Тема: «Спортивный уголок дома»

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.

Родителям следует позаботится о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют белее полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования - устойчивость и прочность. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма, желательно иметь гимнастический мат. В комплекте оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. д.). При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка, а также его интересы.

Для ребенка 4 лет советуем приобрести какой-нибудь спортивно-игровой комплекс («Крепыш», «Растан», «Забава») или самим оборудовать физкультурный уголок и постепенно дополнять его различными пособиями.

На комплексе можно выполнять самые разнообразные движения: лазанье по канату, подвесной лестнице; висы на перекладине, кольцах; качание на качелях и вертикальных лианах; удерживание равновесия на наклонной лесенке. При этом занятия могут носить сюжетный характер: «Поездка на парусном корабле», «Кругосветное путешествие», «Мы - спортсмены» и т. д. Это привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, в результате чего они постепенно овладевают новыми и более сложными видами движений.

По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособие для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Дома желательно иметь несколько мягких модулей: бум напольный, валик «Змейка» - для упражнений в ходьбе, беге и равновесии; полукольцо (дуга) – для подлезания. Одним из самых увлекательных пособий для школьников является гимнастическая лестница. На нее можно прикрепить скат с бортиками ( по нему ребенок сможет катать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов. Если перекладины лесенки съемные, то к верхней можно прикрепить веревочную лестницу, канат, качели. Дома, как мы уже сказали, необходимо иметь мелкие физкультурные пособия: различные мячи (резиновые, теннисные, мяч-шар, мяч-массажер, набивной мяч весом 0,5-1 кг), обруч, гимнастическую палку, шнур. Известно, что дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч. Точность совершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик), которые являются более результативными, если выполняются одной рукой.

Хорошо учить ребенка катать обруч: перед началом движения ребенок ставит обруч ребром на пол, затем, придерживая его одной рукой сверху, другой снизу подталкивает его вперед. Учите правильно бросать мяч из-за головы двумя руками: руки над головой чуть согнуты, локти вперед, пальцы разведены и обхватывают мяч.

Выявлены значительные индвидуальные различия в показателях ДА детей 4 лет в течении дня. Около 60% из них составили гиперактивные и малоподвижные дети, имеющие различные отклонения в психофизическом развитии.

У гиперактивных детей отмечаются синдром дефицита внимания (не могут сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера), агрессивность и конфликтность (разрушают детские постройки, вносят хаос в игры сверстников). Гиперактивным детям свойственны двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, вспыльчивость, изменчивость настроения. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. У некоторых наблюдается неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Психомоторное воспитание таких детей должно быть направлено на нивелирование нарушений двигательной координации, а также улучшение показателей психических процессов и моторной сферы. Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению биологической потребности в движении и развитию концентрации внимания.

Детям можно предложить упражнения в парах, так как новизна в решении двигательных задач различной сложности тренирует память, внимание и способность управлять целым комплексом движений. Парные упражнения формируют чувство ответственности и взаимопомощи. Они могут проводиться из разных исходных положений с использованием пособий - мяча, шнура, лента, обруча, гимнастической палки.

“Дружная пара”. Дети берутся за руки. По команда выполняют задания (не разжимая рук): ходьба в разные направлениях, с изменением темпа, на носках, пятках, внешней стороне стопы, с перешагиванием через предметы; бег с сохранением равновесия, кружение и т. д.

“Петушиный бой”.Дети стоят в кругу (обруче) на одной ноге (другая согнута в колене), руки скрещены на груди. По сигналу «Начали!» каждый пытается вытолкнуть своего «противника» из круга. Проигрывает тот, кто опускает ногу или выходит из круга.

“Разойдись и не упади”.Дети идут на встречу друг другу по узкой дорожке, выложенной из шнура. Встретившись, пожимают руки, расходятся друг за друга так, чтобы не сойти с дорожки, продолжают движение.

“Прокати мяч”.Дети сидят на полу друг против друга ( на расстоянии 3-4 м) и прокатывают мяч.

Для гиперактивных детей полезны также игровые упражнения, направленные на развитие координации: ходьба по узкой рейки, шнуру, наклонной доске прямо и боком, приседая и делая повороты, ходьба с закрытыми глазами, стояние на одной ноге – «ласточка», балансирование на большом мяче.

Не меньше беспокойство у родителей вызывают малоподвижные детис низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью. Они, как правило, часто болеют и имеют некоторые морфо-функциональные отклонения. У них отмечается значительное отставание от возрастных нормативов в показателях развития основных видов движения ( в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, лазанье).Малоподвижные дети не уверены в себе и отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх, Им присуща однообразная, малоинтенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства отмечаются инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.

Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним следует как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая его в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой.

Эффективным средством развития выносливости у детей 5-7 лет является бег на воздухе в среднем темпе. Такие пробежки желательно осуществлять вмести с ребенком, чтобы он научился бегать в среднем темпе (2,5 м/сек.) без остановок на расстояние от 200 до 500м (дистанция должна постепенно увеличиваться).

Запомните несколько правил:

ü Бег должен доставлять ребенку удовольствие и «мышечную радость»;

ü Важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости, регулировать темп в процессе совместных пробежек;

ü После бега следует проводить упражнения на восстановление дыхания;

ü Желательно не прекращать пробежки зимой (при температуре не ниже минус 10 градусов), но при этом сокращать длину беговой дорожки (не более 200 м) и следить за тем, чтобы одежда соответствовала погодным условиям.

ü Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости.

“Прыгни и повернись”.Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.

“Быстро переложи мяч”.Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

“Ударь и догони”. Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет и бегом возвращается на место.

“Проведи мяч”.По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.

“Волчок”.Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и , отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

“Догони обруч”. Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

“Юла”. Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро опускает руку и ловит обруч.

“Удочка”. Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.

Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.

Папка-передвижка

Наши рекомендации