Как лучше управлять различными
Цикл 2
КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И
САМООБЛАДАНИЯ
Тема 1
Психотехника формирования
Телесно-образных кодов
Эмоциональной регуляции
В трудных ситуациях
Þ Ситуация эмоционального дискомфорта.
Вы взволнованы, испытываете неприятные переживания, которые мешают Вам быстро и правильно принять решения и поступить наилучшим образом.
Если Вы двигаетесь, то остановитесь, где-нибудь присядьте и сосредоточьтесь на своих переживаниях.
1® Приём осмысления переживаний.
Осмыслите эти переживания.
Ø Что вы чувствуете?
Это страх, неудовлетворённость, напряженность, неудобство, стыд, скованность, отвращение или что-то иное. Обозначьте словом своё переживание.
Я испытываю… .
Ø Подумайте, почему Вы это чувствуете?
Почему возникло это переживание?
Я испытываю это переживание потому, что… .
Ø Ваша позиция: это переживание мешает мне правильно поступать. Оно вредно для меня. Я должен от него избавиться!
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код, позволяющий образно-чувственно осмысливать и оценивать вред для себя отрицательных переживаний, примените его.
2® Приём формирования маски релаксации.
Сконцентрируйте внимание на лице.
Расслабьте мышцы лица и примите успокоенное, бесстрастное выражение.
Прочувствуйте кожу лба.
Мысленным самомассажем разгладьте ее.
Помассируйте скулы, губы, подбородок.
Почувствуйте, как лицо расслабляется, принимая выражение «маски релаксации».
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код расслабления лица, примените его и прочувствуйте маску релаксации.
3® Приём релаксации рук и тела
Закройте глаза и мысленно помассируйте:
§ большой палец;
§ указательный палец;
§ средний палец;
§ безымянный палец;
§ мизинец;
§ ладонную поверхность;
§ тыла кисти.
Проделайте эти действия с кистями обеих рук, с предплечьями, плечами.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код расслабления рук и тела, примените его и прочувствуйте расслабление тела.
4® Приём формирования состояния бесстрастия и безмыслия.
Сосредоточьте всё внимание на языке. Прочувствуйте язык. Мысленно его помассируйте и успокойте его.
Расслабьте кончик языка.
Расслабьте его края и центр.
Расслабьте корень языка.
Вообразите и прочувствуйте свой язык ленивым, неподвижным, как будто это предмет, который вы положили в рот.
В сознании возникают паузы словесного молчания.
Усилим эти паузы расслаблением голосовых связок. Вообразите и прочувствуйте как ваши голосовые связки расслабляются и свободно повисают над гортанью.
Возникает состояние безмыслия, которое Вы легко контролируете.
Сосредоточьтесь на грудной клетке. Прочувствуйте, как Вы дышите.
Начинайте дышать глубоко, спокойно медленно. Медленный вдох, ещё более замедленный выдох.
Отдыхайте от всех своих забот, но не засыпайте.
Почувствуйте, что Ваше состояние бесстрастия углубляется.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код формирования состояния бесстрастия и безмыслия на основе расслабления языка, голосовых связок и регулируемого дыхания, примените его и прочувствуйте это состояние, которое тут же блокирует любые отрицательные переживания.
5® Приём формирования оптимистического настроения и принятия решения.
Сосредоточьтесь на удовольствии от отдыхающего тела, от предвкушения Ваших успехов в тренируемой ситуации.
Отразите чувство удовольствие на Вашем лице.
Вообразите любую приятную для Вас ситуацию и чувственно проиграйте её.
Ваше настроение из состояния бесстрастия становится оптимистическим. Вы овладеваете возникшей трудной для Вас ситуацией и можете её обдумывать и быстро принять решение.
Мысленно примите уверенную позу.
Почувствуйте прилив уверенности.
Сформулируйте принятое решение. Я должен… .
Представьте, как приятно выполнять принятое решение.
Мысленно представьте, как Вы это делаете и почувствуйте гордость за себя.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код формирования оптимистического настроения, примените его и сформируйте это состояние для принятия нужного решения.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите текст приёмов и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём заключаются особенности приёма осмысления переживаний? У Вас имеются система телесно-образных кодов, позволяющих это делать на образно-чувственном уровне?
2 ÞВы хорошо владеете телесно-образным кодом формирования маски релаксации?
3 ÞВы умеете применять телесно-образный код для формирования релаксации рук и тела?
4 ÞВам удаётся применить телесно-образный код для формирования состояния бесстрастия и безмыслия?
5 ÞКак Вы применяете телесно-образный код для формирования оптимистического настроения и принятия решения?
Если Вы испытываете трудности в применении каких-то телесно-образных кодов, вернитесь в ту часть учебника, где Вы можете эти коды отработать до совершенства.
Возьмите диктофон и CD-плэйер.
Разработайте формулы для самопрограммирования эмоциональной устойчивости в сложных для Вас ситуациях. Подготовьте сеанс.
Алгоритм действий
§ Вспомните ситуации, которые вызывают у Вас отрицательные переживания и Вы хотели бы сформировать по отношению к ним эмоциональную устойчивость. Составьте список этих ситуаций.
§ Возьмите одну ситуацию. Представьте, что нужно делать, чтобы в этой ситуации вы испытывали эмоциональную устойчивость. Составьте словесно-чувственные формулы для их иллюстрации и перевода в телесно-образные коды. Запишите их в тетради.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера сеанс введения в состояние трёх нулей по телесно-образным кодам.
§ Продолжите запись на микрофон текста Ваших формул для данной ситуации.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера этап выхода из состояния трёх нулей.
Сеанс самопсихомоделирования завершён.
Þ Домашнее задание.
Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной устойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.
Тема 2
Свободно выражать эмоции
Конфликт в такого рода ситуациях позволяет Вам выражать весь диапазон своих эмоций, не взирая на отношение к этому Вашего партнёра. Это бешенство, гнев, негодование, презрение и т.д.
В процессе этих переживаний Вы имеете полную возможность выразить своё отношение к собеседнику и не возражаете, когда он это делает по отношению к Вам. При этом всегда бывает так, что хотя Ваш собе седник отвечает Вам тем же, Вы в серьёз не принимаете его оскорблений, также как и он не принимает Ваших. Это взаимное излияние отрицательных эмоций.
После бурных выяснений отношений Вы оба успокаиваетесь и переходите на спокойный тон, и можете вновь общаться, как ни в чём не бывало.
Гораздо хуже, когда Вы или Ваш собеседник начинает принимать в серьёз взаимные упрёки. Это грозит разрывом Ваших отношений и может привести к заболеванию одного из Вас.
Интеллигентность в человеке проявляется, прежде всего, в сдержанности в сложных ситуациях.
Если у Вас есть внутреннее стремление быть интеллигентным человеком, Вы обязаны овладеть культурой эмоциональной сдержанности и самообладания в, прежде всего, в таких ситуациях, в которых Вы можете себе позволить быть не сдержанными.
Итак, как научиться контролировать и подавлять в себе такие эмоциональные переживания, как состояния бешенства, гнева, негодования, возмущения, злобы, ненависти, враждебности, неприязни, страданий, презрения, досады и т.д.?
Вы можете испытывать к человеку антипатию, недоброжелательность, враждебность или ненависть. Он вполне может заслужить к себе такое отношение. Однако, если Вы культурный человек, развивающий у себя интеллигентность, Вы подобно американскому индейцу из книжек Ф. Купера внешне будете скрывать свои чувства при общении с человеком, вызывающим у Вас раздражение. Для этого с помощью телесно-чувственных кодов следует вызвать у себя состояние бесстрастия, сдержанности и невозмутимости.
Практика показывает, что технически это гораздо проще, чем контролировать ситуации, в которых Вы не имеете возможности выражать свои чувства. Это связано со свободой воли, поскольку Вы сами этого хотите.
Для формирования такой психотехники Вам предлагается ряд упражнений.
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Свободно выражать эмоции
1 Þ Конфликт в ситуациях с ограниченной для Вас свободой выражения эмоций и своего отношения к происходящему обычно создаёт внешне скрываемое, однако остро переживаемое состояние страдания, чувство обиды, униженности, бессильной ярости, оскорблённости, стыда, горечи, разочарования, тяжести, боли, негодования и др.
Как уже говорилось, эти ситуации психологически гораздо сложнее переносятся, чем предыдущие. Поэтому для сохранения самообладания, сдержанности, ощущения своего не ущемлённого достоинства необходима специальная система психологической защиты.
Защита в таких случаях заключается в предварительной оценке собеседника по классификатору отрицательных персонажей, и исходя из его принадлежности к тому или иному типу людей, по разному оцениваются фрустрирующие факторы: проявление хамства, неуважительного отношения к Вам и другим людям, отсутствие культуры и интеллигентности и т.д.
Такое предварительное оценивание собеседника по классификатору поведения отрицательных персонажей позволяет отнести его к определённому типу людей, для которых характерно именно такое поведение и включить автоматическое реагирование на этот тип поведения и соответствующим образом себя вести.
Авторы предлагают особую классификацию типов поведения людей, основанную на синтезе практической психологии поведения. Эта классификация очень удобна для использования при формировании алгоритмов психологической защиты и полностью себя оправдала за двадцать лет её применения с этой целью многими тысячами лиц, прошедших этот курс.
Этап погружения
Познакомьтесь с новым текстом введения в состояние трёх нулей. Этот текст создаёт естественные ощущения отдыха на природе.
Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.
Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и прочувствуйте готовность к проведению сеанса самопрограммирования.
Цель сеанса – сформировать защитные телесно-чувственные коды непроизвольной психологической защиты от манипулятора, невротика и примитива.
Послушайте музыку, звуки природы и настройтесь на успешное занятие.
Включите коды расслабления тела и прочувствуйте своё расслабленное, ленивое тело.
Включите коды формирования состояния бесстрастия и безмыслия и погрузитесь в созерцание себя на лоне природы.
Вообразите, что сейчас лето, Вы находитесь на лесной поляне. Представьте, что Вы лежите на мягкой ароматной траве. Вы отдыхаете.
Над вами голубое безоблачное небо, полют птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки.
Дует приятный освежающий ветерок.
Вы лениво расслаблены и беззаботно отдыхаете.
Вам приятно, спокойно и легко.
Все заботы и тревоги дня ушли в прошлое.
Вы находитесь в состоянии телесного, эмоционального и умственного комфорта и полностью готовы к формированию защитных телесно-чувственных кодов, которые вы сами для себя подготовили.
Алгоритм действий
§ Вспомните ситуации, в которых Вам приходится сталкиваться с манипулятором, невротиком или примитивом. Вы хотели бы сформировать по отношению к ним эмоциональную устойчивость. Составьте список этих ситуаций и людей, от которых Вы хотели бы защититься.
§ Возьмите часто встречающуюся ситуацию с этим человеком. Представьте, что нужно делать, чтобы в этой ситуации Вы испытывали эмоциональную устойчивость. Составьте словесные формулы для иллюстрации их в телесно-образные коды. Запишите их в тетради.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера новый сеанс введения в состояние трёх нулей на природе.
§ Продолжите запись на микрофон текста Ваших формул для данной ситуации.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера этап выхода из состояния трёх нулей.
Сеанс самопсихомоделирования завершён.
Þ Домашнее задание.
Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной устойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.
Цикл 2
КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И
САМООБЛАДАНИЯ
Тема 1
КАК ЛУЧШЕ УПРАВЛЯТЬ РАЗЛИЧНЫМИ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Вы уже познакомились с особенностями и свойствами трёх исходных состояний покоя: телесного покоя, бесстрастия и безмыслия.
Вы уже знаете, как важны эти состояния и поэтому Вы их используете, прежде всего, для того, чтобы снять усталость и эмоциональное напряжение дня.
Вы освоили методику сеанса психомоделирования и стали применять эти сеансы для развития у себя нужных Вам психических качеств, а также для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, улучшить своё настроение и физическое самочувствие.
Всё, что Вы уже научились делать, теперь поможет Вам боле глубоко и эффективно освоить культуру регуляции эмоциональных переживаний и настроения.
Теперь мы начинаем новый цикл учебных тем, на занятиях которых Вы сможете достаточно легко освоить основные навыки регуляции основных отрицательных переживаний.
Какие же это эмоциональные переживания. Назовём наиболее значимые из них.
Переживания | Переживания | Переживания |
гнева, злости, раздражения, неприязни, отвращения. | ужаса, страха, напряженности, тревожности, беспокойства. | оскорбления, обиды, униженности, безысходности, тоски. |
Эти переживания и те отрицательные переживания, которые не вошли в этот список, как правило, воздействуют на человека подобно боли.
Они захватывают всю психическую активность человека, подавляют другие желания, интересы, потребности, действия.
По мере того, как эти отрицательные переживания развиваются, человек бессознательно стремится к тому, чтобы они скорее прекратились, особенно если эти переживания заставляют человека страдать.
Человек по-разному реагирует на такие переживания.
Одних эти отрицательные переживания захватывают целиком, и они живут и действуют под их влиянием.
Других эти переживания заставляют включиться в активную борьбу с ними, и искать способы как выйти из возникшей ситуации.
Если Вы принадлежите ко второй группе, то эта и последующая тема цикла поможет Вам освоить психотехнику ухода и отвлечения от различных отрицательных переживаний.
Итак, Вы хотите научиться отвлекаться, отключаться, забываться, уходить от этих отрицательных переживаний.
Как это делается?
Как Вы помните из материала учебных тем предыдущего цикла, все отрицательные переживания связаны, прежде всего, с тем, что те или иные факторы окружающей действительности воздействуют на нашу психику и через неё на эмоциональные центры.
Центр страдания активизируется и поскольку он не однороден и имеет разную структуру, мы переживаем разнообразные по своему характерцу отрицательные эмоции.
Маятник наших эмоций сдвинут влево, в минус.
Эмоции | ||
Отрицательные переживания | Состояние бесстрастия | Положительные переживания |
Теперь его нужно перевести в среднее состояние. Это значит, Вы должны перейти от отрицательных переживаний в состояние бесстрастия. Как это делается, Вы уже знаете.
Следующим этапом эмоциональной саморегуляции является переход из состояния бесстрастия к положительным переживаниям.
В различных ситуациях, которые возникают в жизни, от нас требуется выдержка и самообладание, так как эмоции, которые мы начинаем переживать носят деструктивный характер и могут толкать нас на разные необдуманные поступки. В этих ситуациях нам приходится принимать разные решения и часто бывает так, что времени на обдумывание таких решений крайне мало. Поэтому следует быстро успокоиться и отключиться от эмоциональных переживаний.
Как регулировать свои эмоции, когда у нас почти нет на это времени?
Для этого надо использовать уже имеющийся у Вас опыт и научиться практически использовать освоенную Вами психотехнику.
Стратегия действий здесь следующая.
1 Þ Надо ещё раз отработать технику погружения в состояния телесного, эмоционального и умственного покоя с помощью телесно-образных кодов.
2 Þ Надо с помощью сеансов психомоделирования отработать непроизвольные реакции эмоциональной защиты от возможных отрицательных ситуаций и по необходимости уметь их вызывать с помощью телесно-образных кодов. Обычно применение этих кодов быстро вызывает непроизвольную реакцию успокоения и доминирования умственных процессов над эмоциональными.
Ниже приводятся примеры приёмов возможной быстрой защиты от отрицательных переживаний на основе телесно-образных кодов.
Психотехника формирования
Телесно-образных кодов
Эмоциональной регуляции
В трудных ситуациях
Þ Ситуация эмоционального дискомфорта.
Вы взволнованы, испытываете неприятные переживания, которые мешают Вам быстро и правильно принять решения и поступить наилучшим образом.
Если Вы двигаетесь, то остановитесь, где-нибудь присядьте и сосредоточьтесь на своих переживаниях.
1® Приём осмысления переживаний.
Осмыслите эти переживания.
Ø Что вы чувствуете?
Это страх, неудовлетворённость, напряженность, неудобство, стыд, скованность, отвращение или что-то иное. Обозначьте словом своё переживание.
Я испытываю… .
Ø Подумайте, почему Вы это чувствуете?
Почему возникло это переживание?
Я испытываю это переживание потому, что… .
Ø Ваша позиция: это переживание мешает мне правильно поступать. Оно вредно для меня. Я должен от него избавиться!
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код, позволяющий образно-чувственно осмысливать и оценивать вред для себя отрицательных переживаний, примените его.
2® Приём формирования маски релаксации.
Сконцентрируйте внимание на лице.
Расслабьте мышцы лица и примите успокоенное, бесстрастное выражение.
Прочувствуйте кожу лба.
Мысленным самомассажем разгладьте ее.
Помассируйте скулы, губы, подбородок.
Почувствуйте, как лицо расслабляется, принимая выражение «маски релаксации».
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код расслабления лица, примените его и прочувствуйте маску релаксации.
3® Приём релаксации рук и тела
Закройте глаза и мысленно помассируйте:
§ большой палец;
§ указательный палец;
§ средний палец;
§ безымянный палец;
§ мизинец;
§ ладонную поверхность;
§ тыла кисти.
Проделайте эти действия с кистями обеих рук, с предплечьями, плечами.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код расслабления рук и тела, примените его и прочувствуйте расслабление тела.
4® Приём формирования состояния бесстрастия и безмыслия.
Сосредоточьте всё внимание на языке. Прочувствуйте язык. Мысленно его помассируйте и успокойте его.
Расслабьте кончик языка.
Расслабьте его края и центр.
Расслабьте корень языка.
Вообразите и прочувствуйте свой язык ленивым, неподвижным, как будто это предмет, который вы положили в рот.
В сознании возникают паузы словесного молчания.
Усилим эти паузы расслаблением голосовых связок. Вообразите и прочувствуйте как ваши голосовые связки расслабляются и свободно повисают над гортанью.
Возникает состояние безмыслия, которое Вы легко контролируете.
Сосредоточьтесь на грудной клетке. Прочувствуйте, как Вы дышите.
Начинайте дышать глубоко, спокойно медленно. Медленный вдох, ещё более замедленный выдох.
Отдыхайте от всех своих забот, но не засыпайте.
Почувствуйте, что Ваше состояние бесстрастия углубляется.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код формирования состояния бесстрастия и безмыслия на основе расслабления языка, голосовых связок и регулируемого дыхания, примените его и прочувствуйте это состояние, которое тут же блокирует любые отрицательные переживания.
5® Приём формирования оптимистического настроения и принятия решения.
Сосредоточьтесь на удовольствии от отдыхающего тела, от предвкушения Ваших успехов в тренируемой ситуации.
Отразите чувство удовольствие на Вашем лице.
Вообразите любую приятную для Вас ситуацию и чувственно проиграйте её.
Ваше настроение из состояния бесстрастия становится оптимистическим. Вы овладеваете возникшей трудной для Вас ситуацией и можете её обдумывать и быстро принять решение.
Мысленно примите уверенную позу.
Почувствуйте прилив уверенности.
Сформулируйте принятое решение. Я должен… .
Представьте, как приятно выполнять принятое решение.
Мысленно представьте, как Вы это делаете и почувствуйте гордость за себя.
Þ Внимание! Если у Вас сформирован телесно-образный код формирования оптимистического настроения, примените его и сформируйте это состояние для принятия нужного решения.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите текст приёмов и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём заключаются особенности приёма осмысления переживаний? У Вас имеются система телесно-образных кодов, позволяющих это делать на образно-чувственном уровне?
2 ÞВы хорошо владеете телесно-образным кодом формирования маски релаксации?
3 ÞВы умеете применять телесно-образный код для формирования релаксации рук и тела?
4 ÞВам удаётся применить телесно-образный код для формирования состояния бесстрастия и безмыслия?
5 ÞКак Вы применяете телесно-образный код для формирования оптимистического настроения и принятия решения?
Если Вы испытываете трудности в применении каких-то телесно-образных кодов, вернитесь в ту часть учебника, где Вы можете эти коды отработать до совершенства.
Возьмите диктофон и CD-плэйер.
Разработайте формулы для самопрограммирования эмоциональной устойчивости в сложных для Вас ситуациях. Подготовьте сеанс.
Алгоритм действий
§ Вспомните ситуации, которые вызывают у Вас отрицательные переживания и Вы хотели бы сформировать по отношению к ним эмоциональную устойчивость. Составьте список этих ситуаций.
§ Возьмите одну ситуацию. Представьте, что нужно делать, чтобы в этой ситуации вы испытывали эмоциональную устойчивость. Составьте словесно-чувственные формулы для их иллюстрации и перевода в телесно-образные коды. Запишите их в тетради.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера сеанс введения в состояние трёх нулей по телесно-образным кодам.
§ Продолжите запись на микрофон текста Ваших формул для данной ситуации.
§ Запишите на диктофон сCD-плэйера этап выхода из состояния трёх нулей.
Сеанс самопсихомоделирования завершён.
Þ Домашнее задание.
Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной устойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.
Тема 2