. Наш родной язык (24) | |||||||
О языке и речи | |||||||
1. | 1. | 1. | Рр Родной язык. Роль языка в жизни человека и общества. § 1. | ||||
2. | 2. | 2. | Рр Язык и речь. Речевое общение. § 2. | ||||
Система языка | |||||||
Повторение изученного в начальной школе | |||||||
3. | 3. | Звуки и буквы. Фонетика. § 3. | |||||
4. | 4. | Состав слова. Морфемика. § 4. | |||||
5. | 5. | Имя существительное. § 5. | |||||
6. | 6. | Имя существительное. § 6. | |||||
7. | 7. | Местоимение. § 7. | |||||
8. | 8. | Глагол. § 8. | |||||
9. | 9. | Предложение. § 9. | |||||
10. | 10. | 1. | Кд Входной контроль. Диктант. | ||||
Правописание | |||||||
11. | 11. | Орфограммы и орфографические правила. §10. | |||||
12. | 12. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. § 11. | |||||
13. | 13. | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 11. | |||||
14. | 14. | Проверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова. § 12. | |||||
15. | 15. | Непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова § 12. | |||||
16. | 16. | Двойные согласные в корне слова. § 13. | |||||
17. | 17. | Непроизносимые согласные в корне слова. § 14. | |||||
Текст | |||||||
18. | 3. | Рр Признаки текста. § 15. | |||||
19. | 4. | 1И | Рр Изложение по упражнению 87. | ||||
20. | 5. | Рр Изложение по упражнению 87. | |||||
Язык и культура. Культура речи | |||||||
21. | 6. | Рр Культура речи. § 16. | |||||
Повторение | |||||||
22. | Комплексное повторение материала главы 1. Защита проектов. | ||||||
23. | 2. | Кр Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальной школе». | |||||
24. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||||
Глава 2. На каком языке мы говорим (24) | |||||||
О языке и речи | |||||||
25. | 1. | 7. | Рр Русский язык – национальный язык русского народа. Общенародный русский язык. § 1. | ||||
26. | 2. | 8. | Рр Русский литературный язык. § 2. | ||||
27. | 3. | 9. | Рр Система русского литературного языка. § 3. | ||||
Система языка | |||||||
Фонетика | |||||||
28. | 4. | Звуковой состав слова и транскрипция. § 4. | |||||
29. | 5. | Слог и ударение. § 5. | |||||
30. | 6. | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные.§ 6. | |||||
31. | 7. | Согласные звуки: твердые и мягкие. § 7. | |||||
32. | 8. | Гласные звуки ударные и безударные. § 8. | |||||
Графика | |||||||
33. | 9. | Буквы русского алфавита. § 9. | |||||
34. | 10. | Обозначение звука [й,]. § 10. | |||||
35. | 11. | Фонетический разбор слова. § 11. | |||||
Правописание | |||||||
36. | 12. | Буквы а, у, и поле шипящих. § 12. | |||||
37. | 13. | Буквы а, у, и, ы после ц. § 12. | |||||
38. | 14. | Буква ь как знак мягкости. § 13. | |||||
39. | 15. | Буква ь после шипящих. § 13. | |||||
40. | 16. | Разделительные ъ и ь. §13. | |||||
41. | 17. | Употребление прописных и строчных букв. Собственные имена людей, клички животных. § 14. | |||||
42. | 18. | Употребление прописных и строчных букв. Географические названия. § 14. | |||||
Текст | |||||||
43. | 19. | 10. | Рр Тема и основная мысль текста. § 15. | ||||
44. | 20. | 11. | 2И | Рр Изложение по упр. 97 «Всё вокруг нас необыкновенное!». | |||
Язык и культура. Культура речи | |||||||
45. | 21. | Нормы русского литературного языка. § 16. | |||||
Повторение | |||||||
46. | 22. | Комплексное повторение материала главы 2. Защита проектов. | |||||
47. | 23. | 3. | Кд Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». | ||||
48. | 24. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |||||
II четверть | |||||||
Глава 3. Как язык служит для общения (27) | |||||||
О языке и речи | |||||||
49. | 1. | 12. | Рр Разговорная и книжная речь. § 1. | ||||
Система языка | |||||||
Морфемика | |||||||
50. | 2. | Морфемы – значимые части слова. § 2. | |||||
51. | 3. | Образование форм слова. § 3. | |||||
52. | 4. | Основа слова. § 4. | |||||
53. | 5. | Корень слова и однокоренные слова. § 5. | |||||
54. | 6. | Суффиксы. § 6. | |||||
55. | 7. | Приставки. § 7. | |||||
56. | 8. | Варианты морфем. § 8. | |||||
Словообразование | |||||||
57. | 9. | Образование слов с помощью приставок. § 9. | |||||
58. | 10. | Образование слов с помощью суффиксов. § 10. | |||||
59. | 11. | Образование слов способом сложения. § 11. | |||||
60. | 12. | Морфемный разбор слова. § 12. | |||||
61. | 12. | 4. | Кр Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование». Тест. | ||||
Правописание | |||||||
62. | 13. | Корни с чередование букв а и о. Корни -зар-//-зор-, -гар-//-гор-. § 13. | |||||
63. | 14. | Корни с чередование букв а и о. Корень -лаг-//-лож-. § 13. | |||||
64. | 15. | Корни с чередование букв а и о. Корень -рос-//-раст-//-ращ-. § 13. | |||||
65. | 16. | Корни с чередование букв а и о. Корень -скак-//-скоч-. § 13. | |||||
66. | 17. | Беглые гласные. § 14. | |||||
67. | 18. | Правописание приставок. Безударные гласные в приставках. § 15. | |||||
68. | 19. | Буквы а и о в приставках -раз-//-рас-//-роз-//-рос-. § 15. | |||||
69. | 20. | Правописание приставок на з / с. § 15. | |||||
70. | 21. | Правописание приставок на з / с. § 15. | |||||
Текст | |||||||
71. | 22. | 13. | Рр Строение текста. § 16. | ||||
72. | 23. | 14. | 1С | Рр План текста. Сочинение по заданию 6 упражнения 132. § 17. | |||
Язык и культура. Культура речи | |||||||
73. | 24. | 15. | Рр Речевой этикет. § 18. | ||||
Повторение | |||||||
74. | 25. | Комплексное повторение материала главы 3. Защита проектов. | |||||
75. | 26. | 5. | Кд Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Чередование гласных в корне слова. Правописание приставок». | ||||
76. | 27. | Анализ контрольного диктанта. | |||||
Глава 4. В чём заключается богатство языка (23) | |||||||
О языке и речи | |||||||
77. | 1. | 16. | Рр Разновидности русского языка. § 1. | ||||
78. | 2. | 17. | Рр Стили литературного языка (общее понятие). § 2. | ||||
Система языка | |||||||
Лексикология | |||||||
79. | 3. | Слово – основная единица языка. § 3. | |||||
80. | 4. | Способы толкования слова. § 4. | |||||
81. | 5. | Однозначные и многозначные слова. § 5. | |||||
82. | 6. | Прямое и переносное значение слова. § 6. | |||||
83. | 7. | Тематические группы слов. § 7. | |||||
84. | 8. | Омонимы. § 8. | |||||
85. | 9. | Синонимы. § 9. | |||||
86. | 10. | Антонимы. § 10. | |||||
Фразеология | |||||||
87. | 11. | Фразеологизмы. § 11. | |||||
88. | 12. | Фразеологизмы. § 11. | |||||
89. | 13. | Словари русского языка. § 12. | |||||
Правописание | |||||||
90. | 14. | Буквы о и ё после шипящих в корне. § 13. | |||||
III четверть | |||||||
91. | 15. | Буквы о и ё после шипящих в корне. § 13. | Резерв | ||||
92. | 16. | Буквы и и ы в корне после приставок. § 14. | |||||
93. | 17. | Буквы и и ы в корне после приставок. § 14. | Резерв | ||||
Текст | |||||||
94. | 18. | 18. | Рр Типы речи. § 15. | ||||
95. | 19. | 19. | 3И | Рр Изложение с элементами сочинения по тексту упражнения 108. | |||
96. | 20. | 20. | Рр Изложение с элементами сочинения по тексту упражнения 108. | ||||
Язык и культура. Культура речи | |||||||
97. | 21. | 21. | Рр Лексическое богатство русского языка и культура речи. § 16. | ||||
Повторение | |||||||
98. | 22. | Комплексное повторение материала главы 4. | |||||
99. | 23. | Защита проектов по теме «Лексикология». | Резерв | ||||
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (27) | |||||||
О языке и речи | |||||||
100. | 1. | 22. | Рр Диалогическая и монологическая речь. § 1. | ||||
Система языка | |||||||
Синтаксис | |||||||
101. | 2. | Словосочетание и предложение. § 2. | |||||
102. | 3. | Синтаксический разбор словосочетания. § 3. | |||||
103. | 4. | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. § 4. | |||||
104. | 5. | Распространенные и нераспространенные предложения. § 5. | |||||
105. | 6. | Главные члены предложения. § 6. | |||||
106. | 7. | 23. | 4И | Рр Сжатое изложение текста упражнения 34. | |||
107. | 8. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. § 7. | |||||
108. | 9. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. § 7. | |||||
109. | 10. | Второстепенные члены предложения. Определение. § 7. | |||||
110. | 11. | Предложения с однородными членами. § 8. | |||||
111. | 12. | Предложения с вводными словами и обращениями. § 9. | |||||
112. | 13. | Синтаксический разбор простого предложения. § 10. | |||||
113. | 14. | Сложное предложение. § 11. | |||||
114. | 15. | Способы передачи чужой речи. § 12. | |||||
Правописание | |||||||
115. | 16. | Тире между подлежащим и сказуемым. § 13. | |||||
116. | 17. | & |