Тема: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”.
Цели занятия: Дать понятие о двух уровнях мышления, убедиться в том, что абстрактно-логический уровень обеспечивается Трезвостью, и только на таком человек уровне может ставить и достигать созидательные цели, «прежде думать о Родине, а потом о себе».
План урока:
1. Вопросы на повторение.
2. Жизнь – ценность, Трезвость - долголетие.
3. Дать понятие о двух уровнях мышления (абстрактно-логический и конкретно-предметный).
4. Найти в беседе ответ на вопрос, к какому уровню мышления относится тема занятия «Прежде думай о Родине, а потом о себе»
5. Трезвость обеспечивает человеческий уровень мышления.
6. На примерах песен показать, что Трезвость в них проявляется (как и во всем) созидательностью.
7. Домашнее задание.
Материальное обеспечение: Тексты песни “То березка, то рябина”, на плакатах список добрых качеств, определение трезвости, фото (изображение) М. Мельникайте, список долгожителей-трезвенников и в нём отдельно имя Марите Мельникайте.
Ход урока: Вопросы на повторение пройденного:
1. Что такое Трезвость?
2. Кто такие ломехузы -люди?
3. Вспомните пословицы о Трезвости (были загаданы в ребусах на предыдущем занятии).
Ребята, сегодняшнее занятие хочется начать с песни, вернее, 1 куплет я прочту как стихи (“Я люблю тебя жизнь”, сл. К. Ваншенкин, муз. Э. Колмановский):
«Я Люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала».
Ребята, скажите, какая самая великая ценность для человека? Жизнь. Каждый хочет и может прожить долгую активную счастливую жизнь. Ученые говорят, человеческий организм рассчитан на 200 лет! Приведу примеры долголетия трезвых людей (на плакате только список с указанием продолжительности жизни, к нему преподаватель делает комментарии). Они всю жизнь прожили в полной свободе от табачно-алкогольных отравлений, трезво!
1. Углов Фёдор Григорьевич (103года). Хирург, ученый, общественный деятель, основоположник трезвого движения в нашей стране.
2. Сергей Михалков (96лет), автор гимна СССР, поэт, каждый день зарядка, тренажер, трезвый образ жизни.
3. Ширали Муслимов (168лет), когда ему было 136 лет, родилась его младшая дочь. Пастух. Пил только родниковую воду, дышал чистым горным воздухом.
4. Томоши Танабе (113лет) секретом своего долголетия считал трезвость, пил только молоко.
5. Марите Мельникайте (20 лет) – Герой Советского Союза.
Ребята, что вы знаете о Марите Мельникайте, почему ее жизнь оборвалась так рано? В начале Великой Отечественной войны она эвакуировалась из Литвы в Тюмень, работала на станкостроительном заводе. В 1942 (ей только 19 лет!) ушла добровольцем на фронт. В мае 1943 она с самолета была заброшена на оккупированную Белоруссию, перешла в родные места Литвы, возглавила подпольную организацию. Однажды группа партизан накинулась на фашистских карателей. День длился бой. Марите попала в плен. Её жестоко пытали. Она не назвала никого из товарищей. Её расстреляли. Как же объяснить что миллионы советских людей не пожалели тогда своих жизней, за что отдали они самое свое дорогое – жизнь?
За жизнь Родины, как поется в песне тех лет: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”. В настоящее время наша страна ежегодно теряет 1 млн. человек по вине алкоголя, 400 тыс. – по вине табака) – как будто идет война. Это две Тюмени! Только этих цифр достаточно, чтобы понять, что алкоголь, табак – смертельные яды! И всё же некоторые люди отравляют себя этими ядами? Есть какая-нибудь логика в поведении этих людей, уничтожающих своё здоровье, счастье близких, не способных и думать о Родине?
Действительно, нет логики. Нет самой способности мозга понять “что к чему”, какие причины к чему приводят, как жизнь к лучшему изменить!
Как уже было сказано, человеческий организм рассчитан на 200 лет работы. А мозг (наше главное командование) природа сконструировала с ещё большим запасом прочности – на сотни лет работы. При хорошем питании, доступе кислорода и… Трезвости! Природа дает человеку Трезвость, но она не предусмотрела, что ее человек может быть лишен. С потерей Трезвости человек теряет способность хорошо думать, рассуждать логически.
Ученые установили, что человек имеет 2 уровня мышления: конкретно-предметный (животный) и абстрактно-логический (человеческий)
Например. Первобытный человек находит что-то съедобное, тут же съедает, сыт. Какой уровень мышления? (конкретно-предметный) А если поделился с соплеменником, сообразил, что и тот его когда-то (не конкретно может быть сейчас) в будущем выручит, это какой уровень? (абстрактно-логический). А если собрал зерна растений, самые лучшие отложил на будущий урожай, уговорил соплеменников хранить их, ухаживать за ростками, – это тоже человеческий уровень мышления! К какому же уровню мышления относится мысль: «Прежде всего думай о себе, о своих сиюминутных интересах»? (к животному) А к какому: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”? (к человеческому).
Оказалось, что даже очень малые дозы алкогольно-табачных ядов лишают человека способности думать на человеческом уровне, когда надо рассуждать логически, видеть причины и следствия. Человек, потерявший Трезвость, видит даже свои личные интересы с трудом, не может заглянуть в свое будущее. Мысль, что и ему будет хорошо, если будет процветать Родина, если он о ней в первую очередь позаботится - ему недоступна. Посмотрим ещё раз на наш, далеко не исчерпывающий, список Добрых качеств человека. Он говорит о том, что вы, ребята молодцы! Находитесь на человеческом уровне мышления. Почему? Потому что в нем понятия абстрактные (не пощупать их), а логика их выбора такова “Делай добро другим, и тебе будет хорошо, даже о будущих поколениях думай” Это список добрых качеств человека, но ведь общество состоит из людей. При наличии Трезвости в обществе в целом правит Добро, созидание, совершаются добрые дела. Например, создаются и звучат добрые песни. Давайте вспомним некоторые хорошие песни. Надо сказать, что в нашей стране с 1914 г до 1925 была законом установлена Трезвость. И действительно песни тех лет созидательны.
(Слова многих современных разрушительных песен стыдно повторить: «А я шла, шла, шла, пирожок нашла. Съела посидела, дальше пошла» Яркий пример конкретно-предметного уровня мышления).
1920 год. “Авиамарш” сл. Павла Германа, муз. Юлия Хайта. Молодые авторы написали песню по заданию политуправления Киевского военного округа. Они наблюдали первые полеты советских летчиков на оставшихся с царских времен аэропланах. Уже через несколько дней песня звучала для красноармейцев, отправляющихся на фронт. В 1933 году песня стала официальным авиационным маршем страны Советов. 1937 год Чкалов с друзьями совершает легендарный полет в Америку через северный полюс – люди, встречая его, пели “Авиамарш” на английском языке. 1961год – после приземления Ю. Гагарина над летным полем тоже звучал “Авиамарш”:
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!
Припев.
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на каждый ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!»
Припев.
1934 год. «Марш весёлых ребят». В 1933 году снималась первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята». Сначала И.Дунаевский написал музыку, а затем газета «Комсомольская правда» объявила конкурс стихов. Лучше всех оказались стихи Василия Лебедева-Кумача:
«Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли!
Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Мы всё добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой!
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой!
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда!
Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою!
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!»
1936 год. «Весёлый ветер» Муз. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача:
«А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей!
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, про мускулы стальные,
Про радость боевых побед!
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!»
1955 год. Музыка: Д. Кабалевский.
Слова: А.Пришелец. Песня «Наш край»:
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой:
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,
Все бегут, бегут дороги,
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда не бросишь взгляд,
Край родной, навек любимый,
Ты цветешь, как вешний сад.
Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем,
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном».
Чтобы жить долго, нужно тренировать не только мышцы, но и ум. Учёные установили, что долголетие связано с памятью, а её можно развивать – петь, помнить песни. Пока мы будем петь, помнить хорошие песни, пока будем рассказывать народные сказки – народ наш будет жить!
Домашнее задание. Записать (не набирать на компьютере) на лист А4 со слов старших членов семьи (родители, дедушка, бабушка), после обсуждения в семье, текст хорошей песни. Выучить мелодию. Когда дети принесут, сделать классный песенник. Это общее доброе дело.
Урок Трезвости № 6.
Тема: “Мечтать, надо мечтать!”
Цели урока: убедиться, что выбор будущих профессий детей – созидательный и относится к области абстрактно-логического мышления. В основе созидания в обществе Трезвость.
План урока:
1. Повторение, закрепление
2. Стих В. Маяковского «Кем быть?»
3. Список будущих профессий ребят
4. У трезвого человека мечты созидательны
5. Завершенные дела – ступеньки к мечте
Материальное обеспечение: репродукции из журнала “Огонек” на темы “Труд”, “Детство”, диск “850 советских песен”, обложка, файлы для классного песенника, репродукции картин И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Ход урока:
Вопросы на закрепление:
1. Что такое Трезвость?
2. Вопрос на закрепление понятий: абстрактно-логический уровень мышления и конкретно-предметный. (На доске расположены репродукции картин, записана тема урока и названия двух уровней мышления). Ребята, послушайте внимательно притчу. Три человека катят куда-то тележки с кирпичами. У одного спросили: “Что ты делаешь?” – “Тележку качу”, у другого: “Что ты делаешь?” –“Деньги зарабатываю”, третьему задали тот же вопрос: “Город строю”. Кто из них рассуждает на животном уровне? (первый, второй). Кто на человеческом? (третий).
Тема сегодняшнего занятия:“Мечтать, надо мечтать”. Мы поговорим о том, кем вы мечтаете стать, когда вырастете. Пока вы обдумываете этот вопрос, я прочту (в сокращении, выделено жирным шрифтом) стихотворение В. Маяковского “Кем быть?” 1928 год.
КЕМ БЫТЬ?
«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы пила
раскалилась добела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик, то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру хорошо,
а инженеру — лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом
такой,какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание славное,
живое словно.
Это будет
перёд,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. —
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживет. —
Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там — дым,
здесь — гром.
Гро- мим
весь дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.
На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые. —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е- дем, ду- дим:
«С пу- ти уй- ди!»
Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».
Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!»
А теперь к вам, ребята, вопрос. Кем вы мечтаете стать, почему и зачем? (на доске появляется список профессий). Скажите, пожалуйста, вам для ответа на вопрос абстрактно-логическое мышление понадобилось? Да. Ведь будущую профессию не пощупать. Заметьте, вы выбрали профессии, исходя из пользы людям, которую тоже не пощупать. Это ведь абстрактное понятие “польза”, “добро”. И логика вашего выбора такова – в первую очередь обществу пользу принести, во вторую себе кусок хлеба заработать.
Изобретателями ли вы будете, строителями, композиторами или художниками (кем угодно), в первую очередь спросите себя , а людям то это надо, на пользу это обществу, жизнь лучше у всех станет (а значит и у тебя)?
Посмотрите на репродукции картин художников. В чем задача художника, что от художника людям нужно? Чтобы добрых мыслей прибавить, добрые качества укрепить (помните наш список Добра?).
Есть нашумевшая картина “черный квадрат на белом фоне”, много споров вокруг нее, вокруг ее «гениального» смысла, стоит она очень дорого… Но стоит только спросить: “А людям это надо? Добро увеличивает, жизни служит? Какую пользу людям приносит?” И сразу становится ясно, пользы обществу никакой, служит только наживе отдельных скупщиков, торговцев картинами. И то, что подобные произведения появляются, говорит о том, что в обществе что-то неладно (можно подобрать, показать и обсудить подобное произведение, не вешая на доску). К какому уровню мышления относится такой вот «Чёрный квадрат на белом фоне»? К конкретно-предметному. А значит, о чём говорит появление таких картин, такого направления в искусстве? О том, что обществу в целом с потерей Трезвости становятся недоступны такие понятия как Добро, Родина, созидание.
Посмотрите на произведения известного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Он входил в общество трезвости Льва Толстого! Это видно и из его долголетия (86 лет), и тем его картин «Арест пропагандиста», «Бурлаки на Волге» и др.
Сохраняет ли человек, общество в целом способность думать на человеческом уровне при потере трезвости? (Нет, не сохраняет – об этом говорили на прошлом занятии).
К сожалению, степень потери трезвости взрослым населением нашей страны сейчас очень высока. В целом общество не способно сделать созидательные, как говорят, общественные заказы.
Но вы – наша надежда, ребята! И ваш список Добра и ваш список профессий говорит о том, что вы мыслите на человеческом уровне и будете мыслить, даже еще и разовьете свою смекалку, свой ум – вы ведь учитесь. И уже сейчас думаете, как принести пользу обществу.
Сейчас я спою еще одну песню, но сначала разберемся в смысле некоторых слов из нее. Что значит слово “Здравствуй”? – пожелание здоровья. А если сказать “Здравствуй, страна!” – это пожелание процветания стране. Что такое тропики, все знают? Полюс? “Врубаться в скалу” – что это? Добыча полезных ископаемых, угля, скорее всего. А что такое энтузиазм? Это настрой, большое желание какое-то хорошее дело сделать. С энтузиазмом (с подъемом, большим рвением, усердно и радостно) можно трудиться. Энтузиазм проявляется только в деле, причём только в хорошем. Мечтать с энтузиазмом нельзя. С энтузиазмом за уроки браться хорошо! Теперь вам всё будет понятно в песне “Марш энтузиастов”.
Марш энтузиастов.
Музыка: И.Дунаевский
Слова: А. Д'Актиль
«В буднях великих строек, В веселом грохоте, в огнях и звонах, Здравствуй, страна героев, Страна мечтателей, страна ученых! Ты по степи, ты по лесу, Ты к тропикам, ты к полюсу Легла родимая, необозримая, Несокрушимая моя. Припев: Нам нет преград ни в море, ни на суше, Нам не страшны не льды, ни облака. Пламя души своей, знамя страны своей Мы пронесем через миры и века! Нам ли стоять на месте! В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш - есть дело чести, Есть дело доблести и подвиг славы. К станку ли ты склоняешься, В скалу ли ты врубаешься, - Мечта прекрасная, еще неясная, Уже зовет тебя вперед. Припев. Создан наш мир на славу. За годы сделаны дела столетий, Счастье берем по праву, И жарко любим, и поем, как дети. И звезды наши алые Сверкают, небывалые, Над всеми странами, над океанами Осуществленною мечтой». |
Песня как раз заканчивается словами про осуществлённую мечту. А как мечту осуществить? Важный вопрос: мечтать хорошо, а как добиться осуществления мечты? (Дети могут сказать, что к мечте надо стремиться. Тут можно для демонстрации безресурсности этого слова, взяв в руки мел, предложить кому-то его взять, а потом предложить постремиться его взять!) К мечте нужно идти! По ступенькам завершённых дел!
(На доске рисуем лесенку с 5-7 ступеньками. Наверху пишем слово «мечта». Вдоль лесенки вверх рисуем стрелку. Подписываем стрелку «путь и мечте») Только с Трезвостью видны эти ступеньки, потому что мечта относится к области, в которой требуется абстрактно-логическое мышление.
Здесь можно рассказать, например, о мечте - о том, чтобы в нашей стране утвердить и сохранить Трезвость! Можно рассказать, по каким ступенькам идёт городская общественная организация “Трезвая Тюмень”, какие дела делает. В списке этих дел наши уроки трезвости.
(Желательно на конкретном ребячьем примере разобрать шаги к его мечте с рисунком).
Хорошая учеба – к любой мечте необходимая ступенька!
Домашнее задание. Нарисовать свою лесенку – дорогу к своей мечте.
(Молодцы, кто принес песни, записанные на листе А4. Следующее занятие будет музыкальным. Кто играет на чем? Можно принести.)
Урок Трезвости №7.