Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу (таблицы 10-12)

Таблица 10.

Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента
Наклон головы Контрольная гр. Экспериментальная гр.
Кзади/Кпереди До После До После
Норма 35—45°/0/35—45°
Ниже нормы

Таблица 11.

Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента
Наклон головы Контрольная гр. Экспериментальная гр.
Вправо/Влево До После До После
Норма 45/70/45°
Ниже нормы

Таблица 12.

Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента
Вращение головы Контрольная гр. Экспериментальная гр.
Вправо/Влево До После До После
Норма 60—80°/0/б0—80°.
Ниже нормы

Результаты измерений гибкости позвоночного столба.

Оценка показателей гибкости позвоночного столба в основной и контрольной группах до эксперимента показала отсутствие различий между группами и оказалась положительной (7,5 и 8) (р>0,05).

Исследование этих показателей у детей, занимающихся лечебной гимнастикой, после эксперимента достоверно улучшились и составили 15 (р<0,05). У детей контрольной группы изменения данных были статистически незначимыми и составили 8 (р>0,05), (рисунок 9).

Сравнение средних показателей после эксперимента у детей основной группы и контрольной группы (12,2 и 13,1) показало достоверное различие (р<0,05). Разница составила 4,8 у контрольной гр. И 5,1 у экспериментальной гр.

Т.е. применение комплекса упражнений АГ на занятии самбо является эффективным способом развития гибкости позвоночного столба.

Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу (таблицы 10-12) - student2.ru

Рисунок 9. Динамика гибкости позвоночного столба (р<0,05).

Таким образом, улучшение гибкости позвоночного столба у подростков, применяющих комплекс упражнений АГ на занятии самбо, свидетельствует о лучшем функциональном состоянии их организма, по сравнению с подростками, занимающиеся по программе самбо без комплекса АГ.

Выводы

1. Анализ литературных источников показал, что нарушение осанки приводит к серьезным негативным последствиям для здоровья человека, является оной из глобальных проблем населения в России. Ежегодно увеличивается процент людей страдающих от последствий нарушении осанки.

2. Предложен новый комплекс упражнений адаптивной гимнастики для подростков 12-14 лет простой в исполнении, не требующий больших материальных затрат, по уровню физической нагрузки адекватен возрасту.

3. Оценка результатов занятий комплексом упражнений адаптивной гимнастики, подростков с нарушением осанки показала высокую эффективность предложенного комплекса в результате улучшения показателей состоянии осанки.

4. В выполнении упражнений предложенного комплекса присутствует легкость и комфортность в восприятии и усвоении элементов, коррекционное воздействие. Комплекс упражнений вносит разнообразие в занятие лечебной физкультурой и вызывает интерес у детей.

Заключение

Изменения, происходящие при нарушенной осанки, являются отражением роста и развития позвоночника. Обнаруженные предпосылки к изменению структуры мышц многие исследователи рассматривают как вторичные, развивающиеся в результате прогрессирования в сколиотическую деформацию позвоночника.

Полученные результаты исследования говорят о том, что у испытуемых обеих групп уровень физического развития находится примерно на одном уровне. Динамика показателей проводимых проб после использования специального комплекса упражнений имеет тенденцию к улучшению, однако не имеет статистической значимости. Это связано с малой продолжительностью занятий. Для получения достоверных результатов и повышения эффективности следует увеличить время занятия и их продолжительность.

На первом этапе было изучено состояние осанки подростков 12 – 14 лет на базе МБУДО «Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по самбо и дзюдо «Витязь» имени И.И. Пономарева» г. Перми.

Сформировано две группы подростков с нарушением осанки: контрольная и экспериментальная. Подростки обеих групп занимались борьбой самбо, но с подростками экспериментальной группы дополнительно проводились занятия адаптивной гимнастики.

На втором этапе исследования разработан комплекс упражнений адаптивной гимнастики, который был использован при занятиях самбо с экпериментальной группой в количестве 10 человек. Занятия проводились в спортивном зале школы 3 раза в неделю на протяжении 1 месяца. Перед началом эксперимента и после проведения эксперимента проведено исследование состояния осанки (тест «Matthiassh» на распознание степени нарушения осанки, метод определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937),

измерение движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу, ощупывание позвоночника).

Таким образом, адаптивная гимнастика – один из возможных методов коррекции нарушения осанки среди школ дополнительного образования Применение занятий адаптивной гимнастики в условиях образовательного, тренировочного процесса способствует сохранению здоровья подростающего поколения.

Список литературы

1. Белокрылов Н.М., Шарова Л.В ЛФК в ортопедии и травмотологии учебник направления подготовки 29.03.02 «физкультура для лиц……»изд. ПГГПУ, 2015 г. 124 стр.

2. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. 5-11 классы. 2011. 263 стр.

3. Бобырь А.И. Здоровый позвоночник по методу Бобыря. Эксмо, 2011. – 240 стр.

4. Сергиевич А.А. Самостоятельные занятия физкультурой при нарушениях опорно – двигательного аппарата: учебное пособие / А.А. Сергиевич – Омск: Изд-во. Ом.гос. Ун-та, 2011.- 84 стр.

5. Палей Л. «Исправляем осанку: уникальная лечебная гимнастика». 2013 г. 128 стр.

6. Елжова И. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образоватеьном учреждении. 2011 г. 215 стр.

7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. «Пособие для учителей и школьных врачей». М.:Просвещение 2011.- 95стр.

8. Маркелов В.В Здоровьесберегающее образование в школе: учеб. Пособие по спецкурсу. Пермь. 2013. 158 стр.

9. Чедов К.В. проектирование индивидуальных здоровьесберегающих траекторй старшеклассников в условиях спортизации общеобразовательных школ. Чайковский 2013. 174 стр.

10. Актуальные вопросы педиатрии: материалы меж-регион. Науч-прак. Конф. Пермь 2014 г. 18 стр.

11. Здоровье и образование. Формирование здорового и безопасного образа жизни, экономической культуры в условиях перехода на ФГОС. Материалы 14- й краевой науч-прак. Конференции ( 24-25 апреля 2013г.) Пермь 2013 г. 152 стр.

12. Гуровец Г.В. возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. 2013.431 стр.

13. Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н. Боль в спине. 2014. 368 стр.

14. Лядова Н.В. Здоровье и образование. Здоровьесберегающее обучение и воспитание условиях перехода на ФГОС. Материалы 13 – й краевой научно-практической конференции ( 25-26 апреля 2012 г) Пермь 2012 . 278 стр.

15. Миронов С.П. Труды 2-й научно практической конференции «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата» 24-25 апреля 2012 г. Моссква. 106 стр.

16. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе. 2011. 222 стр.

17. Югова Е.А. возрастная физиология и психофизиология. 2011.336 стр.

18. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. 2011. 215 стр.

19. Старкова Е.В. Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине. 2012. 250 стр.

20. лечим позвоночник. Иллюстрированная энциклопедия. Авторские методы. 2011. 320 стр.

21. Максимов Д.В., В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков. «Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо) теоретико-практические рекомендации. ТВТ Дивизион Москва 2011 г. 160 стр.

22. Пешкова О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопии: метод. пособие / О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. – Х.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. – 126 с.

23. Шарова Л.В. Комплексная оценка и коррекция адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной активности. 126 стр. 2012 г.

24. http://www.sambo-fias.org/news/7477

25. Фищенко В.Я., Вердиев В.Г., Печерский А.Г. Клиника, диагностика и лечение больных с травматолого-ортопедическими заболеваниями. Баку, 1988. С. 69 -75.

26. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. 279 с.

27. Цивьян Я.Л. Патология позвоночника. Л., 1980. С, 3 – 20.

28. Цивьян Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение. Ташкент: Медицина, 1972. 223 с.

29. Шаргородский В.С., Коваль Д.Е. Некоторые аспекты физкультуры при сколиозе // Ортопедия, травматология и протезирование. Киев, 1982. Вып. 12. С. 105 -107.

30. Шкляренко А.П. Физиологические принципы использования физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков. Краснодар, 2001. 200 с.: ил.

Приложение 1.

Результаты определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной плоскости (сгибание — разгибание) до эксперимента

Объем движений в направлении сгибание Объем боковых движений
  Отделы позвоночника
  Шейный норма 100° Грудной норма 40° Поясничный норма 65° Шейный отдел норма 45° Шейный отдел норма 45° Грудной отдел норма 20° Поясничный отдел норма 40°
ФИО - - - - - - -
Батыршин Айрат Нафисович
Болков Денис Витальевич
Брюхов Даниил Валерьевич
Бурцев Данил Юрьевич
Васильев Никита Андреевич
Вилисов Матвей Михайлович
Винс Андрей Андреевич
Галкин Сергей Евгеньеич
Давлетшин Ильяс Тагирович
Каменщиков Дмитрий Алексеевич
Каюмов Руслан Радикович
Кузнецов Константин Николаевич
Лукянец Владислав Андреевич
Мануилов Лев Андреевич
Набатов Никита Сергеевич
Налетов Егор Иванович
Оленев Вячеслав Геннадьевич
Павлецов Федор Павлович
Чугунов Евгений Николаевич
Щепелин Илья Павлович

Объем движений в направлении сгибание — разгибание равен в шейном отделе 100°, в грудном—40°, поясничном—65°. Объем боковых движений в шейном отделе —45°, грудном —20°, поясничном —40° (Chapchal, 1954). Вращение позвоночника, по Молье, в шейном отделе совершается в пределах 70—90°, в грудном — 80—120°.

Приложение 2.

Результаты определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной плоскости (сгибание — разгибание) после эксперимента

Объем движений в направлении сгибание Объем боковых движений
  Отделы позвоночника
  Шейный норма 100° Грудной норма 40° Поясничный норма 65° Шейный отдел норма 45° Шейный отдел норма 45° Грудной отдел норма 20° Поясничный отдел норма 40°
ФИО - - - - - - -
Батыршин Айрат Нафисович
Болков Денис Витальевич
Брюхов Даниил Валерьевич
Бурцев Данил Юрьевич
Васильев Никита Андреевич
Вилисов Матвей Михайлович
Винс Андрей Андреевич
Галкин Сергей Евгеньеич
Давлетшин Ильяс Тагирович
Каменщиков Дмитрий Алексеевич
Каюмов Руслан Радикович
Кузнецов Константин Николаевич
Лукянец Владислав Андреевич
Мануилов Лев Андреевич
Набатов Никита Сергеевич
Налетов Егор Иванович
Оленев Вячеслав Геннадьевич
Павлецов Федор Павлович
Чугунов Евгений Николаевич
Щепелин Илья Павлович

Приложение 3.

Наши рекомендации