Индивидуального развития детей.
Процедура оценки представляет собой анализ (самоанализ) созданных условий в соответствии с выделенными параметрами, проводимый коллективом ДОУ.
Каждый параметр оценивается по четырех бальной шкале (от 0 до 3 баллов). Условия проставления балла четко обозначены.
Показатели оценки условий реализации Программы.
Условия реализации Программы | Показатели |
Психолого-педагогические | Психолого-педагогическое сопровождение Вариативные формы дошкольного образования Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта, иными организациями. Предоставление возможностей для социализации детей с использованием социокультурной среды. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий уровень образования. |
Кадровые | Укомплектованность педагогическими кадрами. Образовательный ценз педагогических работников Уровень квалификации педагогических работников. Непрерывность профессионального образования. Удовлетворенность родителей реализацией Программы, присмотром и уходом. Участие в районных, окружных, городских, всероссийских и других мероприятиях, презентующих опыт педагогов. Активность в профессиональных сообществах. |
Материально-технические | Состояние и содержание территории, зданий и помещений. Пожарная безопасность. Охрана здания и территории. Оснащенность помещений образовательной организации для работы медицинского персонала. Контроль за организацией питания. Материально-техническое обеспечение реализации Программы. Информационное обеспечение. Оснащенность информационно-коммуникативными средствами, используемыми в целях образования. |
Развивающая предметно-пространственная среда | Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. Соответствие игровых пространств, игрушек и оборудования возрастным особенностям, возможностям и интересам детей. Организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в помещениях. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования, инвентаря на участке. |
Финансовые | Рост средней заработной платы педагогических работников (за финансовый год) Информация о финансовом обеспечении, представленная на официальном сайте учреждения. Предоставление дополнительных образовательных, в том числе платных услуг. Доля фонда заработной платы, выделяемой на стимулирующие выплаты. Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательной организации. |
По результатам оценки условий можно делать выводы о направлениях их дальнейшей оптимизации. Создаваемые в ДОУ условия предполагают обеспечение полноценного развития ребенка, и прежде всего его личностного развития.
Методика оценки условий реализации Программы представлена в пособии «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» / научный руководитель Л.А. Парамонова; составитель Е.В. Трифонова.
Оценка индивидуального развития детей реализуется с опорой на следующую схему:
Экспресс – диагностика с опорой на Интегральные показатели развития ребенка | |||
Соответствие показателям:специальная диагностика не проводится | Несоответствие развития показателям: проведение педагогической диагностики (мониторинга) с использованием соответствующей возрасту Карты педагогической диагностики ребенка | ||
Соответствие показателям:педагогическая работа в соответствии с планом | Низкие оценки по отдельным параметрам: усиление индивидуальной педагогической работы по соответствующим направлениям(образовательным областям) | Низкие оценки по большинству параметров:психологическая диагностика |
Работа реализуется следующим образом: целевые ориентиры, представленные в Программе, в программе «Истоки» конкретизируются в содержании интегральных показателей развития и базисных характеристик личности, сопровождающих каждый раздел программы «Истоки» и представляющих комплексную характеристику развития ребенка на конец каждого психологического возраста.
Соотнесение реальных проявлений ребёнка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картиной дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы. На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически.
При отсутствии наблюдаемых отклонений в развитии ребенка от психологического портрета, соответствующего возрасту, нет объективных показаний к проведению более детализированной диагностики или мониторинга. Педагог реализует образовательную работу в соответствии с планом и с учетом индивидуальных особенностей.
Если экспресс-диагностика обнаруживает несоответствие уровня развития интегративным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики. Ее результаты позволяют убедиться в соответствии/несоответствии развития ребенка общим возрастным нормативам, а также определить проблемную зону ребенка и выстраивать образовательный процесс с учетом обнаруженных проблем, создавая условия для их своевременной коррекции. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии их преодоления.
Если имеются проблемы, которые объективно показывают результаты педагогического мониторинга, тогда уже необходимо комплексное психологическое обследование ребенка (с согласия родителей).
Интегральные показатели развития и базисные характеристики личности на конец каждого психологического возраста (на основе которых проводится экспресс диагностика развития детей); процедура индивидуальной педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на Карты педагогической диагностики, представленыв пособии «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» / научный руководитель Л.А. Парамонова; составитель Е.В. Трифонова.
Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.
Виды деятельности в раннем возрасте (2 год - 3 года)
· Игры с составными и динамическими игрушками.
· Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).
· Общение с взрослым.
· Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
· Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
· Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
· Рассматривание картинок.
· Двигательная активность.