К нейтральному реагированию на
КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМИЗМА И ПРОДУКТИВНОГО
БЛАГОДУШИЯ
Тема 1
ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ
И КАК ЕГО ФОРМИРОВАТЬ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Мы начинаем новый цикл занятий. Он направлен на освоение методики формирования оптимистического настроения.
1 ÞСразу возникает вопрос, что лучше, оптимистическое настроение, которое как бы идеализирует реальность, либо несколько пессимистическое настроение, которое эту реальность обостряет?
Этот вопрос правомерен хотя бы потому, что он отражает давнишний спор между убеждёнными романтиками и прагматиками.
Чем отличается оптимист – романтик от прагматика – пессимиста?
Почему мы связывает понятия романтика и прагматика с соответствующими оптимистическими и пессимистическими настроениями?
Для оптимистического настроения характерна готовность к положительным переживаниям и своеобразная невосприимчивость к отрицательным переживаниям.
2 ÞМолодые оптимисты всегда ориентированы на будущее и поэтому настоящее ими воспринимается как не главное, как малозначимая ступень к будущему. Они чаще предвкушают удовольствие от того, что будет, и гораздо реже от того, что есть.
Оптимисты зрелого возраста больше ориентируются на удовольствия в настоящем, с радостью вспоминают удовольствия в прошлом и не забывают мечтать о будущем.
И те и другие оптимисты, как правило, пребывают в хорошем, бодром настроении, активно ищут удовольствия в жизни и с наслаждением их переживают.
Отрицательные воздействия ими воспринимаются как досадные помехи, которые не могут их остановить на избранном пути. Они легко корректируют своё поведение с целью уменьшить поток отрицательных переживаний или возникший конфликт.
Оптимист-романтик стремится воспринимать мир через положительные переживания, непроизвольно уходит от ситуаций, которые могут нести отрицательные переживания. Это важнейшее положение Культуры эмоций.
Таким образом, оптимист невольно исповедует вышеописанное положение Культуры эмоций, это делает его здоровее, и, как доказала медицина, продлевает ему жизнь по сравнению с пессимистом на 10 лет.
3 Þ Прагматики ориентированы лишь на самое ближайшее будущее и целиком погружены в настоящее и прошлое. Мир их забот необычайно многообразен, так как для них часто бывает одинаково важны как простые, так и сложные вещи. Поскольку усилия прагматиков в основном направлены на достижение различные материальных и осязаемых результатов, они испытывают удовольствие только от достижения этих результатов и страдают от неудач, связанных с недостижением желаемого.
Поскольку интересы у прагматиков обширны, а конкуренция между ними достаточно большая, то число неудач, как правило, превышает привычное число достижений. Поэтому соотношение положительных и отрицательных эмоций складывается в пользу отрицательных. Отсюда характерно восприятие этими людьми окружающего мира как очень трудного для жизни, а других людей как конкурентов.
Для них характерна эмоциональная настройка на борьбу за обладание желаемым и на реальную возможность неудачи. Отсюда определённая пессимистическая настройка по поводу возможности неудачи как своеобразная психологическая защита от неё.
Поскольку прагматику нужна психологическая защита от возможной неудачи, в его настроениях преобладает прагматический пессимизм.
Человек воспринимает мир и окружающих его людей с помощью рассудка и чувств. Мир несёт человеку, как радости, так и горести. Любое горестное воздействие с точки зрения медицины мы называет «отрицательным воздействием».
Если мы воспринимаем отрицательное воздействие рассудком, то отрицательные переживания возникают чуть позже их осмысления и характер этих переживаний несколько иной, чем тогда, когда отрицательные переживания воспринимаются сразу чувствами, а потом рассудком. В последнем случае эти переживания носят очень сильный характер, нарушая работу рассудка. Нам трудно осмысливать такие переживания и принимать правильные решения. Часто возникает ситуация аффекта*), в которой человек действует импульсивно, только под влиянием эмоций, захватывающих его разум.
Итак, целесообразно такое восприятие окружающего мира, при котором отрицательное воздействие, прежде всего, воспринимается рассудком. Их нужно осмысливать и принимать решение о том, как уйти от влияния этих факторов.
Отрицательные воздействия, пробуждая в нас страдания, нередко приводят к развитию различных функциональных нарушений, которые, в свою очередь могут вызвать тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода. Поэтому те, кто говорят, что человек должен страдать, чтобы осознать смысл жизни, правы только наполовину. Страдания действительно могут совершенствовать личность, освобождая её от иллюзий и формируя объективное восприятие окружающей действительности, терпимость к другим людям, иными словами мудрость. Однако, делая человека мудрым, страдания делают его и больным.
Какой же выход из такого положения?
4 Þ Нужно приобретать мудрость другими средствами, прежде всего, совершенствуя культуру разума. Мудрость заключается в способности предви- _______
*) Аффект– сильное неконтролируемое эмоциональное переживание, при котором эмоции побуждают человека к неадекватным поступкам.
деть надвигающиеся неприятные события и избегать их.
Отрицательные переживания, подобно боли становятся сигналами неблагополучия. Боль сигнализирует о неблагополучии внутри нашего тела, отрицательные переживания сигнализируют о неблагополучии в нашем поведении, отношениях, действиях и поступках.
Человек активно взаимодействует с внешней средой, в том числе, и с другими людьми. Нередко его действия и поступки вступают в противоречие с чужими интересами, и тогда ему оказывается сопротивление. Сопротивление нашим действиям и поступкам субъективно воспринимается как отрицательное воздействие. Если мы начинаем реагировать на такое сопротивление эмоционально, то начинаем переживать чувство обиды, злости, раздражения, и другие чувства, т.е. всю гаму отрицательных переживаний.
Таким образом, отрицательные воздействия могут быть, с одной стороны, сигналами разуму о неблагополучии в нашей деятельности, поведении, отношении с к кем-либо, с другой стороны, становятся причиной отрицательных переживаний.
5 Þ Культура эмоций предполагает, что отрицательные воздействия должны оставаться сигналами для разума и при этом должны перестать быть факторами, развивающими отрицательные переживания.
Þ Внимание!
Отрицательные воздействия нужно воспринимать только рассудком, с помощью чувств следует реагировать на положительные воздействия. В этом принципиальная разница между обычным, привычным нам восприятием окружающей действительности, и восприятием, которое формируется под влиянием культуры эмоций и культуры психической деятельности в целом.
Когда мы рассматриваем механизмы и целесообразность оптимистического и пессимистического настроения, следует обратить внимание на возрастные особенности эмоционального восприятия и реагирования на окружающую действительность.
Здоровые юноши и девушки оптимисты. Это связано с тем, что нервные центры, ответственные за эмоции и настроения, у молодёжи иначе настроены. Центры удовольствия более активны, чем центры страдания. Поэтому молодёжь легко радуется, легко смеётся и причиной для радости могут быть самые незначительные вещи. Иными словами, им радостно и весело потому, что они готовы радоваться и веселиться.
С возрастом, в силу физиологических и социальных причин, соотношение центров удовольствия и страдания изменяются. К 25 – 30 годам они уравновешиваются, а в последствии начинает преобладать активность центров страдания.
6 Þ Рассмотрим социальные механизмы этого явления.
Молодёжь, окончив школу, ставит перед собой новую задачу своего социального развития – приобретение специальности и социального статуса и т.д. Всё это заставляет пересмотреть старые ценностные ориентиры личности. Ценности беззаботной жизни уходят. На их смену приходят другие ценности, относящиеся к новой реальной и сложной жизни.
Такая ценностная переориентация не редко протекает целенаправленно и молодежь со свойственным ей максимализмом часто стремится, во что бы это ей не стало, скорее достичь социальных целей, и согласна, поэтому, идти на любые жертвы.
Первой жертвой такой переориентировки становятся ценностные ориентиры окружающей действительности, которые раньше вызывали чувство удовольствия. Их меняют на факторы, связанные с достижением социально значимых результатов. Такая социальная ориентация положительно воспринимаемых ценностей приводит к тому, что соответствующие отрицательные и положительные переживания постепенно изменяются, и они часто меняются местами.
Если факторы, формирующие положительные переживания, постоянно одинаковы, однотипны, то к ним возникает привыкание и своего рода эмоциональная пассивность реагирования. Они уже не приносят сильные положительные переживания, а лишь вызывают чувство удовлетворения. В тоже время процесс достижения социальных результатов состоит из полосы удач и трудностей, характер которых разнообразен. Поэтому эти трудности всегда свежие и возбуждают разные по характеру отрицательные переживания. К ним привыкания не наблюдается.
Так постепенно отрицательный баланс положительных переживаний. Это приводит к тому, что центр удовольствия тренируется слабо, а центр страдания активно работает. Такое положение изменяет тип настроения. С жизнерадостного и оптимистического настроения оно постепенно переходит на прагматичное и пессимистичное.
Жизненные неудачи могут привести к сбою нормальной работы нервных процессов. Тогда возникают невротические реакции и неврозы.
7 ÞДля невротических состояний характерно преобладание отрицательных переживаний над положительными, развитие депрессии, крайних форм пессимистического настроения, которые сопровождаются тревожностью, напряженностью, готовностью к страданиям. Выйти из такого ещё сложнее, чем из состояния обычного прагматического пессимизма.
Следует помнить, что состояние прагматического пессимизма – это не достоинство, а недостаток характера, поскольку речь идёт о состоянии здоровья. В этом случае приходится выбирать между здоровьем и материальными потребностями и социальными достижениями. Если хотите сохранить здоровье, жизнерадостность и прожить как можно более долгую жизнь, надо сохранить баланс между социальными, биологическими и духовными потребностями.
8 ÞДуховные ценности должны иметь не меньшее значение, чем прагматические, поскольку лишь духовные ценности способны дать человеку эмоциональный баланс соотношения между радостями и горестями в пользу радостей. Умение формировать духовные ценности, пробуждать в себе духовные потребности, наслаждаться духовными радостями – тот путь, который позволяет сохранить оптимизм, романтику восприятия и противопоставить всё это голому прагматизму.
Таким образом, культура эмоций при формировании оптимистического настроения как постоянного фона жизнедеятельности человека, тесно связана с пробуждением духовных потребностей и духовных переживаний.
Какие же потребности могут быть отнесены к этой категории?
Это, прежде всего, потребности в красоте, в наслаждении красотой окружающего Вас мира, красотой человека и человеческих отношений.
Именно этот аспект духовных переживаний лежит в основе воспитания оптимистического настроения.
9 Þ Подводя итог изложения сведений по этой теме, хочется выделить следующие элементы тактики формирования культуры оптимистического настроения, вытекающих из вышеописанных психологических особенностей этого явления.
1® Необходимо формировать нейтральное отношение к любым отрицательным воздействиям и доминирование рассудка над чувствами.
2® Необходимо формировать реакции удовольствия и радости от тех факторов, которые обычно воспринимаются с безразличием.
3® Необходимо формировать переживания счастья от факторов, которые ранее воспринимались и переживались только как удовольствие.
4® Необходимо постоянное ежедневное осознанное регулирование настроения и формирование психологической готовности к оптимистическому восприятию отрицательных факторов.
Методика освоения этой психотехники культуры настроения будет изложена в последующих темах третьего цикла.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞЧто характерно для оптимистического настроения и пессимистического настроения?
2 ÞРасскажите о динамике изменения оптимистического настроения с возрастом.
3 ÞКакое настроение у прагматиков? Как оно проявляется?
4 ÞВ чём заключается мудрость?
5 ÞКак следует воспринимать отрицательные воздействия в соответствии положениями культуры эмоций?
6 ÞКаковы социальные механизмы развития прагматического пессимизма?
7 Þ Что характерно для невротических состояний?
8 ÞВ чём проявляются духовные ценности? Зачем они нужны?
9 ÞНазовите четыре элемента тактики формирования культуры оптимистического настроения?
Тема 2.
КОНТРОЛЬ НАСТРОЕНИЯ.
КАК ОСТАВАТЬСЯ ОПТИМИСТОМ
В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
1 Þ Для того чтобы быть и оставаться оптимистомс жизнерадостным активным настроением в течение дня на протяжении всей жизни, очень важно сохранять соотношение положительных и отрицательных переживаний как 3 к 1.
Это значит, что на три положительных переживания должно быть не больше одного отрицательного.
Если поставить счётчик эмоциональных изменений настроения, который бы регистрировал число положительных и отрицательных переживаний в течение суток, то это соотношение должно выглядеть примерно так: за сегодняшний день у меня было 35 положительных переживаний и 11 отрицательных.
Их баланс 35 / 11 = 3 : 1
Это замечательно.
Если мы не контролируем сознанием характер своих переживаний, нам трудно судить о том, каково соотношение этих переживаний и определять причину снижения настроения.
2 Þ Поэтому контроль настроения и количественных показателей колебания настроения – первый культурный навык регуляции настроения.
Обучиться этому навыку довольно просто.
В своём блокноте сделайте следующую таблицу.
Дата | Число положительных переживаний | Число отрицательных переживаний | Э(+) | Э(-) |
10.04 | 3,1,0,0,4,0,0,1,1 | 1,0,0,0,2,1,0,0,0 | ||
Теперь старайтесь вспоминать о том, какие и сколько переживаний у Вас было в течение последнего отрезка времени, который прошёл между прошлым контролем и данной минутой и запишите их в протокол.
Так, например, в течение первого часа человек пережил три приятных ситуации и одну неприятную, о чём свидетельствуют первые записи.
Очередной раз, вспомнив о контроле над своими переживаниями, следует достать записную книжку, подсчитать и записать количество переживаний, которые были за этот период. Так, время от времени, фиксируют в протоколе все пережитые эмоции в течение дня и связанные с ними и колебания настроения. В конце дня подводят итог подсчётам и сравнивают взаимоотношения положительных и отрицательных переживаний.
3 Þ Ведущим механизмом в этой психотехнике является наблюдатель, который стимулирует у Вас эту деятельность.
Если Вы человек мало эмоциональный, суммы будут небольшими, а если эмоциональный, то их число будет внушительным. Такой подсчёт следует проводить примерно 10 дней, и Вам станут ясны особенности проявлений Вашего настроения. Вы сможете для себя определить – кто Вы, какой вид настроения у Вас преобладает и что с этим дальше делать.
4 Þ Внимание!
Не полагайтесь на мысль о том, что Вы себя знаете и можете легко определить свой тип настроения без всяких его исследований. У вас может быть:
§ субъективное, обманчивое представление о себе и своих переживаниях, и Вы за норму можете принимать то, что нормой не является;
§ привычное безразличие к своему здоровью;
§ избыточная самоуверенность в своих силах.
Отнеситесь к исследованию своего настроения как к очень важному этапу формирования культуры эмоций.
Такое исследование позволяет:
1® выявить характер привычного для Вас соотношения положительных и отрицательных переживаний.
Всё может быть очень хорошо. Вы природный оптимист и Вам нет необходимости специально заниматься тренировкой навыков культуры оптимистического настроения.
Но могут быть и тревожные показатели. Если соотношение положительных и отрицательных переживаний меньше, чем 3:1, и Вам свойственны существенные колебания настроения в течение дня, то это немедленно следует изменить, сделав своё настроение устойчиво оптимистичным. Именно для этого предназначена психотехника культуры оптимистического настроения.
2® В случае привычного для Вас колебания настроения в течение дня Вы сможете выработать привычку контролировать эти колебания и выработать установку на поиск приятных переживаний в окружающей Вас действительности, поскольку соотношение приятных и неприятных переживаний должно быть 3 к 1.
5 ÞКак Вы теперь знаете, баланс положительных и отрицательных переживаний в пользу оптимистического настроения можно регулировать с помощью следующих приёмом.
1-й приём – снижение числа отрицательных переживаний за день. Надо научиться не воспринимать эмоционально факторы, побуждающие у Вас отрицательные переживания.
2-й приём – увеличение числа положительных переживаний за день. Нужно научиться искать, находить и соответствующим образом переживать любые факторы, способные дать импульс приятным переживаниям.
3-й приём – комплекс применения первого и второго приёма.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞКакое соотношение положительных и отрицательных переживаний необходимо соблюсти, чтобы поддерживать оптимистическое настроение?
2 ÞЗачем нужен контроль настроения?
Как его проводить?
3 ÞКакова роль наблюдателя ля проведения контроля настроения? Как Вы его будете активизировать?
4 ÞВсегда ли правильно Вы можете определить свой тип настроения? Почему?
5 ÞКакие приёмы следует применить для поддержания правильного баланса положительных и отрицательных переживаний при формировании культуры оптимистического настроения?
Психотехника предварительной подготовки
Раздражающие факторы
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Встреча с неприятным для Вас человеком
Так случилось, что в Вашем окружении имеется человек, который Вас раздражает. Он ничего Вам плохого не делает, но Вы его с трудом переносите. Например, Вам не нравится, как он при Вас ест, как одевается, как говорит, как ходит и т.д. Когда Вы его видите, у Вас возникает напряженность и портится настроение.
Поскольку не в Ваших силах сделать так, чтобы этот человек исчез из вашей жизни, эту вредную для Вашего здоровья реакцию на него следует откорректировать. Как?
Вызовите у себя реакцию бесстрастия и представьте себе этого человека и раздражающую вас ситуацию.
Мысленно проанализируйте, что именно Вас в нём раздражает – манеры, голос и т.п.
Определите для себя, что это не имеет для Вас какого-либо значения и Вам абсолютно безразлично.
Вообразите и прочувствуйте, что факторы, которые в этом человеке Вас раздражали, стали для Вас нейтральными.Попробуйте найти в этом человеке приятные стороны. Представьте их. Вообразите, как Вы относитесь к этому человеку нейтрально и спокойно.
Отработайте формулы для формирования телесно-чувственных кодов нейтрального реагирования по отношению к этому человеку.
Þ Упражнение № 2.
Выполнение неприятной работы
Часто бывает, что Вам приходится выполнять работу, которая для Вас не только не интересна, но и неприятна, она Вас раздражает, аеёвыполнение портит настроение. Поскольку работу выполнять надо и Вам от этого никуда не деться, следует выработать нейтральное отношение к этой работе, а может быть, даже найти какое-то удовольствие в ней.
Вызовите у себя реакцию бесстрастия и представьте себе работу, раздражающую Вас.
Мысленно проанализируйте, что именно Вас в этой работе раздражает – сама работа, отдельные элементы, и попробуйте разобраться почему. Сделайте вывод: эта работа меня раздражает, потому что… .
Вообразите, что раздражающие факторы выполняемой работы для Вас приобретают нейтральный характер. Представьте и прочувствуйте это. У Вас формируется нейтральное отношение к этой работе, и Вы можете её спокойно выполнять.
В ряде случаев Вы можете найти приятные элементы в этой работе и тогда её делаете с удовольствием.
Отработайте формулы для формирования телесно-чувственных кодов нейтрального реагирования на выполняемую работу.
Общий вывод: любой раздражающий фактор может быть осмыслен и чувственно нейтрализован с помощью психотехники анализа и телесно-чувственных кодов.
Þ Упражнение № 3.
Разработка плана корректировки эмоционального реагирования на привычные неприятности дня.
Сядьте удобно, расслабьтесь и мысленно представьте себе обычный свой день. Выделите на внутреннем зрительном и эмоциональном экранах факторы, которые у Вас вызывают привычное раздражение. Зафиксируйте их в памяти.
Запишите эти факторы в Вашем дневнике.
Сосредоточьтесь на одном факторе. Выявите причину, почему он Вас раздражает. Запишите её.
Проанализируйте таким способом все раздражающие факторы.
Разработайте по каждому фактору формулы для формирования телесно-чувственных кодов.
Возьмите диктофон и CD-плэйер.
Подготовьте формулы для самопрограммирования нейтрального реагирования на раздражающие Вас факторы. Подготовьте сеанс.
Þ Домашнее задание.
Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной устойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.
Тема 3.
КАК ВЫЗЫВАТЬ У СЕБЯ ЧУВСТВО
УДОВОЛЬСТВИЯ И РАДОСТИ ОТ
БЕЗРАЗЛИЧНЫ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
1 Þ С помощью упражнений, освоенных в предыдущей теме, Вы овладели важными приёмами психотехники регуляции настроения и научились бесстрастно воспринимать факторы, которые Вас раздражают и ухудшают настроение. Эти навыки сделали Вас человеком более спокойным и мудрым.
Однако освоенная психотехника регуляции настроения не сделала Вас человеком жизнерадостным и весёлым, способных заражать хорошим настроением окружающих. А именно это качество мы больше всего ценим в других людях.
Эта и следующая тема направлены на обучение психотехнике регуляции жизнерадостности. Они должны помочь Вам стать весёлым, жизнерадостным человеком и заражать окружающих таким настроением, стать душой общества.
2 Þ Для этого авторы хотят напомнить некоторые сведения по психофизиологии эмоций, которые Вы узнали в предыдущих темах.
Ваши эмоциональные переживания и характер настроения зависят от активности центров удовольствия и страдания. Активность этих центров меняется с возрастом и особенностями жизни.
Как уже отмечалось, в соотношении положительных и отрицательных переживаний должны преобладать положительные, иначе настроение и связанные с ним психические реакции будут сдвинуты к пессимизму и невротическому реагированию.
Многие сами изменяют это соотношение в худшую сторону, стремясь сосредоточиться на главном, необходимом и осознанно отказываются от маленьких радостей жизни. Такое распределение положительно влияющих на настроение факторов на главные и второстепенные приводят к избирательности восприятия и значительному обеднению палитры положительных чувств, снижению радостной впечатлительности.
Радостная впечатлительность – важнейшее состояние жизнерадостного настроения. Нужно быть всегда готовым с лёгкостью, весело и радостно воспринимать любо положительный фактор и с юмором отрицательный. Важно уметь находить смешное в отрицательных факторах, используя юмор, как средство психологической защиты в режиме радостной впечатлительности.
Однако нужно помнить, что осознанное уменьшение в восприятии палитры положительно влияющих на наше настроение факторов, когда Вы становитесь избыточно серьёзны и сосредоточены на достижении поставленных жизненных целей, автоматически приводит к увеличению диапазона факторов, непроизвольно вызывающих у нас отрицательные переживания, поскольку они многообразны и к ним не наблюдается привыкания. Поэтому мы становимся избыточно чувствительны к ним. Лёгкая восторженность и юмор переходит в нейтральность, а затем в пессимизм.
Вы научились вызывать чувство бесстрастия ко многим отрицательным факторам, и баланс положительных и отрицательных переживаний за день у Вас выровнялся. Однако это не сделало Вас оптимистом и интересным собеседником. Почему?
Потому, что нужно расширить палитру восприятия разнообразных факторов, способных вызвать приятные переживания и научиться эти переживания в себе возбуждать.
4 Þ Стратегия формирования оптимистического настроения заключается в том, что мало нейтрализовать отрицательно воздействующие на Вас факторы, нужно значительно расширить диапазон восприятия положительных фактов и сделаться чувствительным к ним до уровня непроизвольного переживания чувства радости и удовольствия от встречи с ними. Для этого необходимо вновь научиться радоваться разным мелочам, ставшим для вас безразличными, незаметными. Нужно вновь отрыть у себя способность юмористически воспринимать лёгкие неприятности, получая от них удовольствие, по принципу: если неприятность неизбежна, найди в ней смешное и получи удовольствие.
Необходимо вновь осваивать науку радости и юмористического видения великих мелочей.
Мысленно окиньте взором ваш день: от того момента, как Вы проснулись до того момента как вновь ложитесь в кровать. Вы наверняка сможете найти массу факторов, от которых можно легко получить удовольствие. Давайте потренируемся.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞДля чего важно быть жизнерадостным человеком?
2 ÞВ чём заключается радостная впечатлительность? Как у Вас обстоит дело с этим состоянием?
3 ÞКакое отношение имеет юмор к радостной впечатлительности? Какова его функция?
4 ÞВ чём заключается стратегия формирования оптимистического настроения?
Психотехника предварительной подготовки
Обыденные факторы
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Радость утреннего пробуждения
Если Вы не больны, не переутомились, и Вам удалось нормально поспать, неизбежно имеются все предпосылки к тому, чтобы получить удовольствие от пробуждения. Для этого нужно освоить следующие правила и алгоритм действий:
§ не ленитесь радоваться и побыстрее переводите себя из нейтрального в радостное состояние;
§ почувствуйте удовольствие от расслабленного тела, от неги и активно понежитесь в постели, выбирая и умственно усиливая ощущения удовольствия;
§ вспомните что-нибудь смешное, что было у Вас за вчерашний вечер;
§ сосредоточьтесь на лице, примите мимику радости и удовольствия и юморного реагирования;
§ побудьте в этом состоянии не менее 2-5 минут и только тогда вставайте с постели.
Возьмите за привычку применять эту психотехнику пробуждения, и она сформирует у Вас очень хорошую исходную установку на последующий день.
Þ Упражнение № 2.
Радость водных процедур
Следующим естественным психофизиологическим удовольствием являются водные процедуры. К ним можно относиться нейтрально, а нужно максимально корыстно их использовать и получить физическое удовольствие от этого. Дл этого следует сосредоточиться на тех естественных приятных ощущениях от воды и, умственно усиливая ощущения удовольствия, постараться насладиться этими ощущениями. Искусство наслаждения – важнейший элемент техники радостной впечатлительности. Поэтому эту технику следует специально формировать.
Техника наслаждения заключается в следующем:
§ представьте возможное приятное ощущение;
§ найдите его и сосредоточьтесь на нём;
§ начинайте «балдеть»;
§ умственно усильте это состояние и продолжайте «балдеть» не менее 1-3 минут;
§ ощутите прилив радости по всему телу.
Взятая за привычку, техника наслаждения водными процедурами усиливает исходную установку жизнерадостного восприятия действительности.
Если в процессе принятия водной процедуры возникли мелкие неприятности, скажем, что-то случилось с краном, упало мыло и т.д., найдите смешное в этом событии и попробуйте сочинить юмористическую реплику по этому поводу.
Þ Упражнение № 3.
Удовольствие от вкуса пищи
Тренинг вкусовых наслаждений
Помните, что с завтраком не следует торопиться, как бы Вы не спешили. Еда также является естественным фактором, дающим много ощущений удовольствия, нужно только уметь их находить, усиливать и «балдеть». Не следует бояться, что Вы переедите и растолстеете. При правильно освоенной технике наслаждения пищей можно есть очень мало, но получать от этого много приятных впечатлений.
Каковы правила получения удовольствия от пищи?
Помните, что в искусстве наслаждения пищей важно не её количество, а разнообразие вкусовой палитры.
Вы можете положить на тарелку десяток различных по вкусу кусочков пищи, как это делают японцы, и заниматься выделением в своих ощущениях самых разнообразных вкусовых оттенков, умственно усиливать их, сравнивать по полученным впечатлениям, экспериментировать и «балдеть» от процесса. Важно находить в этом массу юмористических ситуаций и делать юмористические выводы. Такой процесс называется тренингом вкусовых наслаждений, и он как своеобразный вкусовой спорт может довольно сильно увлечь. Его можно предложить друзьям и обмениваться с ними вкусовыми впечатлениями. Можно изобретать разнообразную пищу, дающую изысканные вкусовые оттенки, и гордиться уникальностью своих изобретений, можно проводить соревнования по этому поводу с друзьями и знакомыми.
Главное в этом процессе – объём дегустируемой пищи должен быть очень маленьким, а процедура наслаждения достаточно длительной.
Искусство наслаждения пищей основано на развитии у себя тонкой палитры вкусовых впечатлений, на умении выделять в симфонии вкусовых ощущений отдельные впечатления, описывать такое впечатление, и в умении создавать любую вкусовую палитру для себя и других, как проявление вашего творчества, Вашей индивидуальности.
Если Вы увлечётесь этим видом духовного спорта, Ваше восприятие жизни существенно изменится к лучшему и ваши взаимоотношения с близкими Вам людьми приобретут особый характер.
Þ Упражнение № 4.
Удовольствие от одежды, причёски, внешнего вида.
Эта особая категория удовольствий, связанная с вашим имиджем, модой, стилем, владением искусством нравиться окружающим. Она, как и предыдущие, основывается на естественных природных механизмах, но уже с большой прибавкой эстетического компонента и сложившихся у окружающих ценностных представлениях о «крутости» внешнего вида, его гламурности.
Очень важно, чтобы эти представления не стали для Вас источником напряженности и не