Способы поддержки детской инициативы с детьми семи летнего возраста
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Содержание коррекционно-развивающей деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности в Программе разработано с учетом примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной, так как в
примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой, работа с детьми компенсирующей группы не предусмотрена.
Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей
Цель: равноправное включение детей с ограниченными возможностями здоровья во все возможные и необходимые сферы жизни. Создание условий для самореализации ребенка.
Коррекционная работа направлена на:
· оказание помощи детям групп общеразвивающей направленности, имеющим трудности в освоении образовательной программы Учреждения;
· обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с тяжелым нарушением речи (ТНР);
· оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении Программы.
Реализация Программы для детей с тяжелым нарушением речи организовано в группах компенсирующей направленности с ТНР.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности включает в себя:
· использование специальных образовательных программ и методик,
· специальных методических пособий и дидактических материалов,
· предоставление услуг учителя - логопеда, оказывающего необходимую детям помощь при проведении индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятий.
Организация образовательной деятельности по профессиональной коррекции дошкольников, предусмотрена в «Рабочей программе учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Приложение № 6
Рабочая программа учителя –логопеда разработана с учетом примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи –ТНР) в условиях образовательного процесса.
Направление работы (содержание) | Связь со специалистами | |
Учитель-логопед | 1.Проведение первичного, промежуточного, итогового обследования речи учитель-логопед детей. 2.Составление индивидуального образовательного маршрута для оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. 3. Проведение коррекционной работы с детьми по реализации задач: -звукопроизношения; -формирования лексического и грамматического строя речи; -развития связной речи детей; -подготовке к обучению грамоте. 4. Ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику развития, уровень готовности к обучению в школе. 5.Оказание консультативной помощи родителям по развитию, обучению и воспитанию детей. 6.Оказание консультационной помощи педагогам ДОУ по развитию, обучению детей. 7. Пополнение и систематизация диагностических и коррекционных методик. 8.Первичное выявление детей с ТНР и представление их для обследования на ТПМПК Всеволожского района и ПМПК более высокого уровня | Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог –психолог. Воспитатель (по заданию учителя-логопеда) Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (тетрадь связи со специалистами) Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель Заместитель заведующего Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, Заместитель заведующего Педагог-психолог |
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
· диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
· проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
· сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
· аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПК), который решает задачу взаимодействия специалистов.
Специалисты | Направления работы |
Педагог-психолог | Осуществляет диагностическую, коррекционно-развивающую и консультационную работу с детьми, родителями и сотрудниками. |
Инструктор физического воспитания | Работает над развитием мелкой моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка. |
Музыкальный руководитель | Развивает у детей музыкальный и речевой слух, обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д. |
Воспитатель | Проводит коррекционно-развивающую деятельность с детьми по заданиям индивидуально, с подгруппой детей или же со всеми детьми группы. Закрепляет произношение поставленных учителем-логопедом звуков речи. Развивает связную речь детей, по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. |
Медсестра | Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. |