Художественная культура Православия
Небесным Идеалом Святой Руси был Христос, Спаситель. Земным хранителем этого Идеала. Его таинственным телом была Православная Церковь. И именно Православие во все времена было для чужеземцев той главной загадкой «загадочной русской души», которую так трудно было им разгадать.
Тема православия нашла значительное освещение и развитие, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Такие авторы, как Алов А. А., Бессонов М. М., Давыдова Н. В., Федотов Г. П. рассматривают историю возникновения, развития православия, проблемы, связанные с ним, в своих произведениях. Враги Христовой веры долгие годы искажали лицо Руси православной, им ненавистны были и картины, напоминающие о нем. Ведь и с литературой, и с музыкой происходило то же. Все, что возвышало душу к небесам, вело к Богу, – все было враждебно им. Особенно Церковь. С какой любовью изображал православные церкви и монастыри великий пейзажист – еврей с русской душою – Левитан! И как остервенело уничтожали эту красоту Pycи безбожники, не имеющие национального лица. Когда же началось это, почему стало возможным? Это отдельный разговор. Но в то время, когда творил художник Шишкин, интеллигенция отходила от Церкви, погружалась в материальный мир, все более подчинялась вкусам угасающего нравственно Запада.
Однако русская культура имела столь прочные опоры, что свалить, затоптать ее было не так-то просто – это невозможно вообще. Как бы ни искажали исследователи-толкователи великих русских деятелей культуры, и жизнь их, и творения – Пушкина А. С., Гоголя Н. В., Глинки А., Балакирева М. А., Чайковского П. И., Шишкина И. И., Саврасова А. К. и других, – всегда приходит время, когда дохнет ветер правды Господней и разлетится ложь. Мы говорим о Шишкине И. И. – уже при жизни ползла клевета о том, что он – копиист, бескрылый фиксатор, хотя и ученый, природы, лишенный чувства, поэзии. Много таких голосов звучало со страниц разных газетенок и журнальчиков, но были и громкие голоса, не только В. В. Стасова, сбивавшего молодых художников с верной дороги ради изображения социальной грязи, но и друзей-художников, которых лучше и не называть здесь. Духовный смысл созданий Шишкина упорно выводился из сознания зрителя. Ему указывали на технику, на виртуозность письма. Вот, мол, чем богат Шишкин И. И., и не более.
В последнее десятилетие появились книги и альбомы, где начала восстанавливаться правда о художнике. Вот книга Льва Анисова «Шишкин И. И. », изданная в известной серии «ЖЗЛ» в 1991 году. Он первым, может быть, за целый век или более использовал в своей книге документы, лежавшие в архивах на виду, но без востребования. И во всех своих оценках творчества художника автор свободен и честен. Благодаря этому, может быть, даже и любящий Шишкина И. как художника человек с удивлением увидит, что это был православный христианин, постоянно бывал в храме, имел доброе общение со священнослужителями, исполнял свое ежедневное молитвенное правило. Что он был человек Божий. Иначе и не стал бы он таким художником, каким мы его видим. Талант его именно от Бога.
Православное христианское понимание художественного творчества и его задач; содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире.
Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Особенности храмовой архитектуры монастырей. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Южной Руси, Новгорода. Православное зодчество на Руси в период образования единого государства. Московский Кремль, Соборная площадь. Русская православная архитектура конца XV-XVI вв. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Русская православная архитектура XVII-XVIII вв. Деревянное церковное зодчество на Русском Севере. Ярославское храмовое зодчество. Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве. Стиль русское узорочье в храмовом зодчестве XVII в. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре XIX в. Русская православная архитектура XX в. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Православная икона, канонические нормы иконографии. Хоругвь. Богородичные иконы, иконографические типы Богородичных икон. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусская иконография XI-XIII вв. Иконография Владимиро-Суздальской Руси. Русская иконография XIV-XVI вв. (новгородская, псковская, московская школы). Выдающиеся русские иконописцы. Православная иконография XVII-XIX вв. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Фреска в Ромейской Империи (Византии). Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников.
Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Постовые песни, духовные стихи, канты. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги. Первые печатные русские книги – Апостол, Часослов, Четьи-Минеи. Православное декоративно-прикладное искусство. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Современная православная художественная культура, возрождение церковных традиций. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви.