Психология фкис как отрасль псих.науки
Психология ФКиС как отрасль псих.науки
Психология физического культуры и спорта - это область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности
Психология спорта имеет своим предметом экстремальную деятельность человека, которая характерна для спорта высших достижений. Этот спорт - типичный пример экстремальной деятельности, которая требует от исполнителя околопредельного психофизиологического напряжения. Экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами: большие физические и психические нагрузки; ограничения, свойственные тренировочному режиму; опасные ситуации, типичные не для всех видов спорта; жесткие условия отбора в команду; напряжение предсоревновательной подготовки; высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта; социальные последствия побед и поражений.
Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.
Объект, предмет и задачи псих. ФКиС
Объектом психологии ФКиС явл.- чел, заним спортом(спортсмен), тренер.
Предмет психологии физической культуры и спорта- закономерности психики, психологические особенности личности и деятельности спортсменов в различных условиях тренировки и соревнований.
Задачи психологии физической культуры:
Личность спортсмена: а) изучение психологических основ формирования личности в спортивной деятельности; б) формирование специиальных свойств личности; в) изучение особенностей личности спортсмена высокого класса.
Спортивная деятельность: а) изучение общих вопросов спортивной деятельности (целей, мотивов, способов и результатов); б) разработка психоспортограммы (изучение требований, которые предъявляет вид спорта к психике спортсмена); в) разработка психологических основ тренировочной и соревновательной деятельности для повышения ее эффективности.
Психологическая подготовка: а) разработка системы психологической подготовки во всех видах спорта; б) разработка и описание методов регуляции и саморегуляции в спорте; в) создание экспресс-методик для изучения личности и деятельности спортсменов.
Психология спортивных групп: а) изучение особенностей функционирования больших и малых групп и их воздействия на спортсмена; б) изучение совместимости в спорте; в) изучение взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен».
Таблица. Особенности тактического мышления спортсмена
№ п/п | Особенности тактического мышления | Характеристика |
Наглядно-образный характер мышления | При решении тактических задач мышление спортсмена основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы | |
Действенный характер мышления | Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Нередко спортсмен находит правильное решение не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия | |
Ситуационный характер мышления | Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно | |
Быстрота мышления | Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий | |
Гибкость мышления | Спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение | |
Целеустремленность мышления | Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли | |
Самостоятельность мышления | Спортсмен должен уметь решать тактические задачи самостоятельно: принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию | |
Глубина мышления | Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях | |
Широта мышления | Заключается в умении постоянно держать под контролем большое число связей и отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так и других источников | |
Критичность мышления | Это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задач, это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий |
Секундирование
В ситуациях соревнований задача тренера — не только помочь спортсмену в поддержании необходимого настроя на эффективные действия, но и самому быть готовым использовать различные способы срочной регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена, которые могут возникнуть в экстремальных условиях.
Психологические приемы управления поведением и деятельностью спортсмена в процессе соревнований связаны с решением следующих проблем:
- ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для конкретного спортсмена на данном этапе спортивной карьеры;
- формирование психических «внутренних опор»;
- преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником;
- создание собственного образа;
- создание образа соперника;
- психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;
- создание психологической программы действий непосредственно перед началом соревнований.
При выборе управленческих мер тренер исходит из того, что важными факторами, определяющими психическую готовность, являются величина потребности в достижении запланированного соревновательного результата и оценка спортсменом вероятности достижения этого результата. Поэтому, регулируя величину потребности и оценку вероятности успеха, тренер может оптимизировать психическое состояние спортсмена в ходе соревнований.
Психология секундирования
Особое значение для управления соревновательной деятельностью спортсмена имеет словесное воздействие тренера непосредственно на соревновании — секундирование.
Секундирование обычно проводится в двух формах: советов-наставлений, даваемых спортсмену перед началом соревнования, и советов-подсказок, даваемых в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена.
С о в е т ы - н а с т а в л е н и я чаще всего имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверенность в своих силах, мобилизовать к активным действиям. Тренеру следует иметь в виду, что его слово может иметь огромное влияние на соревновательное психическое состояние спортсмена и что пользоваться им, поэтому надо очень продуманно. В противном случае наставления, «накладываясь» на предстартовое состояние, могут вызвать возбуждение, уровень которого превысит оптимальный наоборот, торможение как реакцию на чересчур сильный раздражитель, т. е. могут стать причиной либо стартовой лихорадки, стартовой апатии.
Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами - подсказками в ходе соревновательной борьбы, Отрицательный эффект их связан чаще всего с тем, что они не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают от анализа меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать соревновательные задачи.
Систематическое применение подсказок притупляет личную инициативу спортсмена, он становится беспомощным, когда приходится выступать в соревновании без тренера или когда условия проведения соревнований не позволяют тренеру «суфлировать». У спортсменов, которые привыкли самостоятельно, решать возникающие в ходе соревнования задачи, совет-подсказка может вступить в противоречие с собственными замыслами. Такое противоречие становится причиной сложных конфликтных ситуаций, решение которых в микроинтервалы времени является весьма трудным и требует дополнительных усилии.
Применяя подсказку, тренер должен быть уверен, что она не вступит в противоречие с тем решением, к которому спортсмен пришел самостоятельно.
Как правило, активнодействующему спортсмену подсказки могут быть полезны лишь в определенных критических ситуациях соревнования. Опытные тренеры в таких случаях дают команды с целью мгновенно исправить какую-нибудь ошибку или экстренно мобилизовать силы спортсмена: уставшему бегуну — «Терпи!» или «Руками!» (т. е. энергичней работай руками); сделавшему соскок и пошатнувшемуся гимнасту — «Стоять!»; начавшему бросок и преодолевающему сопротивление соперника борцу — «Пойдет!». Но и такие подсказки можно применять лишь при условии тонкого, понимания соревновательной ситуации, отличного знания состояния и возможностей спортсмена при абсолютной уверенности в том, что в данном случае управление извне не вступит в конфликт с саморегуляцией.
Следовательно, тренеру надо стремиться к тому, чтобы его речевые воздействия помогали спортсмену получить необходимую, достаточную для принятия решения информацию и при этом знать, что величина и содержание ее определяются не только объективными условиями соревнования, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, психическим состоянием.
Аутогенная тренировка
Основой аутогенной тренировки является самогипноз - способность, которая есть у каждого человека. Независимо от того, задумывались ли вы об этом или нет, вы можете гипнотизировать себя и делаете это довольно часто в своей обычной жизни.
Аутогенная тренировка Шульца представляет собой комплекс упражнений, с помощью которых вызываются эти ощущения и, вследствие их появления — самогипноз. Тепло, разливающееся по всему телу, появляется из-за расширения кровеносных сосудов, что вызывает приток крови ко всем частям тела. Чувство тяжести возникает из-за расслабления мышц. Так как расширение сосудов и расслабление мышц являются компонентами реакции релаксации, аутогенную тренировку стали использовать как технику релаксации, помогающую справляться со стрессом. Шульц описывал аутогенную тренировку как способ лечения невротиков с психосоматическими заболеваниями. Однако этот способ быстро стали применять и здоровые люди, которые хотели научиться самостоятельно регулировать свое психологическое и физиологическое состояние. Частично своим успехом и популярностью аутогенная тренировка обязана работам ученика Шульца Вольфганга Люте
Важная деталь - при выполнении аутогенной тренировки необходимо относиться к этому процессу пассивно, не стараться, чтобы что-то получилось. То есть чтобы расслабиться, нужно расслабиться. Просто выполняйте упражнения — и будь что будет.
Несмотря на то что и аутогенная тренировка, и медитация вызывают реакцию релаксации, достигается она разными способами. В процессе медитации расслабление тела осуществляется посредством сознания. Ваутогенной тренировке ощущения тепла и тяжести используются для того, чтобы сначала расслабить тело, а затем — передать это расслабление в сознание путем визуализации. Вы лучше поймете это различие после того, как больше узнаете об аутогенной тренировке и немного попрактикуетесь.
Те, кто обучался аутогенной тренировке и медитации, рассказывают об интересных и противоречивых результатах. Одни предпочитают медитацию, так как ее легко усвоить и можно практиковать где угодно. При этом сознание относительно свободно. Для медитации необходимо всего лишь сосредоточиться на чем-то повторяющемся, например мантре, или на чем-то постоянном вроде пятна на стене. Для других медитация — это нечто скучное и занудное. Такие люди предпочитают аутогенную тренировку, в процессе которой требуется переключение внимания с одной части тела на другую и использование визуализации для расслабления сознания. Следует использовать то, что подходит вам лучше всего.
Итак, аутогенная тренировка — это релаксационная техника, состоящая из комплекса упражнений, вызывающих ощущение теплоты во всем теле и тяжести в конечностях и торсе, и визуализации, которая помогает расслабить сознание.
Шульц и Люте называют несколько факторов, соблюдение которых необходимо для успешной аутогенной тренировки:
- высокая мотивация и готовность к деятельности;
- рациональный уровень самоконтроля и саморегуляции;
- поддержание определенного положения тела, способствующего получению пользы (см. ниже);
- сведение к минимуму воздействия внешних стимулов и концентрация сознания на внутренних ощущениях;
- концентрация внимания на телесных ощущениях.
Психология ФКиС как отрасль псих.науки
Психология физического культуры и спорта - это область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности
Психология спорта имеет своим предметом экстремальную деятельность человека, которая характерна для спорта высших достижений. Этот спорт - типичный пример экстремальной деятельности, которая требует от исполнителя околопредельного психофизиологического напряжения. Экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами: большие физические и психические нагрузки; ограничения, свойственные тренировочному режиму; опасные ситуации, типичные не для всех видов спорта; жесткие условия отбора в команду; напряжение предсоревновательной подготовки; высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта; социальные последствия побед и поражений.
Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.