Подсобные занятия, промыслы и ремесла

Кроме земледелия и животноводства у русских существовали другие разнообразные виды традиционной хозяйственной деятельности. У некоторых групп русских, там, где экологические условия затрудняли занятие земледелием и животноводством, либо вообще не позволяли ими заниматься, акцент в хозяйственной деятельности делался на эти виды занятий. В первую очередь это касалось русского населения европейского Севера и Сибири за исключением ее южной части.

В отечественной этнографической литературе применительно к ним используется разная терминология: подсобные занятия, домашняя промышленность, ремесла, кустарные промыслы и т.д., обычно без определений и потому без четкого разграничения. В дальнейшем изложении к подсобным занятиям мы будем относить дополнительные, после земледелия и животноводства, способы получения продуктов питания – рыболовство, охоту, собирательство и бортничество/пчеловодство.

Однако когда эти занятия играют большую роль в хозяйстве, особенно если они приобретают товарное значение, их принято именовать уже промыслами (кроме собирательства). К промыслам относят также виды деятельности, направленные на получение материалов и сырья для использования в производстве и быту – заготовка леса, углежжение, гонка дегтя, получение смолы.

Под ремеслом принято понимать производство изделий, необходимых человеку в процессе его жизнедеятельности – из дерева, керамики, металла, стекла, кожи, кости и т.д. – плотницкое, гончарное, кузнечное, стеклодувное и др. Ремесленные занятия имеют обычно товарный характер, при котором изделия производятся на заказ или на рынок, поэтому к ним может применяться и понятие «промысел», например, скорняжий промысел. Но есть понятие «домашнее ремесло», т. е. ориентированное на собственное потребление.

Рыболовство.В основном у русских практиковалось речное и озерное рыболовство, морское - у групп населения, проживавших на побережье морей, иногда оно дополнялось охотой на морского зверя. Не счесть орудий и приспособлений, которые использовались при добыче рыбы.

Наиболее распространены были различные виды сетей, их плели из конопляных или льняных ниток при помощи двух орудий – иголки с прорезями внутри для наматывания нити, и лопатки, на которой вязали петли. Для того чтобы сети располагались в воде вертикально, к ее верхней части крепили поплавки из дерева либо из рулончиков бересты, а к нижней – грузила из обожженной глины, либо камней, завернутых в бересту. Были сети ставные, которые устанавливали в воде вертикально, чтобы наткнувшаяся на них рыба запутывалась в ее ячеях. В отличие от ставных сетей невод представлял собой длинную сеть, боковые части которой назывались крылья, наткнувшаяся на них рыба смещалась к центру невода, где попадала в расположенную здесь мотню в виде длинного мешка. На больших озерах использовали невода более полукилометра длиной, их обслуживало 30-40 человек. Зато бредень, аналогичной конструкци, имел гораздо меньшие размеры, и его тащили за собой два человека.

Сетями и неводами ловили рыбу и зимой подо льдом. Чтобы пугать рыбу, загоняя ее в сети, использовалось специальные звучащие приспособления: ботало – палка с полым коническим утолщением, которым били по воде, либо просто с набалдашником – торбало, либо с полосами бересты – рохаль.

В некоторых местах при ловле рыбы использовались котцы, или запоры, для чего перегораживали течение реки почти вплотную поставленными кольями, оставляя между ними один или несколько проходов, в которых устанавливали ловушки. Рыбу также вычерпывали из воды сачками, сделанными из сети на ободе, ловили удочками, леска которых делалась из конского хвоста, ставили для ее ловли переметы в виде длинной веревки с привязанным к ней большим количеством коротких лесок с крючками, на которых была наживка. Деревянной колотушкой били по льду над стоящей в глубине рыбой, когда она, оглушенная поднималась наверх, то ее доставали, раскалывая лед.

Рыбу поражали острогами, лучили ночью - разжигая на носу лодки в металлическом приспособлении сосновые лучины, плыли по воде и били острогой рыб, привлеченных светом. Но севере ловили рыбу приспособлением, которое называлось кокотки (от «коготь»), оно имело форму якоря с четырьмя крюками, его ритмично опускали на дно и быстро приподнимали, стараясь подцепить рыбу. Применяли ловушки, называвшиеся морды, или верши, они представляли собой цилиндр, сделанный из прутьев или из сети на деревянных обручах, в него вставлялся конус, сужением внутрь, за счет чего зашедшая в морду рыба не могла найти обратного пути. У южнорусских использовался садок - большая клетка из жердей без дна и одной стенки, с прикрепленным мешком в этом месте, зимой рыба собиралась в садке, и, когда рыбаки поднимали шум и гнали рыбу, она попадала в мешок.

На морях европейского и сибирского Севера и Дальнего Востока били морского зверя гарпунами разных типов, в том числе и тем, который назывался кутило. При попадании в зверя он отделялся от деревянной рукояти, но поскольку веревкой был привязан к лодке, охотник за нее подтягивал к себе пораженное животное.

Для занятия рыболовством, особенно промысловым, характерна непредсказуемость результатов, более того, зачастую велик риск для жизни человека: «Ловцы рыбные – люди гиблые». Поэтому большую роль в этом виде хозяйственной деятельности играли многочисленные запреты, предписания и обряды. Перед началом промыслового сезона совершались различные жертвоприношения, предназначенные духам водной стихии: бросали в воду щепоти табака, крошки хлеба, посудины с остатками вина. Первую пойманную рыбу могли закопать в землю. На европейском севере накануне Николина дня (6/19 декабря) на берегу из соломы делали чучело человека, обряжали его в старую одежду и на дырявой лодке спускали на воду. Во время рыбного промысла вводились табу на произнесение тех или иных слов, например, «медведь», «лиса», «заяц», «поп». За нарушение запрета устанавливалось наказание, например, провинившегося сажали голым задом на дно котла для варки пищи и начинали вращать его. Положение «верченного» резко снижало статус человека. Покровителями рыболовства считался апостол Петр, день которого приходится на 29 июня/12 июля, рыбаками он отмечался как праздничный с совместной трапезой и отправлением обрядов.

Охота. Охота у русских имеет давние традиции. В Древней Руси она была источником мяса и пушнины, имевшей экспортное значение, а кроме тог, развлечением знати. По мере роста плотности населения и истребления зверя охотничий промысел все более вытеснялся на периферию русской этнической территории – европейский север и Сибирь. Здесь он мог существовать и в качестве основного занятия населения, когда условия для земледелия отсутствовали, и как подсобный крестьянский промысел. Если охота была основным направлением хозяйственной деятельности, она имела товарный характер, особенно добыча пушнины, только часть которой шла на собственное потребление.

В остальных районах охота не играла большой роли по причине неэффективности: зверя и птицы было, свободное время отсутствовало, наконец, в силу крепостного права, так как помещики и власти опасались наличия огнестрельного оружия в руках крестьян. Здесь охота была прерогативой дворянских верхов, которые видели в ней один из способов времяпрепровождения, особо престижна была псовая охота, требовавшая немалых денежных затрат.

Традиционные способы охоты, характер добываемой дичи, использовавшееся при этом снаряжение различались в зависимости от географических условий и местных традиций. Основными объектами охоты были копытные – лось, олень и северный олень, кабан, косуля, кабарга и др., пушные животные – белка, соболь, заяц, лиса, волк, медведь, песец, а также боровая и водоплавающая птица – утка, гусь, глухарь, рябчик, тетерев и др.

Способы охоты были самыми разными. Специфическим ее видом была степная конная, а также охота с ловчими птицами, но особого распространения они не имели. Существовала облавная охота с загонщиками и стрелками. В лесистых местностях устраивали городьбу из поваленных деревьев, жердей, подвешенных сетей, которые не мог преодолеть зверь, ней делали проходы с замаскированными ловчими ямами, петлями, настороженными самострелами. В зарослях деревьев для ловли птиц развешивали перевесы – специальные сети.

Во второй половине XIX-начале XX в. преобладала и н д и в и д у а л ь н а я охота с ружьем, нередко с использованием специально натренированной собаки. Ружья вытеснили луки в охоте довольно поздно, видимо, только в XVII в. Особо ценилось оружие тульских и ижевских заводов, но использовались также ружья кустарного производства, в том числе и кремневые. Тяжелые ружья ставили во время стрельбы на подставки.

Скрадывание дичи производилось по-разному. Практиковалась з а г о н н а я охота, когда промысловик преследовал зверя до полной потери им сил, особенно эффективен был гон по насту. Устраивались з а с а д ы на месте кормежки дичи, водопоя, токовищ, около нор, солонцов, иногда искусственных. Для маскировки на таких местах ставили сидьбы – шалаши, или на деревьях лабазы – помосты (но так могло называться и хозяйственное строение на месте промысла для хранения инвентаря и добычи). Во время поиска дичи ее могли приманивать звуками, имитирующими голос зверя или птицы, их издавали манком, рогом, трубой.

Устанавливали силки и другие ловушки-самоловы. Ловушки имели широкое распространение, потому что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему стоили довольно дорого. Ловушки были разнообразны по принципу действия: давящие – пасти, кулёмы, плашки, ущемляющие – кляпцы, щемихи, жамы, колющие – рожни и др., в виде петель из волоса или растительных волокон, в более позднее время - из металлической проволоки. Использовались самострелы, действовавшие по принципу лука. Промысловые знания и приемы охотников отличались изощренностью. В частности, чтобы отбить запах человека, шедший от ловушек, их натирали пахучими травами, окуривали, ставили в рукавицах, около них заметали следы.

Транспортными средствами на охоте были различного рода лодки, лыжи, в том числе подбитые камусом – мехом с ног оленя, ручные нарты – особый вид саней. И подбивка камусом, и использование нарт были заимствованы русскими у соседних северных народов. Существовали и специфические виды промысловой одежды, например, лузан в виде короткой до талии куртки из шкур животных или суконной с нашитыми кусками кожи, иногда с капюшоном. Спереди и сзади он имел большие карманы, куда укладывались шкурки добытых животных, боеприпасы, курительные принадлежности и т.п.

Охотились в одиночку, только иногда образовывали небольшие артели в несколько человек. По большей части охота имела сезонный характер, она в основном практиковалась в зимнее время, свободное от полевых работ. Но промысловая охота на европейском севере и в Сибири предполагала многомесячное нахождение охотника в тайге. У каждого из них была своя территория, где стояла избушка для проживания, рядом мог быть сооружен лабаз. Охотник расставлял ловушки, стараясь охватить как можно большую территорию, и регулярно обходил их, попутно охотясь с ружьем. Маршрут его движения назывался путик, движение по нему могло занимать срок до недели, но чаще ограничивался одним днем.

На морях Северного Ледовитого океана была распространена о х о т а н а м о р с к о г о з в е р я – тюленя, нерпу, сивуча, здесь для их добычи формировались значительные по численности коллективы.

Пожалуй, никакой другой вид производственной деятельности в силу зависимости его успеха от случайных обстоятельств, определяемых словом «удача», а также нередко и рискованности для жизни, не был связан с таким огромным количеством магических обрядов, предписаний, запретов, примет. Особенно это касалось добычи такого опасного хищника, как медведь. При охоте на него, например, клали серебряный рубль под левую пятку, считалось, что убить можно только 39 медведей, а от сорокового самого охотника ждет гибель.. Охотник для удачи в промысле обычно обращался за помощью к лешему, совершая те или иные магические действия, сопровождаемые заговорами. Вариантов таких действий было множество. Например, придя ночью в лес, охотник снимал с себя крест и закапывал его в землю, а затем громко произносил: «Владыка лесов, у меня есть до тебя просьба!», и излагал пожелание в помощи этого духа.

Собирательство. Собирательство было распространено повсеместно, собирали грибы, ягоды, орехи, травы, заготавливали соки деревьев. Перечень съедобных ягод, произрастающих на русской этнической территории, огромен: красная и черная смородина, земляника, малина, черемуха, костяника, морошка, брусника, клюква, черника, голубика, ежевика, рябина, крушина, калина, шиповник и др. Примечательно, что все несъедобные ягоды носили одно название - «волчьи». Существенным подспорьем в питании были грибы, они произрастают почти везде, где проживают русские, и самых разных видов: подосиновики, подберезовики, лисички, грузди, опята, сморчки и строчки, сыроежки и др., но самым ценимым был белый гриб. В отличие от ягод ядовитые грибы имели свои названия.

Для сбора ягод использовали так называемее набиралки, для переноски ягод и грибов - плетеные из бересты, прутьев, луба сосуды, которые назывались пестерь, кошель и др. Собирали съедобные растения - щавель, дикий лук-резанец, хвощ, сныть, борщевник, дудник, рогозу, полевую мальву и др. Весной делали надрезы на стволах березы, клена и сосны и гнали сок, собирая его в подставленную под капли посудину.

Собирательство служило не только дополнением к продуктам питания. Оно давало красители, в качестве них использовались ягоды калины, черные грузди, березовый лист, кора дуба, вяза, ольхи. В народной среде хорошо знали целебные свойства растений и их частей - листьев, семян, корней, стеблей, из которых изготавливали отвары, настои, соки. Широко использовали растения в магической практике, например, богородицкая трава (чабрец) была оберегом, ее носили при себе.

Доля случайности в успехе собирательства, конечно, есть, но большую роль здесь играет все-таки умение человека, его опытность в этом занятии. Соответственно и обрядовые действия здесь практиковались, но в значительно меньшей степени, чем, скажем, в рыболовстве. Так, при сборе ягод обращались к лесным духам, например: «Царь лесовой, царица лесовая! Набери мне столько ягод, чтобы ношей не снести, возом не свезти. И все ягоды ко мне, ко мне!».

Бортничество и пчеловодство.Бортничество и пчеловодство представляют собой два разных этапа технологии получения меда и воска, хотя бортничество, имеющее очень архаическое происхождение, сосуществовало с пчеловодством до недавнего времени.

Бортничество – получение меды диких пчел. В древней и средневековой Руси оно получило самое широкое развитие, медом и воском платили подати и налоги, они играли важную роль в экспорте. Существовало бортничество и в более позднее время. Борти, т. е. дупла, где гнездятся дикие пчелы, искали ранней весной на южных опушках леса, высматривая на снегу остатки жизнедеятельности пчел, которые они в это время выбрасывают из своих гнезд. Нашедший борть закапывал рядом свою шапку или топор, сообщал о находке общине и устраивал для ее членов угощение. Со временем стали вырезать дупло с пчелами и приносить его домой для постоянного содержания. Видимо, именно так бортничество превращалось в пчеловодство, хотя в ряде районов бортевая форма сохранялась, но в более развитом виде. При ней размещались пчелиные колоды – кузовки, иногда по несколько штук, в лесу на дереве. Их остроумно защищали от медведей: подвешивали толстые обрубки дерева близко от ствола, чтобы они мешали животному лезть наверх, вбивали на его пути к колодам острые гвозди, железные и деревянные, вешали колокольчики, пугавшие медведя.

Постепенно у русских стало развиваться пасечное пчеловодство, использовавшее искусственные улья. Пасеки обычно размещали в садах и огородах, их могли вывозить на луга, опушки леса. Ранний тип улья, который назывался колода, стоян и др., представлял собой часть полого ствола толстого дерева длиной до 1,5 м с крышкой наверху, в его стене делалось отверстие примерно 60 на 15 см. Более поздний тип представлял рамочный улей в виде деревянного ящика с крышей и отверстием. Пчеловодство было мало развито, имея обычно потребительское значение. Товарный характер пчеловодство имело на юге Сибири и у русских Казахстана и Киргизии.

Как и в других отраслях хозяйства, успех в пчеловодстве обеспечивался как рациональными приемами, так и магическими действиями. Покровителями пчел и пчеловодства считались святые Зосима и Савватий (8/21 августа), житие которых, впрочем, с пчеловодством никак не было связано. В этот день пчеловоды производили первый выем меда, в других случаях он приурочивался к Ильину дню (20 июля/2 августа) или к первому, медовому (1/14 августа), либо ко второму, яблочному (6/19 августа), Спасу. На Пасху в улей клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи. Как оберег на изгороди вокруг пасеки вешали лошадиный череп. Пасечники делали жертвоприношения водяному, для чего на второй Спас топили в воде первый рой или бросали в воду свежий мед и воск, чтобы пасеки не страдали от наводнений и сырости.

Лесные промыслы. К лесным промыслам относились заготовка древесины, дранье коры, выжигание угля, гонка дегтя, добывание смолы (живицы), выгонка скипидара и т.д. Валка леса и транспортировка его существовали как отходнический промысел во многих районах, но в основном на севере и северо-востоке европейской России. Лес рубили обычно зимой, его либо вывозили на санях, либо связывали в плоты, которые сплавляли по рекам плотогоны. Отхожим промыслом была также профессия пильщиков, которых нанимали для распилки дров, железнодорожных шпал, бревен на доски. К лесным промыслам относилась заготовка лыка (липовой коры, у которой снят верхний слой), бересты, из них делали разного рода изделия, а также коры дуба, вяза, ольхи, на основе которых делали красители.

Важную роль в быту и в производстве играл деготь. Сначала его гнали в земляных ямах – выкапывали углубление конусом вниз, в него ставили железную или керамическую емкость, сверху укладывали березовую кору, смолистое дерево, в первую очередь пни и корни, их заваливали мхом, землей и травой, сбоку делали отверстия, через которые поджигали древесную массу. Образующийся деготь стекал в емкость. Затем стали использовать смолокурни в виде глиняного или чугунного котла с отверстием внизу, в который накладывали древесную массу, а в подставленную внизу емкость стекал деготь. Примерно такая же технология использовалась при гонке смолы и скипидара.

Деготь, смола, скипидар находили широкое применение, особенно деготь. Он использовался для смазывания колес, что было важно при господстве гужевого транспорта, при выделке кожи, им пропитывали для водонепроницаемости обувь. Деготь и скипидар применяли для дезинфекция ран при лечении людей и домашних животных. В зависимости от сырья получали разные виды дегтя, каждый из которых имел свое назначение: так называемый товарный деготь из березовой коры использовался для обработки кож, деготь из сосны и сосновых корней шел на смазывание осей телег.

Древесный уголь получали как дополнительную продукцию при гонке дегтя, но, как правило, выжигали специально. Он использовался в промышленности, в частности, в металлургии, поскольку при горении давал высокую температуру, а в быту - для самоваров, жаровен, утюгов. Смола хвойных деревьев, которую называли «живица», использовалась в химической промышленности.

Ремесла.Под ремеслами, как уже указывалось, обычно понимается производство изделий, необходимых человеку в быту. В своем развитии ремесло проходит разные уровни: 1) домашнее ремесло, которое имело потребительский характер, 2) товарное, более высокого уровня, которое, в свою очередь, могло ориентироваться на заказ или на рынок. Большая часть ремесленной продукции производилась в городах. В рамках крестьянского хозяйства, в силу его натуральности, ремесло обычно носило домашний характер, но в неземледельческих районах часть продукции, произведенной в своем хозяйстве – пряжа, холсты, кожи и др., поставлялась на рынок.

Ремесленные занятия могли существовать и в качестве отхожих промыслов, когда специалист уходил из дома, работая у заказчиков, у них же проживая и столуясь. Ремеслом в своем хозяйстве, домашним или товарным, крестьяне занимались преимущественно в зимнее время, свободное от полевых работ: возводились жилые и хозяйственные постройки, делались столы, скамейки, кровати и другая мебель; после обработки льна, конопли, стрижки овец прялась пряжа, а из нее ткалось полотно; обрабатывались шкуры и кожи, из полученных материалов изготавливались одежда и обувь; делались многие предметы утвари – деревянная, берестяная, а иногда и глиняная посуда; изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, транспортные средства и т.д.

В некоторых местах постепенно происходило отделение ремесла от домашнего хозяйства.

Сначала основой хозяйства оставались земледелие и животноводство, а товарное ремесло существовало либо в домашних условиях (продукцию скупали перекупщики), либо в качестве отхожего промысла - плотницкого, шубного, печного, жестяного и т.д.

На следующем этапе хозяйство начинало ориентироваться преимущественно на производство ремесленных изделий, но пока еще в основном на заказ, а земледелие и животноводство становились подсобными занятиями.

Наконец, в какой-то момент происходило полное отделение ремесла, потребности в сельскохозяйственной продукции удовлетворялись путем их покупки: «Зная ремесло, и на камне хлеб достану».

Все перечисленные формы можно наблюдать в России на рубеже XIX-XX вв. Как правило, выделялись такие виды ремесленных производств, как кузнечное, гончарное, кожевенное, портняжное и ряд других. Если переход преимущественно к ремесленному производству осуществлялся в рамках всего селения, то это меняло его статус: название слобода или рядок означало, что его жители, хотя это поселение и относится к категории сельских, уже не столько крестьяне, сколько ремесленники.

Следующие после ремесленного уровни производства – мануфактурное и промышленное (или фабрично-заводское) уже не относятся к традиционным видам хозяйственной деятельности. Переход к мануфактурному, а еще в большей степени к индустриальному производству ведет к разрушению традиционной культуры, распространению общемировых форм, следствием чего является утрата культурой этнической специфики. Однако надо отметить, что в России наблюдалось сосуществование мануфактурного и промышленного производства с ремесленным вплоть до первых десятилетий XX в.

Товарное производство ремесленных изделий, в том числе в виде отхожих промыслов, развивалось прежде всего в областях с неплодородными почвами, где земледелие не могло полностью обеспечить население продуктами питания и где было необходимое сырье – лес, глина и др., а кроме того, была высока плотность населения, что обеспечивало сбыт продукции. В черноземных губерниях Центра страны и в Среднем Поволжье в сельской местности промыслы и ремесла существовали преимущественно в качестве домашнего производства нетоварного характера, а основная часть необходимых изделий либо поставлялась городом, либо производилась отходниками.

Ремесленные изделия делали как из природных материалов - дерева, глины, волокнистых веществ, металла, камня, кости, так и из переработанных продуктов сельского хозяйства.

Подобно тому, как в горах для населения большое значение имеет камень, в степях – глина, на Руси, исконные территории которой находились в лесной зоне, особую роль в культуре играл лес, дерево. Древесина представляет собой универсальный материал, который давал кров, тепло, одежду, домашнюю утварь, транспорт, медицинские средства и т.д. и т.п. Главную роль среди хозяйственных занятий, связанных с лесом, играли плотницкое и столярное ремесло. Плотники сооружали жилые и хозяйственные постройки, делали неподвижную мебель – лавки, полки, полати и т.д. Столяры делали оконные рамы и двери, а также переносную мебель – столы, скамейки, кровати, сундуки, заборки (шкафы-стенки) на Русском Севере и т.п. Из дерева делали разнообразные вещи бытового назначения: столовую посуду – чашки, тарелки, миски, солонки, ложки, различные емкости – бочки и бочонки, шайки, дежи (квашни), ушаты, корыта, ступы и т.д.

Технология изготовления деревянных емкостей развивалась от долбленых к сделанным из клепки – дощечек, скреплявшихся деревянными, а затем металлическими обручами. Деревянными были ткацкие станы, прялки, вальки, рубели и скалки, детские игрушки, табакерки, гребни, подсвечники, со временем часть этих предметов стала делаться путем точения на токарном станке. Деревянные изделия окрашивались, иногда перед этим грунтовались.

Дерево служило материалом чуть ли не для всех деталей сухопутных транспортных средств – телег, саней, экипажей, а также для частей упряжи – дуг, хомутов, обжей, ярма, водные транспортные средства небольших размеров часто делались целиком деревянными. Особо ценился кап – нарост дерева, поскольку из него изготавливали резные вещи, не лопавшиеся со временем, – посуду, шкатулки, портсигары.

Полученные в лесу лыко шло на производство лаптей, рогож и других изделий, береста - на туесовое, или бурачное дело, т. е. изготовление сосудов, часто с крышками, их расписывали, украшали также тиснением и чеканкой. Распространено было плетение из лозы, камыша, иногда корней деревьев, соломы – шляп, сухарниц, коробочек, корзин, коробов и даже мебели и кузовов для экипажей.

Важную роль играло производство керамических изделий - разнообразных емкостей, кирпича, черепицы для покрытия крыш, изразцов для обкладывания печей. Среди гончарных изделий первое место занимала посуда. Она делалась на гончарном круге, но иногда без него, сушилась и обжигалась либо в домашней печи, либо, при товарном уровне производства, в специальном гончарном горне. Из обожженной глины делались также игрушки в виде фигурок людей, птиц, животных, некоторые из них служили и свистульками. Кирпичное производство осуществлялось в основном на мелких кирпичных заводиках, состоящих из сарая, где формовался и сушился кирпич, и горна для его обжига. Черепицу и изразцы выдавливали в формах, изразцы покрывали глазурью, затем изделия обжигали.

Обработка металла была одним из самых важных видов производства. Металлургия и производство изделий из металла довольно рано выделились как товарная форма ремесла, что определялось их спецификой. Одними из первых они вышли на мануфактурный, а затем и промышленный уровень производства. Однако даже на рубеже XIX-XX вв. повсеместно было распространено кузнечество – производство металлических частей орудий труда – сошников, кос, топоров, зубьев борон, подков, гвоздей, ухватов, котлов, сковород, скоб, задвижек, петлей, металлических принадлежностей транспортных средств и конской упряжи и т.д. Кузнец оковывал жестью или железными полосами сундуки, изготавливал плотничьи, столярные и слесарные инструменты и изделия – топоры, скобели, долота, клещи, молотки, ножи и т.д., но довольно рано этот вид производства, как и литье металла, в том числе художественное, стал уделом мануфактурного, а потом промышленного производства. В каждом селе, а то и деревне были свои кузнецы, в основном обслуживающие нужды местных жителей. Их рабочие строения – кузницы – в целях противопожарной безопасности ставили поодаль от остальных построек. Горн с мехами, наковальня, щипцы и набор молотов составляли комплект орудий и приспособлений кузнеца. Поскольку в обязанности кузнеца входила ковка лошадей, рядом с кузницей ставили станок для осуществления этой процедуры. У кузнеца, как правило, был помощник – молотобоец, который раздувал огонь в кузнице, приводил в действие горн, при ковке изделий выполнял наиболее тяжелую, но не требовавшую особой квалификации работу.

Магия кузнечества хорошо прослеживается по фольклорным и лингвистическим материалам, недаром слова «кузнец» и «козни» однокоренные. Кузнец выступал в качестве специалиста сакрального, в мифе он запрягает в плуг Змия и пашет на нем, к нему обращались девушки с просьбой «сковать свадебку», в фольклорных текстах он перековывает старого в молодого, а грубый голос в тонкий и др. Но со временем представление о сакрализованности фигуры кузнеца утрачивается: то, что в начале металлургии железа казалось чудом, с развитием технологии обработки металла, а тем более с появлением мануфактурного, а затем и промышленного производства, стало обыденным явлением.

Развито было производство жестяной утвари – корыт, ведер, тазов, чайников, кружек, а также кровельного железа и художественных деталей кровли – карнизов, наверший труб, водоотводных приспособлений. Парадные жестяные изделия – подносы, ведерки, шкатулки – расписывали красками и покрывали лаком. Производились проволочные и игольные изделия – иголки, булавки, шпильки и т.д.

Ювелирное производство, известное еще у восточных славян, всегда имело товарное значение. Из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней делались серьги и кольца, кресты и другие предметы христианского культа. Практиковалось чернение ювелирных серебряных изделий, украшение их финифтью – особой эмалью. Существовал золотобойный промысел – производство сусального золота, т. е. тонкой до полупрозрачности золотой фольги. Ее получали расковыванием деревянным молотком пластины золота, положенной между двумя пленками, снятыми с печени крупного рогатого скота. Сусальным золотом покрывали купола храмов, архитектурные детали, деревянные и металлические изделия.

Как потребительское и товарное производства повсеместно были распространены прядение и ткачество, обработка шкур и кож, а также производство из них одежды, обуви, головных уборов – сапожное, портняжье, шубное, рукавишное, дело, а также шорное – изготовление конской сбруи и ее принадлежностей, ремней, кошельков, чемоданов и т.п. На использовании растительных материалов базировалось веревочное и канатное производство. Снятый во время обработки кож и шкур волос употреблялся для изготовления щеток, кистей, сит, решет. Из костей животных и стружек с их копыт варили клей.

Из других занятий, также имевших ремесленно-товарный характер, но не столь распространенных, отметим производство стеклянных изделий – бус, стекляруса, зеркал, частей декора головных уборов, которые постепенно стали изготавливаться в условиях фабрично-заводского производства. Из камня делали бруски, точила, жернова, надгробные памятники. Изготавливались музыкальные изделия – гармоники, балалайки, гитары. Из жиров и щелочей производилось мыло, из воска делали свечи. Особую отрасль ремесла составляли иконопись и написание лубочных картин.

* * *

С определенной долей условности к сфере хозяйства, в качестве его подсистемы можно отнести такие реалии русской традиционной культуры, как транспортные средства, система мер и народный календарь, поскольку они формировались в первую очередь под влиянием фактора хозяйственной деятельности. Вместе с тем, безусловно, они могут быть подсистемами других сфер традиционной культуры – календарной обрядности, праздничного поведения и т.п., а систему мер и календарь часто включают при их анализе в раздел «Народные знания».

Транспортные средства

Под транспортными средствами принято понимать различные приспособления для облегчения возможностей перемещения людей и грузов. Несмотря на оседлый образ жизни, характерный для русского этноса, роль транспортных средств в его культуре была велика. Их принято делить на вьючные приспособления, предназначенные для переноски без использования тяги грузов усилиями человека или животных, сухопутный транспорт, перемещающийся при помощи силы животных (иногда человека) с использованием тяги и водный транспорт.

Средства для переноски тяжестей. Приспособления для переноски тяжестей были разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, одни были распространены чуть ли не повсеместно, ареал бытования других был довольно узок.

Широкую распространенность имели обычная веревка с петлей, которой захватывался груз (сено, дрова и др.) и переносился на плечах, а также коромысла (водонос, хлуд), обычно использовавшиеся для переноски воды в двух ведрах от водного источника. Существовало несколько типов коромысел. Один представлял собой сильно или слабо изогнутый уплощенный брусок дерева с вырезами или естественными изгибами на концах, благодаря которым дужки переносимых емкостей не соскальзывали с них. На юге такие коромысла делались составными – к средней овальной планке прикреплялись боковины с вырезами или крючками. Более развитый тип представляло собой коромысло с подвешенными к концам деревянными крюками, иногда оно делалось широким с вырезом для шеи, чтобы нагрузка равномерно распределялась на плечи. Для переноски больших деревянных ушатов использовали коромысло в виде двух палок: более длинную клали на плечи, другую, покороче, вставляли в отверстия ушата, посредине они были соединены короткой цепью.

При помощи этих приспособлений транспортировались жидкие, сыпучие, твердые и другие грузы. Обычно они помещались в емкости – деревянные, плетенные из разных материалов, из коры дерева, наконец, самые дорогостоящие металлические. Особенно широко были распространены деревянные емкости для переноски жидкостей – ведра, ушаты, кади, бадьи для поднятия воды из колодца.

Использовались плетеные емкости: из бересты или лыка, иногда украшенные орнаментом, – туеса, ведра-набирухи, из древесных корней – коренники, из прутьев – корзины разных форм и размеров. Для переноски тяжестей на дальние расстояния делались коробы, или пестери, плетеные из камыша, бересты, луба, их носили за плечами на лямках, кожаных или тканых. Особые пестери носили отходники – плотники, пимокаты, шерстобиты, овчинники, портные, у них в одном отделении лежали инструменты, в другом – продукты.

Слово крошни означало заплечную емкость для переноски соломы, сена, тяжелого жесткого груза, крошни представляли собой либо остов из гибких прутьев, оплетенных полосами бересты или лыка, либо при переноске соломы и сена – полукруги из прута, затянутые веревочной сеткой.

Для переноски дров служила побегушка в виде изогнутого сука с привязанной к нему веревкой для захватывания дров. Тяжелые грузы переносили при помощи горбуши, которая состояла из трех досок: нижняя служила упором для груза, верхняя с вырезом для шеи помещалась на плечах («горбу»), третья, прилегающая к спине, соединяла эти две доски. Носилки делались из двух жердей с дощатым (иногда с бортами) или переплетенным настилом для груза.

Для переноски и хранения жидкостей кроме деревянных служили глиняные емкости (для воды, молока, кваса) – кувшины, жбаны и др., их для прочности оплетали берестой или липовым лыком. Много было емкостей из тканей и кожи: мешки, тканые из грубой льняной или конопляной ткани, - для зерна и муки; котомки – холщовые (иногда плетеные) заплечные сумки, закрывающиеся клапаном, с одной или двумя холщовыми лямками; торбы, они могли также подвешиваться на морду лошади при ее кормлении.

Сухопутный транспорт с использованием тяги. Основная тягловой силой в русском традиционном хозяйстве всегда была лошадь, на юге, кроме того, в транспортные средства впрягались быки и волы, на севере европейской части и в Сибири отмечается также использование оленей и собак, в крайних случаях в качестве рабочего скота использо

Наши рекомендации