Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижений спортивного мастерства ,ее формирование.
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства. на начальном этапе важно выявить причины прихода в спорт. Выбор вида спорта часто обусловлен внешними, случайными обстоятельствами. Мотивация характеризуется диффузностью, неопределенностью и неустойчивостью. Мотивы: а) эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе- естественная потребность в движениях); б) долженственная (по настоянию родителей); в) мотивы, связанные с условиями среды (близость секции…); г) стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья…); д) стремление к самоутверждению (желание быть не хуже других…); е) социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции. Этап углубленной тренировки (специализации) характеризуется устойчивым интересом к виду спорта, проявлением способностей к нему и стремлением к их развитию. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и достижение высоких результатов, как следствие затраченного труда. Мотивы: а)интерес к виду спорта; б)собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); в)стремление к самоутверждению, спортивному достижению; г) общественные мотивы (долга, коллективности, патриотизма…); д)потребность в совершенствовании физических и психических качеств. Этап высшего спортивного мастерства характеризуется стремлением поддержать и развить свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, обеспечить свое материальное благополучие. Мотивы: а)достижения успеха и избегания неудач; б)соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); в)самосовершенствования; г)спортивного общения; д)материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага). Этап завершения спортивной деятельности характеризуется снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью (физическая и психическая усталость), «эмоциональным выгоранием» спортсменов. Возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием потерять материальные блага, свой престиж и связи со снижением спортивных результатов. Мотивы: морально-волевые (психологическая усталость, потеря перспективы улучшения результата, возраст, состояние здоровья, травмы…);эгоистические (желание уйти непобежденным, конкуренция товарищей по команде, отношения с тренером…); бытовые (вступление в брак, рождение ребенка, финансовые затруднения, отношения в семье.
Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями: *Первый- воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к действительности (путем сообщения определенных знаний).*Второй-воздействие на деятельную сферу. Через специально организованные условия деятельности, хотя бы избирательно, удовлетворяются те или иные потребности, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые, формируются новые, необходимые потребности. Для эффективного формирования мотивации спортсменов важно два момента. 1.Стимулирование представляет собой побуждение человека извне, целью которого является превращение внешнего побуждения во внутреннее, т.е. мотив. Виды стимулирования: положительное, отрицательное, моральное, материальное. 2.Поэтапное подключение мотивов по мере развития спортсмена. На начальном этапеприоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Только они могут «закрепить» в спорте детей и подростков, которые часто приходят туда под влиянием случайных побуждений. Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.
14.Психологическая система видов спорта и соревновательных упражнений.
Современный спорт представлен большим количеством его видов, соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта, а также разнообразием содержательной и процессуальной сторон спортивной деятельности (биомеханической, энергетической, средовой и психологической). Т.Т.Джамгаровым (1979)разработана классификация видов спорта и соревновательных упражнений на основе установления различий в некоторых заданных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной деятельности спортсменов (команд) в разных видах спорта. В качестве критерия в приведенной систематике избрано взаимодействие спортсменов в процессе соревнований, которое выступает в двух основных формах: по отношению к противнику – в форме противоборства (соперничества), по отношению к партнерам- в форме взаимодействия (сотрудничества). Это определило два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спортсменов. Первый аспект- противоборство (непосредственное и опосредствованное) соперников или команд. *Непосредственное противоборство характеризуется пространственно-временным единством взаимодействия противоборствующих сторон. Проявляется при жестком, физическом и условном контактах. *Опосредствованное противоборство характеризуется поочередностью выполнения соревновательных упражнений (акробатика, прыжки на батуте и др.). Во всех случаях непосредственного и опосредованного противоборства между соперниками имеется и психологический контакт. Причем для опосредованного противоборства этот контакт является единственной формой взаимодействия соперников в процессе соревнования. Второй аспект- взаимодействие партнеров в команде, которое в зависимости от вида спорта и предусмотренных правилами условий может протекать в четырех различных формах. *Совместно-взаимосвязанная деятельность- характеризуется объединением и взаимодополнением усилий как для повышения эффективности своих действий, так и для противодействия команде противника. *Совместно- синергическая деятельность- проявляется в строгой синхронизации движений. *Совместно- последовательная деятельность (эстафеты)- заключается в быстроте прохождения каждым спортсменом своего отрезка дистанции и правильности передачи эстафеты. *Совместно- индивидуальная деятельность- характеризуется состязанием один на один с соперником, одновременно с несколькими, или выступлением поочередно. Однако результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и команды в целом.
15.Психологические основы физической подготовки спортсмена (по виду спорта)
Физическая подготовка (ФП)«направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей- силовых, скоростных, координационных, выносливости…»(Ю.Ф.Курамшин,2003).Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо осознать его структуру, совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам Физические качества с точки зрения психологии могут быть раскрыты так: Быстрота- отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа, ритма и амплитуды движения, способность управлять временными параметрами движения. Быстрота включает в себя: а)минимальное время начала действия в ответ на раздражитель (латентное время двигательной реакции); б)скорость отдельного движения(элементов техники); в)темп (скорость чередования повторяющихся элементов движений-шагов в беге) и ритм двигательного действия (соотношение отдельных частей движения по времени- ритм разбега в прыжках…).Сила- отражение особенностей предельных, распределенных и дозированных мышечных усилий (МУ). Предельные МУ имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности (например, при поднятии штанги). Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, т.к. они ограничиваются функциональными возможностями. Дозированные МУ требуют строгой дифференцировки в их проявлении, обеспечивают точность двигательных действий спортсмена- броска и передачи мяча, удара в боксе и укола в фехтовании. Распределенные МУ проявляются при выполнении разнообразных физических упражнений (например в плавании. Выносливость-отражение величины и продолжительности мышечных напряжений и волевых усилий, развиваемых спортсменом в условиях длительного выполнения двигательных действий. Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость при формировании положительного отношения к работе. Координационные способности (КС)-отражение координационной сложности задания, точности и времени его выполнения. КС обеспечивают быстрое и точное овладение новыми движениями, перестройку двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. КС занимают особое положение, имеют разнообразные связи с другими физическими качествами и проявляются только во взаимодействии с ними, а потому носят наиболее комплексный характер.
16.Психологические основы технической подготовки спортсмена.
Под технической подготовкой в спорте чаще всего понимают процесс обучения основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, а также совершенствования избранных вариантов спортивной техники. Психологической основой освоения и совершенствования двигательных навыков служит образование, дифференцировка и последующая динамика временных условных связей в мозговых структурах. При этом психические механизмы обеспечиваютосознанныйхарактер действий, поскольку в спорте чаще всего требуется достаточно обширные и глубокие знания, четкие представления о технике двигательных действий, сознательный контроль за выполнением действий, подотчетность действий сознанию, возможность обеспечения второсигнального управления движениями. Спортивные педагоги знают как велико значение использования точной терминологии. Даже тогда, когда контроль сознания может помешать автоматизированному выполнению движения с максимальной быстротой или точностью, тем не менее, возможность ясного осознания и детализация движений возможна и такие задачи нередко ставятся. В этих случаях используется словесный образ, построенный на целом ряде первосигнальных возбуждений. Формированию и последующему развитию двигательных навыков в спорте присуща высокая степень точности движений. Точность движений необходима спортсменам как в пространственном, так и во временном аспектах. Примерами необычайно высоких требований к точности межмышечной координации, синхронности движений во времени мы видим в циклических видах спорта, а требования к пространственной точности в различного вида прицельных состязаниях. Однако чаще всего требуется пространственно-временная точность. Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых и совершенствуемых движений является обратная связь: срочная, легко воспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения. Не менее важной стороной спортивных навыков являетсяих устойчивость и надежность. Чаще всего в самом начале освоения навыка используются несколько упрощенные, облегченные условия, которые впоследствии постепенно усложняются эмоциональными факторами соревнований, противодействием соперников, погодными условиями и многими другими факторами. При этом спортсмен в целом ряде видов спорта должен сохранять безошибочную схему движения, точно выполнить требуемое движение даже при многочисленных и разнообразных отвлекающих воздействиях, а иногда выполняя движение на пределе проявления физических качеств. Одновременно должна сохраняться гибкость навыков,позволяющая адаптировать навык к изменению развитости физических качеств, к специфике действий соперника, изменению трассы и многому другому. В результате многолетних тренировок вырабатывается универсальная, общая приспособляемость навыка к самым различным условиям тренировок и соревнований. При этом спортсмен, обладающий таким свойством навыка, испытывает значительно меньшие психические нагрузки, тратит меньше нервной энергии.