Тема: «Питание ребенка – дошкольника»
Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т. е. бактериями, населяющими пищевой тракт. У большого числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемые проявления раздраженного кишечника, при этом необходимая для правильного пищеварения флора замещена другими микроорганизмами. Поэтому очень важно правильно кормить ребенка, чтобы корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта.
Приток питательных веществ в организм происходит за счет того, что организм извлекает их непосредственно из пищи и перерабатывает с помощью специальных добавок и кишечника либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируется в организме. Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка), они обязательно должны включатся в пищу. Растительные волокна нейтрализуют многие вредные вещества, поступающие в организм извне, и вводят в него пектины – очень ценные вещества для обмена.
Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:
1) наличия в пище всех необходимых ингредиентов;
2) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ; именно поэтому ученые не рекомендуют многие нетрадиционные диеты для детей, так как созревание ферментных систем еще не закончилось; необходима также здоровая сердечно-сосудистая система, так как она осуществляет «доставку» переработанных пищевых продуктов и кислорода;
3) рациональный режим питания, т. е. современная технология приготовления пищи (традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребенка) и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.
Как узнать, получает ли ребенок все необходимые пищевые вещества?
Источник белка – молочные продукты, мясо, яйца. Необходимо помнить, что 60% белка в пище должно быть животного происхождения.
Не менее важны жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а также вводят в организм жирорастворимые витамины. На роботе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.
При дефиците витамина В мышцы плохо сокращаются, у ребенка снижен тонус мышц (так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения.
Нарушает белковый обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.
Витамин С не синтезируется в организме человека, поэтому его необходимо поставлять извне. Раньше во всех детских садах предусматриваласьпищи витамином С. В настоящее время она осуществляется не всегда и не везде, поэтому родителям необходимо интересоваться этим вопросом. Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту.
Наиболее важны для работы мышц минеральные вещества – калий, магний, кальций и железо. Дефицит кальция и магния понижает сократительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.
Как быть, если ребенок плохо ест?
Прежде всего, не нужно путать – ест мало и ест плохо. Если вам кажется, что вы обнаружили какие-то отклонения, обратитесь к врачу. Но в то же время посмотрите, как ест ребенок, и в некоторых случаях вы сможете ему помочь.
· Первичные гипорексии (снижение аппетита):
а) высокая температура;
б) глистная инвазия;
в) заболевание желудочно-кишечного тракта;
г) отсутствие витаминов;
д) хронический тонзиллит – интоксикация;
е) мало слюны – «сухоротые» дети.
Когда никаких грубых изменений в организме ребенка нет, а он плохо ест, так как мы не всегда учитываем состояние его нервной системы и ряд других обстоятельств. Это бывает:
· Если мы не придерживаемся правила кормить строго по аппетиту. Все рекомендуемые объемы пищи только примерные.
· Если ребенок устал. Именно поэтому и дома, и в детском саду перед приемом пищи рекомендуется спокойные игры.
Иногда лучше давать детям сначала второе, а потом первое блюдо, тогда он получит более ценные вещества, а если не доест суп, он меньше «потеряет».Не забывайте: все сырые салаты с растительным маслом нужно давать перед едой как закуску, а не вместе со вторым блюдом. Для того чтобы восполнить дефицит витаминов, руководствуйтесь таблицами продуктов-«чемпионов» по содержанию витаминов и основных микроэлементов, пектинов, а также рецептами блюд, данных в приложении.
В последнее время мы часто сталкиваемся с необходимостью таких сведений, как радиопротекторные свойства того или иного продукта (т. е. защита от радиации). Такими продуктами являются: красная столовая свекла, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, черника, клюква.
Конференция
Тема: «Закаливание ребенка»
Цель: Познакомить родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Вызвать у родителей интерес к процессу закаливания – как к ступени оздоровления ребенка.
Участники: Заведующий, мед/работник ДОУ, педагог, родители.
Оснащение:Комплект закаливания «Тропинка к здоровью».
Вопросы для освещения:
2. Закаливание как процесс.
3. Средства и методы закаливания.
4. Организация системы закаливания.
5. Противопоказания к закаливанию.
Введение.Выступление заведующей ДОУ «Закаливание как процесс».
Основная часть:
I. Сообщение методиста ДОУ «Средства и методы закаливания»
II. Рекомендации и практический показ педагога «Организация системы закаливания детей младшего дошкольного возраста педагогами ДОУ».
III. Сообщение старшей медсестры ДОУ «Противопоказания к закаливанию».
Заключение. Обратная связь:
· Возможность осуществления родителями системы закаливающих мероприятий с детьми в домашних условиях.
Газета «На пути к здоровью»