Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».
Культура как система ценностей. Основания классификации ценностей.
В нашем случае ценность принимается как общепризнанная норма сформированная в определённой культуре которая задаёт образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенчискими альтернативами.
Классификаций ценностей множество и зависят они от того, что именно положено в основание: если струтура, то ценности можно классифицировать как внутренние. Если модальность, то как позитивные и негативные. Если содержание, то тогда можно выделить теоретические, эстетические, религиозные, экономические, социальные и политические ценности.
Классиф. ценностей:
1 гр.
Доминантные – большинство или влиятельная эилита.
2гр. Вариантные
т.е к ним относятся терпимо
3гр. Девиантные
запрещаются и караются
5.
В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.
Европейский тип, в котором индивидуальное «Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности.
Древнекитайски тип (восточный) В китайской культуре высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человеко культурным обычаям и традициям, подавление своего «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определённому культурному стандарту.
Индийский тип который основан на понимании человеческого «Я», как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождению к духу.
Соотношение индивидуальной культ. человека и культуры социума.
В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.
Европейский тип, в котором индивидуальное «Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности.
Древнекитайски тип (восточный) В китайской культуре высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человеко культурным обычаям и традициям, подавление своего «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определённому культурному стандарту.
Индийский тип который основан на понимании человеческого «Я», как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождению к духу.
Типология культур.
Типологизация культур или построение некоей системы типов, т.е. типологии культур осуществляется с помощью двух важнейших, исходных логико-познавательных процедур.
Во-первых, как и любая классификация, типологизация культур, упорядочивание по группам опирается на выбор оснований, критериев классификации. Причем, в каждом конкретном отдельном случае построение типологии может выделяться либо одно основание, один основополагающий признак, по которому устанавливается общность культур, объединенных в один тип культуры, либо сразу несколько. Но важно иметь ввиду, чтобы это были одни и те же основания, критерии нахождения общности абсолютно для каждой культурной единицы, включенной в данное множество (тип культуры).
Концепция культурно-исторических типов Данилевского.
Данилевский
Вспомним теоретические истоки формирования проблемы типологии культуры, которые как мы уже выше отмечали, кроются в поиске ответа на вопрос есть ли единство многообразия культур, существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре? В ответе на этот вопрос Н.Я. Данилевский остался на отрицательной позиции. Им была создана концепция локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Однако выдающейся заслугой Н.Я. Данилевского является то, что осуществляя типологизацию культур, он одним из первых в культурологии подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры.
Всего основополагающих видов деятельности в ее исторической дифференциации Н.Я. Данилевский насчитывает четыре.
1. - деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу (на современном научном языке - религиозно-мировоззренческую деятельность). По его мнению, она лежит в основе и нравственной и всякой другой деятельности.
2. - это, по выражению самого Данилевского, собственно-культурная деятельность, объемлющая отношения человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложена и легко просматривается по сути структура культуры.
3. - политическая деятельность (деятельность “вокруг” власти, по поводу власти), включая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. - деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.
Шпенглер
Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логике их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Жизненный цикл культур по Шпенглеру – это жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и изолированность от других культур не могут обеспечивать единства культурной культурной и в целом исторической жизни человечества. Суть культуры – это стремление коллективной души народа к самовыражению.
Ницше
С некоторыми оговорками можно в качестве типологической модели культуры рассматривать и антиномию Дионис – Аполлон (т.е. противоположность), представленную немецким философом Ф. Ницше. Оговорка связана с тем, что его типология касается прежде всего художественной культуры. Остается не вполне ясным, ограничивает ли Ницше все содержание культуры сферой искусства или в различении типов культур он обращается к этой сфере для наглядности, убедительности и более яркой иллюстративности, но свою типологическую модель культуры он строит прежде всего на художественном творчестве. Основополагающий типологический критерий своей модели Ф. Ницше видит в способе восприятия, освоения мира, точнее - в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два “начала”: аполлоническое и дионисийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского - олицетворением которого в греческой мифологии был бы Аполлон и женского, олицетворением которого являлся бы Дионис. Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала: во-первых, художественные шедевры возможны тогда, когда оба начала уравновешены. А во-вторых, именно с двойственностью начал в каждой культуре (при доминанте одного из них) и соответственно с двойственностью типов культур связано, по мнению Ницше, поступательное движение мировой культуры “... как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении”.
Сорокин
Близка по критериально-методологической основе типологии Ф. Ницше типология культуры американского социолога русского происхождения - П. Сорокина. Отметим правда, что в отличие от Ницше П. Сорокин исходил из более широкого понимания культуры, включающего в себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферы жизнедеятельности.
Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.
Идеациональный тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный - господство чувственности. Кроме того П. Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, “не чистых”) типа культуры:
а) смешано-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; б) смешанный, негармоничный - эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).
Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей.
Ясперс
Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве. По убеждению К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером - культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры, Ясперс не полностью отвергает, в ряде случаев соглашается со многими идеями концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан “истоками” и “целью” человеческого существования. В соответствии с этим, обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:
I. Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры (началась около 5000 г. до н.э);
II. Эпоха “великих” культур древности;
III. Эпоха основы человеческого бытия - собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс (это приблизительно между VIII и II веками до н.э.)
IV. Послеосевая “имперская эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.
15. Устойчивое и изменчивое в культуре. Виды и источники социокультурных изменений.
Социокультурная динамика
Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Именно поэтому ее разработкой в той или иной мере занимались практически все исследователи культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.).
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть, социальной жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике.
16. Эволюционистская модель социокультурной динамики. Проблема прогресса в культурном развитии.
Ускорение темпов - закономерность исторического прогресса, каждая последующая эпоха имеет более короткий жизненный цикл по сравнению с предыдущей. Впервые идею сокращения продолжительности глубинных исторических волн высказал Фернан Бродель, выделивший в европейской истории 4 последовательных цикла: 1250-1507-1510; 1507-1510-1733-1743; 1733-1784-1896; и четвертый начался с 1896 г.
Специалисты подсчитали, что в последние десятилетия человечество совершило 80-90 % открытий и изобретений, сделанных за всю свою историю. Одним из критериев ускорения развития культуры, критерием отбора, "жизнеспособности" культурной новации выдвигается принцип информационного ускорения (А.С. Дриккер). И если бы удалось вывести коэффициент ускорения, то это позволило бы с достаточной точностью прогнозировать многое в жизни человеческого общества.
Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам - к космосу как целому, к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки.
Эволюционизм в культурной антропологии восходит к концепциям Ч. Спенсера, Э. Тайлора, Моргана, рассматривавших его в качестве особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Это было началом научного подхода к культуре человечества, выявлявшим причинно-следственные связи и закономерности
Понятие "прогресс", особенно в сочетании с прилагательным "научно-технический", естественно и логично в парадигме предопределенности поступательного развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о ее технико-технологической составляющей, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. Так, К. Поппер считает, что вера в закон прогресса, которая так характерна была для Гегеля и Маркса, сковывает историческое воображение. Ему ближе позиция историка Г. Фишера: "Факт прогресса ясно и четко начертан на скрижалях истории, однако прогресс не является законом природы. Достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим".
К. Поппер подчеркивает, что необходимо различать понятие прогресса в истории, духовной жизни, в сфере науки, технике и искусстве.
К. Ясперс отмечает, что "в технический век, и даже в преддверии его, странным образом повсеместно возникает духовный и душевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским явлением. Социологи фиксируют обе тенденции, существующие одновременно: и факт возрастания внимания к душевной жизни человека, к оттенкам его чувств и духовной рефлексии, но и духовное обнищание, провоцируемое массовой культурой, примитивизацию чувств и реакций.
Таким образом, изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя. Все это многообразие и исследуется в рамках проблемы социокультурной динамики.
Гален
Искусства свободные-результат деятельности разума( риторика, диалектика, грамматика, геометрия). Искусства - служебные результат деятельности рук (живопись, скульптура, архитектура).
Искусства временные(музыка, литература), пространственные(архитектура, живопись, графика).
Изобразительное искусство зародилось как вспомогательное средство для познания и освоения мира.
Искусство как язык и игра(Хейзинг)
Искусство как составляющая магии(Хаузер)
Искусство как мимесис- подражание(Кассирер)
Кассиреркрасота (органическая, эстетическая)
Шкловский 2 вида образов: как практическое средство мышления. Поэтический образ как средство усиления впечатления.
Деонна (архаика, классика, декаданс)
Динамика худ культуры
Два встречных процесса в динамике худ культуры
1 от синкретизма- к образованию отдельных видов искусств.
2 от отдельных искусств – к их уже сознательному синтезу
Гегель «эстетика»
Эволюция искусства как процесс развертывания во времени абсолютного духа.
1 символическая: идея абстрактна и неопределенна, материя преобладает над идеей идея не находит адекватного выражения в чувственной форме.Архитектура Древний Восток.
2 классическая: совершенное искусство формы и содержания
3 Романтическая
Стадии худ систем (Вольтер, Деонна)
1 архаика
2 Классика
3 декаданс
Функции стилей в искусстве
1Идеальный
2 Визуальный
3 Смешанный
Проблемы динамики
1 единица процесса:
Последовательность творчества художников их преемственность, форма, содержание, стиль как единство формы и содержания, вся система худ культуры и искусства, соотношение видов искусств и жанров.
2 Противоречие уникальности произведений искусства и закономерности динамики
3 Характер процесса
4 Взаимосвязь динамики худож культуры с другими сферами культуры.
5 Проблемы прогресса в худож культуре и искусстве Худож эпохи.
Искусство Древнего Востока ( Египет, Месопотамия)
Античное искусство( Греция, Рим)
Средневековое искусство (Византия)
Западное средневековье (Романтика, готика)
Натуралистический подход
Естественно-природные основания возникновения техники согласно этой точке зрения, человек вынужден производить технические артефакты чтобы защититься от враждебных природных сил.
Волевой подход
Техника частично определяется природой. Другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля. Эта воля является источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации.
Рациональный подход
Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Источником технического развития является интеллект.
В современных представлениях об истоках возникновения техники, обобщающих названные подходы, можно выделить предпосылки двух видов:
Антропологические истоки техники
Свой мысленный проект человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая ему нужные свойства
К антропологическим предпосылкам относится и информационно- коммуникативная способность человека вырабатывать информационно- языковые средства.
Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Техника как форма культурно- языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс.
Социокультурные предпосылки
Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития как результат общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры.
Развитие техники имеет не только внутренние факторы, но и внешние детерминанты.
Технологический детерминизм (ограниченная модель технического развития) сторонники этой модели основными аргументами в пользу утверждения, что эволюция техники не зависит от социальных, политических систем , приводят то обстоятельство, что ни одна социальная группа, ни один человек никогда не хотели, чтобы техника стала тем, чем она является сегодня.
Ценностный детерминизм
Согласно этой модели, техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст. Техническое развитие с этой точки зрения опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и определяется внешними обстоятельствами. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технологической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурной динамики.
34. Сущность кризиса техногенной цивилизации и возможности его преодоления.
Осознание этих характеристик и тенденций современной цивилизации и приводит большинство мыслителей ХХ века к выводу о том, что на этом пути у общества перспектив нет. Собственно в этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации. Может ли человечество его избежать, может ли найти пути выхода? При существовании двух ответов на эти вопросы: пессимистического “нет” и оптимистического “да”, оставим это на суд истории. Будем исходить все-таки из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.
Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры . Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки.
И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еше на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».
Попробуем определить этапы в истории и логике развития этого понятия. Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия слово культура зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.
В конце XVII века нем. учёный Пуффендорф(1684г.) охарактеризовал культуру как содеянное человеком без учёта в нём и окружающей среде природного.
Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 – 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвящения. В его трактовке – культура это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.
Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт (1769 – 1859) подчёркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. И концепции Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса.
Нем. философ Иммануил Кант (1724 – 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс – развитие культуры как совершенствование разума. Другой нем. мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура – это независимость и свобода духа.
Эдуард Бернард Тейлор (1832 – 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, , законов, обычаев и некоторых других способностей, и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает довольно большой жизненных обществ. отношений.
Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои ф-ии, находятся в единстве( в системе).
Освальд Шпенглер (1880 – 1936) делает дальнейший шаг вперёд, показав в своей работе «Закат Европы», что каждый культурный организм явл. не постоянныи, а динамичным. Но динамика эта находется в границах определённого цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого живого организма. Особенно важно то, что культурная сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.
С именами английских антропологов Альфреда Риджинальда Редклиффа-Брауна (1881-1955) и Бронислава Малиновского (1844-1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельную сущность. Редклиф- Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и отношений друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.
Осн. вехи в истории и логике становления понятия «культура»:
пявление термина, его превоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли.
оппозиция (естественное) – культурное (сотворённое человеком): французский просветитель Ж.-Ж. Руссо;
духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;
разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;
первое научное определение культуры путём перечисления разнопорядковых эементов, не связанных в систему: Э.Б. Тейлор:
соотношение понятий культура и цивилизация;
аналогия между культурой и живым организмом , все части которого , выполняя свои ф-ии, находятся в единой динамичной системе;
выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;
относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;
включение личности (с её сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;
распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности , воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.