Вспышка психических расстройств

Врачи, психологи и священники лучше остальных осведомлены о серьезности проблем, вызванных недостатком качественных взаимоотношений в обществе. По причине недостатка активных контактов и обилия надломленных отношений, многие люди мучаются от одиночества, печали, депрессии и разочарования, при этом многие из них теряют желание занимать активную позицию и жизни общества, ведут жизнь на грани тихого помешательства, в то время как поведение остальных приобретает насильственный и разрушительный характер.

Как мы уже говорили, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что величайший кризис, с которым неизбежно столкнется человечество в ближайшие 20 лет,— это психические расстройства. На общем фоне ухудшения отношений в семье и частых случаев разочарования в жизни, некоторые формы психических отклонений уже приобрели масштабы эпидемии.

Проблема психического здоровья напрямую сопряжена с вопросами, связанными с политикой и подавлением воли. Сегодня, как никогда прежде, психическое здоровье людей не зависит от них самих. Тирания и насилие, сотрясавшие Землю в прошлые эпохи, продолжают свое дело и в наши дни. Тонкие манипуляции и контроль деятельности человека посредством нового, могущественного оружия находится в руках элиты, что влечет за собой ужасающие последствия. Когда внешние силы начинают манипулировать нашими умами, деградация и порабощение не заставят себя долго ждать.

Как мы уже говорили, СМИ привлекают внимание людей к материальным аспектам существования, лишая их возможности обрести высшее сознание. В основе проблем, связанных со всплеском психических заболеваний, насилия, убийств и самоубийств, скрывается тот факт, что, несмотря на упор на материальные устремления, большинство людей чувствуют себя духовно опустошенными.

Все мы обладаем естественным желанием любить и развивать глубокие отношения друг с другом. Однако, в противовес требованиям человеческой природы, общество все больше внимания сосредоточивает на механических и поверхностных аспектах существования людей. В результате мы имеем обманчивое по определению умонастроение, подталкивающее людей находить успокоение в материалистичном сознании и вынуждающее их постоянно стремиться к иным изощренным формам чувственного наслаждения. Многие из нас ведут жизнь, мало чем отличающуюся от жизни кролика, бегающего за висящей перед его носом морковкой, не осознавая сомнительной природы происходящего. Когда мы подчиняемся указаниям наших ума и чувств, подверженных ошибкам, мы становимся крайне уязвимыми перед неизбежными последствиями наслаждений, уже недоступных нам.

Для того, чтобы исправить ситуацию, мы должны постараться выйти за рамки общепринятого подхода к проблеме психического здоровья. Очевидно, что традиционные подходы психиатрии, психологии и других форм помощи не способны отвратить трагедию, поразившую человека. Эти проблемы не решатся методами среды, породившей их. Путь к разрешению этих проблем, лежит через духовный всеобъемлющий подход, рассматривающий наши трудности в более широком контексте, стараясь возвыситься над обывательскими предрассудками.

Сила воли — одно из качеств, превращающее нас в людей. Лишенные силы воли, мы легко и быстро окажемся в ловушке сил, которые не способны контролировать. Духовная практика так важна именно потому, что даруемое ею возвышенное сознание является источником истинной свободы. Если мы регулярно не подчиняем свои чувства жесткой духовной дисциплине, сосредоточивая все свое внимание на материальных наслаждениях, мы будем практически лишены доступа к свободному волеизъявлению. Мы окажемся в ловушке материальной природы и позволим умным тиранам, уже убедившим нас поклоняться деньгам, престижу и материальному благосостоянию, манипулировать собою.

Вызов психиатрам

Несколько лет назад я проводил лекцию в аудитории психиатров в здании Университета штата Мичиган. Лейтмотивом моего выступления была мысль о том, что психиатры — элементарные мошенники. Я был вынужден обратиться к своей аудитории с подобным заявлением для того, чтобы привлечь внимание к их необоснованно претенциозному отношению к собственной профессиональной деятельности.

В развитых странах психиатры считаются одними из самых высокооплачиваемых специалистов, при этом они пользуются безусловным доверием своих пациентов. Но на деле жизнь многих людей пошла по необратимому губительному пути именно по причине воздействия ошибочных оценок психиатра. Мнение психиатра имеет огромное значение при решении важных вопросов, как-то при определении вменяемости преступника и диагноза человека, направленного в психиатрическую клинику, пригодности к работе или направленности лечения человека, поведение которого отличается от «нормального».

Изучив психиатрию в Принстоне, я напомнил психиатрам, что ни психологи, ни сами психиатры не пришли к однозначному выводу о том, что же такое «ум». И все же представители этих профессий каждый день пытаются решить умственные проблемы, выступая в качестве специалистов, несмотря на то, что не обладают ясным пониманием предмета, с которым им приходится иметь дело. Более того, эти профессионалы запутываются еще больше, теряясь в определении состояния, которое можно считать «нормальным».

Разве могут профессионалы, решающие проблемы умственной деятельности, быть лишены четкого понимания того, что считать «нормой»? Кроме того, как могут психиатры и психологи пытаться решить эмоциональные проблемы пациентов, не имея под рукой стандартного учебника, дающего четкое определение эмоции? Другими словами, эти профессионалы могут взимать со своих пациентов по 100 долларов в час лишь за то, чтобы предложить «лечение» тех органов, о которых у них самих довольно смутное представление.

Врач, прежде излечи себя!

В западной культуре те, кто открыто заявляет о своей способности вылечить других, зачастую сами нуждаются в лечении. Не только психиатры занимают столь шаткую позицию. Врачи всех специализаций переживают проблемы в собственной жизни. Если мы хотим вылечить человека, общество и планету, то должны уделить достаточно внимания излечению наших целителей. К сожалению, многие врачи страдают от различных нарушений жизнедеятельности организма и депрессии, вплоть до совершения самоубийства. Уже никого не удивляет, что врачи обладают самым слабым здоровьем из всех остальных профессиональных групп, а продолжительность их жизни на 10 лет короче других специалистов. Статистика утверждает, что вдобавок к высокому уровню самоубийств, в семьях врачей очень часты случаи разводов, а также злоупотребления наркотиками. Несомненно, эти проблемы существуют не от недостатка научного знания и не от материальной или финансовой нестабильности. Чаще всего их причиной становится внутренняя духовная опустошенность.

Если врачи хотят стать эффективными лидерами и духовными воинами (а они должны быть ими по определению), то должны поддерживать здоровый баланс между материальным и духовным, а также развиватьдуховные принципы, обеспечивающие глубинное понимание медицинской науки. Медики должны основывать свою практику на интенсивной интеграции духовного знания и научных изысканий. Они также должны культивировать в себе сильное желание помочь своим согражданам, подкрепив его продуманными действиями.

По крайней мере 2500 лет назад Гиппократ, один из основоположников медицины, сказал: «Твоя пища да исцелит тебя». Он также сказал, что в каждом из нас заложены качества врача. Однако состояние современной медицины позволяет предположить отход от этой точки зрения. На самом деле слишком часто современная медицина отклоняется от принципов, направленных на действенное целостное излечение индивидуума. Осознание этой проблемы позволяет нам бросить вызов распространенному подходу к здоровью и лечению. Для всех нас крайне важно изменить свое отношение к методам лечения, потому что наша безудержная привязанность к химическим препаратам, методам подавления симптомов болезни вместо ее причин, а также сугубо физическое восприятие организма больного стали причиной огромного бремени человеческих страданий.

К счастью, многие медики сегодня обратились к исследованию области знаний метафизических, паранормальных и духовных. Они признают неразрывную связь и тонкие взаимоотношения ума и тела. Некоторые даже допускают, что мы не являемся лишь этим телом и умом. С переменой взглядов врачей и других медицинских работников, отошедших от строгих приземленных догматов, можно надеяться, что они начнут восприниматьпациентов с их заболевания с позиции целостного подхода. Есть шанс, что эта тенденция укрепится и подтолкнет их к пониманию более глубоких и тонких факторов, оказывающих влияние на появление, развитие и эффективность лечения болезни.

К числу особо интересных новых достижений можно отнести недавние открытия в бурно развивающейся психонейроиммунологии — области медицинского научного знания, прослеживающей взаимоотношения между умом и телом. Так, один из ученых по имени Ларри Доссей в своих работах говорит о «нелокальном уме», описывая эффект применения знания о нем в практической медицине. Помимо этого, недавно один медицинский журнал провел обозрение исследований в гарвардских лабораториях, где, в частности, говорилось «Заключения, которые можно сделать на основании исследований новых и возрождающихся болезней, проведенных гарвардскими учеными, состоят в том, что болезнь не следует воспринимать отдельно от социального, эпидемиологического и эволюционного контекста, в котором она возникает и распространяется».

Важность примеров для подражания

Каким образом врач может сам себя излечить? Он может сделать это, признав факт существования высшей истины, определяющей смысл и направление жизни, а также приняв на себя ответственность за собственное поведение перед людьми, пытаясь вести жизнь, основанную на предельном бескорыстии. Ответственность, власть и влияние дает врачам возможность стать наиболее действенными духовными воинами. Но для достижения этого они должны научиться объединять свой ум, тело и душу, направив их на достижение единойцели. На самом деле подобная интеграция и целеустремленность отличают истинного духовного воина и любого истинно духовного человека. Такой преданный своим обетам человек будет стремиться нести гармоничную жизнь, в которой слова и поступки будут направлены к единой цели.

Будущее человечества, напрямую зависит от врачей. Медики и другие доминирующие профессионалные группы, хотят они этого или нет, становятся примерами для подражания. Поэтому крайне важно, чтобы такие люди работали сообща, направляя свои силу и энергию на обеспечение баланса и здоровья в нашей жизни. Будучи примерами для подражания, они оказывают влияние на развитие всего общества. Более чем кто-либо другой, медики должны являть миру пример целостной личности, которая заботится о благополучии тела и души. Древняя «Бхагавад-гита» (3.21) подтверждает важность этого: «Любой поступок великого человека становится примером для подражания обычных людей. Каким бы ни было его поведение, весь мир последует его примеру». Лидеры должны на собствен ном примере демонстрировать здоровый образ жизни.

Врачи не только несут на своих плечах бремя ответственности под стать их огромному потенциалу, но также находятся в среде, подталкивающей их изменить своивзгляды и схему поведения. Это связано, как уже творилось ранее, прежде всего с тем, что жизнь медика очень коротка и насыщена стрессами. Поэтому как для самих врачей, так и для всего общества а целом будет очень благоприятно расширить границы своего мировоззрения, особенно с профессиональной медицинской позиции, на пути к пониманию целостной природы человека. Таким образом они смогут излечить самих себя и принести большее благо окружающим.

Это наставление касается каждого из нас, а не только врачей. Задавая себе вопросы о смысле жизни, каждый из нас на каком-то этапе будет способен понять, что следует заниматься не только интеллектуальными упражнениями Будучи духовными воинами, мы должны научиться признавать и принимать нашу ответственность перед другими людьми. По всему миру живет бесчисленное множество невинных людей, полагающихся на нашу честность и справедливость, и они должны помочь нам найти решения неизбежных физических и умственных проблем, с которыми нам всем приходится сталкиваться.

Не искажайте истину

Одна из серьезнейших проблем западной культуры заключается в том, что она отказывается принимать в расчет достижения древних цивилизаций, а также современных, сосуществующих с ней. Это серьезная ошибка. Есть очень много всевозможных вещей, которым мы можем научиться у традиционных культур. Но вместо этого мы оставляем за собой право называться оригинальными «мыслителями», ставя под сомнение ценность достижений цивилизаций прошлого. Однако справедливости ради следует отметить, что не все культуры исповедуют подобный подход к знанию.

В ведических писаниях приводится несколько пренебрежительный термин муни, относящийся к определенному типу философов. Философа называли муни, когда он ради обретения признания и славы пытался поставить под сомнение философскую концепцию своего предшественника. Искренние сторонники истины того времени считали занятия таких муни серьезным нарушением гармоничного развития общества, потому что основными мотивами, подталкивавшими их к этим занятиям были гордыня и недостаток внимания, а не смиренное признание истинности изначальных утверждений писаний.

Другая категория философов, занимавших более возвышенное положение, обретала знание посредством обращения к неискаженному источнику. Такие философы, оставаясь приверженцами изначальных наставлений в писаниях, обогащают свое понимание примерами из окружающей действительности, различными аналогиями и собственными рассуждениями. Таким образом, творческий потенциал человека и его качества используются для того, чтобы проанализировать и разъяснить истину в свете изначального знания. В ведические времена подобный подход считался действенным способом применить человеческий талант и одаренность, потому что сам человек испытывал уважение к традиции и здравый скептицизм в отношении новоявленных противоречивых гипотез.

Противоположный подход, предусматривающий бесконечные диспуты для самоутверждения, считался несознательными, бессмысленными действиями, порождающими высокомерие и замешательство. Такое отношение позволяло ведическим мудрецам быть уверенными в сохранении истины. И мы могли бы у них многому научиться. Истина достойна того, чтобы ее защищать. Это, однако, не означает, что истина хрупка. Напротив ранимы мы с вами, но, вставая на защиту истины, мы оберегаем сами себя, избегая сомнительного поведения. А сегодня наши невежество и недостаток почтения к древним наставлениям вынуждают нас беспрерывно страдать.

Важность положительного примера

Мы не только лишены почтения к мудрости древних традиционных культур, но и выражаем почтение людям, недостойным этого. Наш мир насыщен примерами для подражания довольно сомнительного качества. Мы не можем отрицать общепризнанный факт: «подобное притягивается подобным». Когда начинает процветать аморальное поведение, оно обречено завоевывать все большую популярность. Некогда Конфуций сказал, что грех перестает казаться грехом, если совершить его дважды. Современные люди настолько пренебрежительно относятся к последствиям собственных греховных действий, что, преступая рамки дозволенного, не испытывают ни малейших угрызений совести.

Мы должны стараться отучить себя оправдывать свои слабости. Если чье-либо поведение вызывает у нас раздражение, в этом нет ничьей вины. Это говорит лишь о том, что мы сами занимаем довольно шаткое положение. Мы должны развить в себе душевные силы, способные удержать нас от повторения идиотского поведения других людей. Если мы подчиняемся собственной слабости, можно констатировать, что решимости в нас еще недостаточно. Мы должны перестать искать «козлов отпущения» среди окружающих нас людей, но найти в себе силы, чтобы устоять перед соблазнами.

Несмотря на наличие некоторых примечательных исключений, эра «плохих» парней и мачо в качестве идолов Голливуда ушла в небытие. Некоторые из этих «героев» выкурили слишком много сигарет, и через несколько лет после их смерти их лица снова появились на рекламных щитах, с которых они умоляют молодежь не быть такими же глупыми, как они, и не повторять их ошибок. С уходом со сцены нарушителей закона природа позаботилась о том, чтобы пригласить духовных воинов, которые должны возобладать и восстановить Божественный порядок на Земле. Однако если мы останемся безучастными, погрязнув а трясине материализма, кто сможет гарантировать, что из нас получится что-нибудь путное. Каждый из нас должен заглянуть в собственное сердце. Если мы занимаемся самобичеванием, внушая себе, какие мы ужасные и плохие, то нас можно смело отнести к категории вымирающих видов. Нам суждено яркое и интересное будущее, от нас требуется лишь сделать правильный выбор.

Нет ничего удивительного в том, что сейчас, когда незаконные поступки воспринимаются нами в порядке вещей, буйным цветом расцветают различные болезни, а также наркотическая и иная зависимость. Интересно отметить, что зачастую люди искренне верят, что их эгоцентричное материалистическое поведение не является чем-то противоестественным. Однако это — результат невежества. Суть заключается в том, что, обращаясь к искусственным стимуляторам наслаждения, мы упускаем шанс насладиться истинным вкусом, сопутствующим духовности. Чем глубже мы будем осознавать, что блаженство становится доступным нам, только когда мы приводим наши мысли и действия в гармонию с Божественной волей, тем более явственным будет наше желание избавиться от этого хаоса и сделать первый шаг навстречу свету истины. Однако для того, чтобы это стало осознанной необходимостью, человек должен обладать духовной зрелостью, которая наделит ею необходимыми терпением и гибкостью для раскрепощения сознания.

Наши рекомендации